119. Рабы и наемники

 Авва Дорофей (христианский святой подвижник 6 века), говоря о степени духовного совершенства, различает три образа служения Богу: раба, наемника и сына. Раб служит Богу из страха понести наказание, наемник работает за будущее воздаяние, сын служит Богу по любви к Нему. Эти три состояния отражают три ступени совершенства, на каждой из которых можно достойно служить Богу по мере своих сил и возможностей. "Страх Господень - начало премудрости," - возглашает пророк Давид в одном из псалмов. То есть страх Божий - это не препятствие (как пытаются иногда доказывать люди, далекие от веры), а средство. Человек не волен выбирать свою ступень. Он не может, к примеру, захотеть и превратиться из раба в сына: наше отношение к Богу определяется нашим наличным духовным состоянием, которое Бог, конечно, видит, а не тем, что мы сами об этом думаем. Однако, человек, при содействии Бога, может кардинально измениться и, забыв про страх и плату, начать служение по любви. Разумеется, с тех времен ничего по сути не изменилось: и сегодня есть рабы, наемники и сыны. Есть, правда, одна досадная нелепость, которая приносит много вреда и раздора: мне кажется, что сегодня слишком часто рабы и наемники учат сынов, как им быть рабами и наемниками. Это - недопустимо, но... наверное, у настоящих сынов должно быть и серьезное испытание их любви


Рецензии