В музее Сурикова

Достопримечательности Красноярска,встреча с художниками 19 века в музее Сурикова.
Сегодня на нашем пути,одна из достопримечательностей Красноярска,Музей Сурикова на улице Парижской Коммуны 20,поистине культурное место,с которым связана жизнь искусства города,и не посетить этот культурный центр я считал бы слишком неуважительным к культуре,и того если вы проездом в городе или гостите в нём то посетите этот реликтовый уголок овеянный дыханием муз.Да и добраться на общественном транспорте сверившись с Яндекс картами,или ГИС проводником нетрудно,выстроить маршрут по силам любому.Но мы решили добираться,на такси без пересадок на автобусе,и истратили денег на такси столько же сколько бы пришлось в переполненном автобусе,с района Покровского на улице Караульной,до Парижской Коммуны 20,обошлось это в 160 рублей,а ведь расстояние до центра приличное около 7 ми километров с лишком.Представляю,как мы бы измотались в автобусах с пересадками,и время истратили и силы бы не сберегли.Примечательно,что такси оказалось маленьким автомобилем,эконом класса если вызываешь на номер телефона:2220222 авто эконом класса то экономить около 50 рублей скидка есть,а разницы никакой,авто эконом класса не новый ,как обычно Но по японски крепкий без поломок транспорт.
Водитель,как обычно оказался выходец из Азии из стран востока бывшего СНГ,но СНГ распался и нас многое разъеденило в коммуникативной составляющей международного общения,но ещё много выходцев из этих тюркоязычных стран осели в Красноярском крае.
Вот колорит,поездок на такси,водитель тюркоязычный обычно смотрит на смартфон на подставке и сверяется с картой проложенного пути маршрута линией чертой тянущейся по экранчику.И обычно,то наушник гарнитура от смартфона у него в ухе ,или же он подносит к уху телефон,и всю дорогу отвлекаясь невнимательно шепчет и восклицает на своем наречии,с кем то воркуя или мурлыча,в незнакомых словах.Любезничая в трубку вовсю.
Так доехав ,до музея мы высадились,расплатясь с таксистом,при этом он любезно сказал вас к шлагбауму,к входика во двор уточняя,так удобно ли вам.Обходительно,сам спрашивает,другой бы не был так вежлив,и точен.
Вот мы и вышли,и направились к музею,бодрым шагом ожидая благосклонную встречу с искусством,и много духовного несёт этот художественный мир,но это потом не стараясь предвосхищать всё по порядку.
Музей в среду и четверг работал с часа дня,и мы приехали спустя это время минут на двадцать и всё было в нашем распоряжении.Вход музея,небольшую площадку у входа украшали кованые велосипедист,наверное,как напоминание об этом великом изобретении двухколёсного транспорта на мускульной силе одних ног,и рулевого управления,перенося нас науку старины и великих открытий новаторов 19 века.Это тоже неплохой знак решил я,как мило.Но ещё больше меня удивили две фигурки сказочных существ на верхних выступах пробок от входа,это химеры с чудовищными обликамт следили и охраняли покой музейного святилища.Взглянув повыше,я увидел,как с одного выступа,отвалился слой штукатурки,открыв серую стену с трещиной,хороший признак решил я,где то я слышал что слой штукатурки и художников невечен и отваливается,отслаивается от сырости,и это и есть значок художественное пятно внешнего слоя красок.Во всяком случае,эту примету я вспомнил,как часть игры природы красок и непостоянства поверхности линий начертанного.
Затем и происходят явления,внеприродного порядка,а творческого лада,так я решил и двинулся к входу в музей,сначала посмотрев на табличку с левой стороны на английском,справа на кириллице,они были неправдоподобно узкими и тонкими дощечки привлеченные к стене,и я подумал насколько они написаны точнее выбиты миниатюрным шрифтом,что приметить их издалека было невозможно,почему они такого небольшого размера,ведь надо расширять надписями восприятие окружающих и вносить коррективы в сознание,вряд-ли эти таблички дощечки были выполнены рекламистом а сузились до границ биополя фигуры приглядывающейся к мелким чертам и штрихам.Непорядок надо во весь голос и цвет и набор звуков заявлять о событийном.И коль знаки эти оказались излишни мелкими то,кто то не продумал концепцию зрелищ.Далее я отворил наконец толстую деревянную дверь покрытую жёлтым лаком,а за ней другую.И очутился на лесенке подъёме,лесенка была ладная оттенка мрамора,и я взошёл по ней к вестибюлю,там вдали я заприметил кассу и кассира подошёл к окошечку и попросил билеты их цена 150 рублей,что вполне сносно и терпимо и стоит того.
Затем раздевшись в гардеробе,и получив бирки ярлычки с номерками,затем пошел в залы,с экспонатами.Я увидел,что музей располагает к камерности и тишине, всё было размеренно и наплыва посетителей не предвиделось в изобилие, всё так и это было к лучшему можно было неторопливо в нескольких залах переходах разглядывать полотнища русских классиков 19 века,и это волновало соприкосновение с историей словно по прошествии веков вернулась кладезь сокровищ,и подойдя ближе я начал фотографировать картины,и сам позировал возле них во весь рост на их фоне столетних историй и свидетельств времени.Полотна,висели то небольшие по формату листа,то совсем внушительных пропорций написанные в крупной форме,вот я подошёл к портрету Сурикова,где он был изображён со своей бородой и артистической прической,и это оригинал,подлинник того,что я видел только на репродукциях из художественных альбомов посвященных живописи,об этих именах ,и других мы слышали со школы,в учебниках для школьников они присутствовали и с этого возраста у нас возникают представления о широком даровании итразмахе их величины и вклада в самобытную русскую культуру,что формирует самосознание народа в широком охвате.Взглянув в другом зале,на полотно Сурикова изображавшей Доброго Самарянина,я застыл и и длительное время впитывал этот библейский сюжет,ставший достоянием живописи,многие были одержимы музами,от этого сцены из античной мифологии и персонофикация взятая из мифов.Но посмотрев на Благовещение Сурикова я вновь понял,что у этого художника был ангел хранитель,оборонявшие его от бед и напастей.И ангелы хранили его,проницали его палитру.Ведь не только Фортуна,приносит удачу,или амур или купидон,но и вестник свыше,чей голос не затихает среди ночей и хранит среди будней,бытовых приготовлений,и в опасности.
Чудесно,что холсты с их историзмом,прошедшие почти через два века снова посетили Красноярский край,и путь духовный в облике художника,рисовальщика это просветленность цветов прозорливца против бесцветности,и пустоты и мрачных тонов.
У меня с детства был буклет из открыток с коллекцией Сурикова,и я часто наблюдал эти открытки,это обширный мир витал в моём воображении,и я пееосилсяив мир духовного подъема и фантазии,чей ресурс был неисутичерпаем,я часто присаживался у дивана и раскладывал картинки по перемешивая их,ища цифру по порядку на листке,и мне казалось,что время превращалось вместе с ними в порядок обликов портретов музыкант,барышень,женщин написанных Суриковым,ведь приметить в облике тонкие черты ,словно через лучевидную перспективу и выстроить холст,в неподражаемо подчерке руки и глаза,и приметить деталь и душевную природу тени и материи,и запечатлеть в преображенном видении реалии облагородив идеал и канон человеческой красоты.Но у Репина и Сурикова,есть грозные и устрашающие сюжеты на исторические темы и вечные вопросы в государстве о воле и завоеваниях,это Утро Стрелецкой Казни,где очерчена фигура Петра1 в одиозном,величии кары,и трепет и судорога перед казнью стрельцов и их горе.но на выставке её не было она осталась воспоминанием в буклете советского времени.Но далее не преувеличить,этот гений мыслителя художника,и духовные поиски в его пути несомненны,это так,и культура выиграла от их поисков вне времени,и вне обстоятельств ведь эти картины в музее овеяны судьбоносностью лет,прожитых и это не громкие слова ради всего человечества.Вообще посещая музеи,читая знаменитые книги,некоторые из нас начинают впадать в крайности философии,и спрашивать,что раньше взялось:дух или материя?И высокопарные суждения и доводы о духовности,сопровождают нас,и мы говорим неуклонно и неоспоримо,что это духовность.Так шедевры в виде книг холстов художников это творчество ,взятое от истин,и сопротивлению отрицанию веры,мы видим,что они взялись не из пустоты,а из слов красок и предчувствий и ожиданий будущего,ведь всё великое,а в этом я убедился в музее,есть итог борьбы духа против разрушительности,и предвзятости ,где есть отрицающие прекрасное и абсолют недостижимости,и впадающие по философским этим категориям и утверждениям в безобразное,но об этом не следует распространяться.В данный миг прекрасное овладело мной,и сопережил сродни катарсису ,очистительное состояние души.Вот я остановился,возле холста Айвазовского Извержение на Везувие,и великие тона и темперы этого мариниста,стихийно наполнили меня смыслом.Это история жизни,и это благоволение судьбы,что я воочию вижу знаменитые картины,это не сон ,а явь.соприкосновение с знаменитыми явлениями,побуждает к переосмыслению жизни,то о чём мы слушали из слухов и научных теорий ,и идеализировали,и считали недосягаемым,нам не подвластным,с чем казалось не встретишься,не соприкоснешься на ощупь и осязанием,такое лицезрение рукописей,артефактов,реликвии культуры,и ты с ними встретился в реальности,и изменился в лучшую сторону,набравшись сил.И оптимизм,от художеств,как например в музее Сурикова,с полотнами Маковского,Шишкина,это убеждение,что мы духовно прикоснемся к частицами истории,и силы этих духовных носителей не покинут нас никогда.Грезы о Ге,Левитана,наполнили меня,и я беспрестанно сравнивал это искусство,со всем виденным и не находил подражателей,их кисти,это проверено временем архетип их вечных идей,как утверждал философ.Но мечтать,и философствовать,в отрыве от жизни,населяет наш разум излишним меланхолизмом,и я так и вижу картину наклонившегося над книгой меланхолика,и ушедшего в излишний вымысел книжности и унывающего в сферах высоких вопросов и несостоятельности реальности.Все это приводит,к навязчивым мыслям,и излишняя учёность,иногда это мелочность,придирчивость к мелочам от чего меланхолик скорбит недовольный и неуживчивый и раздоажающийся от несовершенства людей по близости.Но и книголюбом надо быть,черпать информацию,научного толка из гносеологии то есть теории познания вопросов явлений,так помогают книги,следя за живописью мы берём вес слова и палитра это запечатленная музыка спектра мировых цветов с помощью масла гуаши состав красок это набор вещества сгустки пластичного вещества,а сколько точности В Маковском,по сравнению с фотографией,что машинальна даже,это одно мобиль против мировоззрения художника всплывают во сне предрассудки,о интегральной микросхеме,и точности прикосновения руки художника.
Вот снова,остановившись,у картины Мокрицкого,чьи даты жизни1810-1870г,Карнавал Итальянки на балконе,я подивился цветовой игре его живописи,ярким нереальным краскам,словно это цветовые отблески вечных нарядных типажей против природы серости и вселеннского угасания.Не угаснет их гений,через века снова восхитить зрителей,и очевидцев приблизившихся ,к стороне бытия в негасимых отблесках сценок из жизни,и самого света,проходящего через тьму.
Последний зал был зал икон,и оглядев их фантастические сюжеты,отдалявшиеся от принятых канонов,где иногда были изображены чудовища и сопротивляющиеся им ангелы и святые,я поглядел,и представил,что за фантазеры,видели пропасть,и веру,и чертили эти видения,коммогонически.Но забранные из церквей и ставшие экспонатами живописи.Тоже,часть хоть и фантазий,но игры эти космогонические,с чудовищами были слишком преувеличены.И взглянув на икону рублевского стиля,я пришёл к выводу,что это и есть образец религиозной живописи,без того ,что вносит сумятицу в замысел.
Но близилась минута расставания с музеем,и я снова прошёл,к залам классиков,и посмотрел на небольшую картину Бенуа,где был изоображен собор.И эти темно,тонкие разводы,сквозь туманные очертания,говорили о значении архитектуры и мистики.
Но уже уход,и одевшись Я оглянулся,и всё предстало этот особняк,изнутри показался настолько,милым и гостеприимным,смотрительницы зал,так же сидели и следили за доверенным им порядком на стульях,и драпированные пропахнувшие пылью старинные диванчики,и арки окон,и теплый свет, всё говорило,что нет предела изяществу.Я услышал голос смотрительницы,предупредительно ,говорящей в строгом тоне одной из посетительниц:слишком рядом к картине отойдите подальше,нотация прозвучала слишком наставительно,и словно есть нелепости и несуразности,в гармоничном мире искусства.
И вот наконец,выйдя из музея.Мимо шествовали занятые люди,потоком идущие рядышком с музеем,они о нём знали,и наверное посетили его,а если не так,то многое,в ноябрьском воздухе было,по городскому текущее,и исчезало,в сплетении забот,сущностей,и спешка толпы была ,та,что несёт по городу энергетику и волну движения,оттого итрастворяется любой в уличном просторе ,и что я не принимал за увеселение,свое пребывание в музее,а восхищение,будоражило меня.И я растворился,в уличном просторе и восхищённый музеем,ещё долго переживал.
Так,что мои друзья,не смотря,на мои утомительные философствования,вы посетите музей тоже,подивитесь классикам.Посетите улицу Парижской Коммуны20.


Рецензии