Докаданс

Герман Лукьянов о записях музыки из своего архива (1962-1976), вошедших в Альбом "ДоКАДАНС" 3 CD-BOX "ART-BEAT MUSIC",2012

     Альбом  начинается с записей 1962-го года, когда мы играли в трио с Альфредом Григоровичем на контрабасе, Михаилом Терентьевым на фортепиано, а сам я играл на флюгельгорне. Трио было без ударных – меня тогда интересовал партитурный аскетизм. Конечно, в то время это казалось диковато. Основную идею такого решения можно назвать «everplay».  То есть, мы должны были переговариваться репликами и создавать общую ритмическую канву, в которой было бы достаточно ритма, для того чтобы музыка не казалась ущербной. С этой программой мы выступали на фестивале в Москве. Музыканты этот ход оценили, были очень хорошие отзывы. Когда председатель жюри фестиваля Бабаджанян, объявляя лауреатов первой премии, произнёс фразу «… самому оригинальному ансамблю…», то я, помню, даже привстал. Но оказалось - зря, поскольку самым оригинальным жюри сочло ансамбль Товмасяна. Тем не менее, это был первый наш значительный успех, и была сделана запись.
        Спустя четыре года, в 1966-м, я собрал трио с Леонидом Чижиком на фортепиано и Владимиром Васильковым на ударных. Чижик был тогда ещё совершенно никому не известным молодым музыкантом, ему было девятнадцать лет, и Васильков был примерно того же возраста. Это трио было уже без баса. Кстати, без баса мне понравилось больше, и я какое-то время использовал этот подход и в других ансамблях. Одна из пьес того периода, вошедшая в сборник, - это «Молитва», посвященная жене Инне. Правда, слово «молитва» было недопустимо для советской идеологии, поэтому один комсомольский деятель, желая мне помочь избежать конфликта, переименовал её сначала в  «Бесполезный разговор», а позже - в «Разговор с тобой». Под этим названием пьеса вышла на пластинке «Джаз – 66». Кроме того, здесь представлена довольно известная – в узких кругах, конечно, - пьеса «Крестьянская свадьба». Это сложная композиция в форме рондо с квадратом на сто тактов. Я вложил в неё всё, чему научился в консерватории, и даже больше: полиметры, переходы от 6/8 к 5/4, к 3/4 и так далее. C этими пьесами мы выступали на фестивале в 66-м году. Председателем жюри был Александр Цфасман*, и мне сказали, что он аплодировал нам стоя. Мы получили высочайшую оценку: каждого из нас отметили как лучшего инструменталиста на своём инструменте, кроме того, была признана лучшей моя композиция, и наш ансамбль тоже оказался лучшим.  То есть, мы получили пять дипломов лауреатов на троих. Но вскоре это трио распалось по причине трудной управляемости.
        Вокальные композиции в альбоме представлены двумя пьесами. Это «Вокальный квартет» и «Русские частушки». Правда, хронологически вокальный квартет был записан позже, но я решил, что важнее будет соблюсти принцип «вокал с вокалом», чем хронологию. Текст для вокального квартета я написал сам. «Русские частушки» были мной написаны для «ВИО-66» Юрия Саульского**. В то время он относился к моему творчеству скептически и ценить меня начал уже потом. Тогда же я выглядел этаким экстремистом. В «ВИО-66» был большой вокальный состав, в котором, кстати, пела Валентина Толкунова, ставшая впоследствии супругой Саульского. Я взял текст частушек из сборника. В то время велись разговоры, что русский язык не подходит для джазовой эстетики, а я был увлечён идеей джаза на русском языке. Это было сродни тому, как при Глинке и Даргомыжском говорилось, мол, русский язык не подходит для оперы, а в итоге все эти разговоры себя не оправдали. Поэтому я всегда старался, чтобы русский язык звучал. Однако одну из частушек забраковал звукорежиссер и отказался включать ее в запись. Там был такой текст: «Моё тоненько судёнышко не тонет, не плывёт. Меня миленький не любит - и другому не даёт». Во фразе «не любит и другому не даёт…» ему померещился гомосексуальный подтекст, в результате эта безобидная частушка так и не была записана.
       Меня интересовали самые разные комбинации внутри ансамбля, и, как следствие, возник дуэт с Игорем Брилем. По сути можно сказать, что дуэтов было два: это два фортепиано и фортепиано с флюгельгорном. И оба дуэта вошли в этот альбом. Записи имели успех. Их часто передавали по радио в Польше, считали, что это интересно. Я не буду рассказывать, что и как мы играли. Это надо слушать. Например, там есть такая композиция «Традиновация», которая начинается с ударов ногой по педали рояля, в результате чего получается такой звук: «Тюфф! Тюффф! Тюффф!». Он разрастается - и получается эффект ударного инструмента. Не знаю, делал ли кто-то нечто подобное до меня или это я придумал…
       Затем, когда я уже сотрудничал с радио, был секстет, в котором играли трубач Константин Носов, Алексей Зубов на саксофоне и Константин Бахолдин на тромбоне. Остальных я не перечисляю, их можно увидеть в трек-листе альбома. И был септет с Геннадием Гольштейном, который в это время работал на радио.
       В 1972-м году мы записались с тенор-саксофонистом Вадимом Вядро. Это был очень талантливый музыкант, который, эмигрировав, к сожалению, сгинул в американской пропасти. Характер у него был трудный, он был довольно заносчивым, что помешало ему удачно устроиться в эмиграции.
       В 1974-м году сделана запись в квинтете с Александром Пищиковым. Он был тогда уже очень яркой личностью, боготворил Колтрейна. Вообще говоря, первым в СССР добился настоящего саксофонового звука Геннадий Гольштейн. Потом был Роман Кунцман. Они действительно сумели научиться играть так, как играли американцы, найти правильный способ звукоизвлечения, что,  конечно, очень трудно было сделать, находясь через океан от первоисточников и практически не имея информации. Потом появился Александр Пищиков, который тоже заиграл очень выразительно. У него был ряд недостатков: играл неритмично, сбивался с квадрата, не очень хорошо знал гармонию. Но фразы, дух, интонации – это было восхитительно, и поэтому с ним было интересно играть.
       Еще одна запись, вошедшая в настоящий альбом, была сделана в Таллинне в 1976 году. Тогда с нами работал тромбонист Аркадий Шабашов, который потом эмигрировал в Америку. Аркадий обладал прекраснейшим звуком! Он работал в оркестре Олега Лундстрема, и, когда нужно было продать какой-нибудь тромбоновый мундштук, приглашали его. Он приходил, брал инструмент и буквально заливался соловьём - прекрасный звук - и верх, и низ - все ноты берутся! А дело-то было в мастерстве, а не  в мундштуке. Поэтому, чтобы продать мундштук, обязательно звали Аркадия. А на фортепиано с нами играл Николай Левиновский. Программа была собрана из моих авторских пьес, а также композиций Шабашова, Пищикова, Левиновского – всех понемногу. Это было что-то интересное.
       Вот, что вошло в этот сборник на трёх дисках. Конечно, всё объять невозможно. А в связи с давлением со стороны законодательства в области авторских прав, выбирать композиции для альбома пришлось только из моих пьес.
       Конечно, мне всегда хотелось, чтобы эти записи были задокументированы. Всё-таки произведена работа, налицо достижения, и было бы обидно, если бы всё растаяло, как дым, и ничего бы не осталось. Всё-таки последние работы у меня более или менее зафиксированы – не все, конечно, но, может быть, четверть. Что же касается более ранних записей, то на пластинках практически ничего не выходило. А ведь, это наша история, там есть, что послушать! Здесь играет очень много знатных музыкантов. Это же  «сливки» нашего джазового общества тех времён! Когда я ставлю эти записи молодым людям, они удивляются. Оказывается, жизнь была и до их рождения, и люди делали что-то хорошее! Поэтому возникла мысль издать такой альбом.
       Каждый раз, когда происходила очередная запись, я добивался того, чтобы мне делали копию. Что-то лежало у Аркадия Петрова***…. Первые записи были сделаны на скорости 38 оборотов. Потом уже писались на студии, где всё было более культурно, и мне давали бобины с записями  на скорости 19. То есть, в основном материалы для альбома взяты из моего личного архива, и я очень надеюсь, что это вызовет интерес у ценителей джаза.
       Большое спасибо за преданность джазу и поддержку всем, кто помогал выпустить этот альбом.  Особая благодарность продюсеру Николаю Богайчуку за обширный, прекрасно оформленный альбом. Он тщательно отобрал материал по архивам полувековой давности и представил его в 3 CD-BOX «ДОКАДАНС», куда вошли «до-кадансовские» (отсюда игрословица в названии) записи моих  композиции с разными ансамблями с 1962 по 1976 годы.
**********               
ГЕРМАН ЛУКЬЯНОВ  «ДоКАДАНС» 3 CD-BOX "ART-BEAT MUSIC" 2012
CD 1:
1. Когда же?
2. Хоть ты и не любишь джаз, но я люблю тебя
3. Пруд около моей деревни
   Запись: 12.10.1962
Трио:  Альфред Григорович (контрабас), Михаил Терентьев (ф-но), Герман Лукьянов флюгельгорн)
4. Крестьянская свадьба
5. Молитва
6. Ясный день
   Запись: 1966 г.
Трио: Леонид Чижик (ф-но), Владимир Васильков (ударные), Герман Лукьянов (флюгельгорн)
7. Русские частушки
8. Вокальный квартет
   Запись: 1966 г.
«ВИО-66» п/у Юрия Саульского
9. Традиновация
   Запись: 1970 г.
Дуэт:  Герман Лукьянов (ф-но), Игорь Бриль (ф-но)
10. Равновесие ритма
11. Гармошка
12. Прости меня, прости
13. Подмосковные страдания
    Запись: 1970 г.
Дуэт:  Герман Лукьянов (флюгельгорн), Игорь Бриль (ф-но)

CD 2:
1. Вальс
2. Инна
3. Мельница
4. Спектр
   Запись: 22.01.1966
Секстет: Герман Лукьянов (флюгельгорн), Константин Носов (труба), Алексей Зубов (тенор-саксофон, флейта), Константин Бахолдин (тромбон), Владимир Смоленицкий (контрабас), Михаил Кудряшов (ударные)
5. Грустный Дизи
6. Играй, Игорь
7. Игра с тенью
8. Прощание с летом
9. Предки
   Запись: декабрь 1971 г.
Септет:  Герман Лукьянов (флюгельгорн, альтгорн), Геннадий Гольштейн (альт саксофон, флейта), Алексей Зубов (тенор, сопрано и баритон саксофоны), Константин Бахолдин (тромбон), Игорь Бриль (ф-но), Анатолий Соболев (контрабас), Михаил Кудряшов (ударные)

CD 3:
1. Удача
2. Исцеление
3. Равновесие ритма
   Запись: 1972 г.
Квинтет: Вадим Вядро (тенор саксофон), Герман Лукьянов (флюгельгорн), Игорь Бриль (ф-но),Виктор Двоскин (контрабас), Виктор Епанешников(ударные)
4. Впереди зима
5. Кубинский карнавал
6. Пойду туда, не знаю куда
   Запись: 04.03.1974
Квинтет: Герман Лукьянов (флюгельгорн, альтгорн), Александр Пищиков (тенор саксофон), Игорь Бриль (ф-но), Анатолий Соболев (контрабас в 4 и 6 треках),Виктор Епанешников (ударные)
7. Абрам
8. Горбатого могила исправит
9. Исцеление (2-я версия)
10. Звуки памяти (посвящение Д.Д. Шостаковичу)
    Запись: 24.05.1976, Таллинн
Секстет: Герман Лукьянов (флюгельгорн, альтгорн), Александр Пищиков (тенор и сопрано саксофоны), Аркадий Шабашов (тромбон), Николай Левиновский (ф-но), Виктор Двоскин (контрабас), Виктор Епанешников (ударные)

***
* Александр Наумович Цфасман (1906 – 1971) – советский пианист, аранжировщик, дирижер, руководитель оркестра, публицист и общественный деятель. Один из родоначальников советского джаза, руководитель нескольких джазовых коллективов, в том числе художественный руководитель джаз-оркестра Всесоюзного радио.
** Юрий Сергеевич Саульский (1928 – 2003) – советский и российский композитор, дирижер, автор балетов и мюзиклов, автор песен, музыки к телеспектаклям и кинофильмам. Народный артист РСФСР.
*** Аркадий Евгеньевич Петров (1936 – 2007) - советский и российский музыковед, крупный специалист в области джаза, первопроходец джазового радио. Первый в России организовал на радиостанции «Юность» регулярную джазовую передачу «Радиоклуб Метроном». В 70-е годы читал курс по истории джаза в училище им. Гнесиных.


Рецензии