North Sea Jazz 1984 Нидерланды
Ко времени поездки в Голландию «Каданс» был в полном расцвете. Это был ансамбль, который убежденно верил в себя, проиграл много сложной для того времени музыки, с успехом выступал в залах консерваторий и филармоний. Конечно, работа с «Кадансом» дала мне очень много. Я вовсю сочинял музыку. У меня были программы, которые я часто менял, упрямо воплощая в музыке свои идеи. Если обобщить кратко, это было соединение искусства импровизации с искусством композиции. Мои артисты постепенно освоили новое звучание, развитие мотивов, сложные комбинации гармоний и ритма. Пришло раскрепощение – начали фантазировать... Появился свой стиль у ансамбля – «Каданс» узнавали. В общем, образовалось некое единство, может быть, не единомышленников, но людей, понявших или принявших мою доктрину и в этих условиях свободно выражавших себя как музыканты. Это было сообщество не солдат, но… офицеров (смеется).
Как только я узнал о возможной поездке на фестиваль North Sea Jazz 1984 (Нидерланды), тут же принес в Росконцерт программу нашего выступления – для афиши: авторские композиции и мои аранжировки американских хитов. «С такой программой вы не сможете туда поехать», - сказали мне. «??? А что вы предлагаете?» - «Включите советских композиторов - Дунаевского, Пахмутову, например… Подумайте еще о ком-то…» Я вышел за дверь, подумал и решил … отказаться. Один мудрый человек догнал меня в коридоре и убедительно растолковал: «Хочешь поехать на фестиваль, напиши другую программу – для афиши (точнее - для спецотдела), а играть будешь, что хочешь!» Я вспомнил эпизод с «двойкой» по композиции в консерватории, мою «переэкзаменовку» (сочинил то, что хотели услышать) и… согласился.
То, что мы приехали в Голландию, да еще на престижный джазовый фестиваль - это было, конечно, чудо. Даже в соцстраны попасть было не так-то легко, а в капстраны – и подавно: выпускали с невероятным трудом, тщательно проверяя благонадежность. И вдруг – Голландия! Когда мы вошли в фойе гостиницы, увидели негров - с тромбонами, саксофонами; один из них барабаны на тележке катил медленно, красиво. Андрей Боднарчук, наш гитарист, чуть не потерял сознание: «Это ж вся Америка! У каждого на морде написано, что он джазмен!». Возле стойки администратора стоял Диззи Гиллеспи (!), надув свою жабью шею. Я растерялся: познакомился с ним, а пластинки свои ему не подарил. Волновался тоже, но не так, как бедный Андрей.
Не успел я войти в свой номер, как раздался звонок немецкого журналиста, а через несколько минут – американского. Их, особенно американца, интересовало все: какой у нас репертуар, где мы берем ноты, сколько получаем, какие гастроли. Вопросы касались таких деталей, что я попросил переводчика узнать, не хотят ли они перейти работать в Росконцерт (смеется).
Наше выступление состоялось на следующий день. Пришли в зал. На сцене играл известный «European Jazz Quartet». После его выступления – три хлопка. Заглянул за кулисы. В зале человек двадцать, сидят развалившись, в непринужденных, ленивых позах. Кто-то жует поп-корн, кто-то пьет кока-колу. Говорю своим: «Ребята, народу у нас, наверное, меньше не будет». Приготовились, вышли. Зал - почти полный! Эти люди, безусловно, не знали ни «Каданса», ни меня. Присутствие такого количества пришедших на наш концерт я объясняю только одним обстоятельством: этим людям – ультралюбителям и ультрапонимающим – было интересно, что же делается в России. Если бы им не понравилась наша музыка, они встали бы и ушли: там параллельно в семи залах играли американские звезды и вход был свободный – по одному билету.
Начали мы с «Around midnight». В своей аранжировке я показал, что Телониус Монк сделал тему с реверансом в сторону Баха. Звучание было полифоничным, строгим. Экспозиция с тремя флейтами добавила необычности впечатлению. Волновались мы все очень сильно. Я контролировал звучание только краем сознания. Сосредоточиться очень трудно. Мы все играли в некотором роде в сомнамбулическом состоянии. Я понимал, что тут сидят непростые люди. И когда, после первой вещи, раздался гром аплодисментов и свист, оцепенение сразу прошло. В голове пронеслось: все в порядке. Мы попали туда, где нас ждут! Музыканты раскрепостились и играли на большом подъеме. А дальше – каждая вещь принималась «на ура» – свист, овации, полное внимание и понимание.
В нашей программе звучали многочисленные звуковые комбинации. Я играл на пяти инструментах: труба, флюгельгорн, альтгорн, цуг-флейта и рояль. Николай Панов - на тенор-саксофоне и флейте. Николай - человек спокойный, рассудочный, но там он просто взорвался. Юрий Юренков - на альт-саксофоне, флейте и пикколо-флейте. И как играл! Все смотрели на него, открыв рот. Ведь это ж какой трудный инструмент – его и в ладошках не видать! А он играл на нем так выразительно! Вадим Ахметгареев – поразил игрой на тромбоне и на тубе (вообще, редкость в джазе!). Новичок в джазе Андрей Боднарчук привлек внимание прекрасным звучанием гитары (тоже редкий инструмент в джазе). На ударных и перкуссии играл опытный Станислав Коростелев, а на контрабасе – маститый Анатолий Соболев, который, незадолго до отъезда, заменил нашего контрабасиста (не был выпущен комиссией в загранкомандировку по причине – «свежий развод»! И такое бывало…).
Играли ровно час. Когда мы закончили выступление, нас не отпускают: буквально шквал оваций, свист, аплодируют стоя – зал переполнен: в проходах между рядами полно людей. Я говорю: «Ребята, тут не кланяются – тут выходят и играют». Сажусь за рояль. Подходит организатор: «Only one». А я ему: «No. Only two». После бравурной вещи играть такую же – не то: надо играть спокойную, а кончать - бравурной.
Под давлением аплодисментов и публики он уступил. Я играю балладу – конструктивную, на квинтах. Зрители ценят каждый аранжировочный момент, абсолютное доверие и понимание зала. О такой аудитории может мечтать любой артист! Польский журналист писал: «Мне повезло. Часом раньше в этом зале «умирал от страсти» European Jazz Quartet. А потом играл джаз-ансамбль «Каданс» Германа Лукьянова из России. Весь концерт – с переполненным залом и с большим успехом». Это был наш «звездный час»!
У нас – ни слова. Всё осталось в благодарной памяти и на двух-трех кассетах… После этого выступления мы все поняли, что делаем большое и серьезное дело.
Программа концерта
1. Телониус Монк «Около полуночи»
2. Дюк Эллингтон «Без свинга это – ничто»
3. Хэрби Хенкок «Путешествие»
4. Герман Лукянов «Местечко Бельцы»
5. Герман Лукьянов «Утренняя самба»
6. Сонни Роллинз «Олео»
7. Майлз Девис «Ну и что»
8. Коулл Портер, Герман Лукьянов «Любовь на продажу»
Состав ансамбля:
Герман Лукьянов – труба, флюгельгорн, альт-горн, цуг-флейта, фортепиано
Николай Панов – тенор-саксофон, флейта
Юрий Юренков – альт-саксофон, флейта, флейта-пикколо
Вадим Ахметгареев – тромбон, туба
Андрей Боднарчук – гитара
Анатолий Соболев – контрабас
Станислав Коростелев – ударные, перкуссии
Свидетельство о публикации №123061502247