Напрасно старушка ждёт сына...
Оказалось: это дочь предыдущей владелицы дома. Дело в том, что юридически оформить покупку дома было невозможно, если ты не являешься членом данного совхоза. И старый, опытный юрист составил бумаги, где была прописана вся процедура купли-продажи и поставлены подписи обеих сторон. Со стороны продавца - владелицы дома и трех ее взрослых детей. Как удалось подписаться старшему сыну, служившему в то время в армии, можно только догадываться.
Этот договор отвезли председателю совхоза, и он согласился подписать его за определенную мзду: сдавать к исходу каждого лета одну тонну(!) сена, на что мы с радостью согласились. Вскоре мы об этом очень пожалели - поняли: цена за свободу и природу слишком высока – жизнь ради сена! Приходилось постоянно искать вне деревни островки травы, косить, ворошить, сушить, собирать в маленькие кучки, вывозить на машине в мешках на участок, складывать в большую копну, укрывать ее от дождя и в конце августа отвозить в совхозный ангар и взвешивать. И сколько бы мы ни собрали сена, его всегда не хватало до нужного веса!
Зато… я научилась ловко косить большой косой, а Герману не удалось освоить столь деликатную сельскую работу. Сломав одну косу и оберегая руки, управлялся только граблями и вилами, складывая сено в копны, а мешки с сеном – в машину. Года через три как-то все утряслось…
Зато … Вячеслав Чекин, режиссер часового фильма «Джазмен» (1990 г.), снимавший Германа в московской квартире и в деревенском доме в Головлинке, уделил внимание и мне - несколько кадров-секунд. В самом начале фильма, на фоне деревенского сарая, стою я: в свободной рубахе, бриджах, на голове платок, в руках оселок и большущая коса, воткнутая острием в пень. И я эту косу – т-о-ч-у: джик – джик – джик – джик… И не просто так - стою и точу, а в ритме взвизгивающих звуков железной косы, который перехватывает, как эстафету, ритм джазовой музыки. Здорово! Интересное начало фильма о джазе – находка режиссера. А кадры фона - обычная сельская картина – женщина перед косьбой. У нас, ведь, давно женщины уравнены в правах с мужчинами: могут выполнять любую тяжелую мужскую работу. А косить косой – вообще-то, сельская забава. Да и узнать меня невозможно: стою боком, а лицо закрывает платок. Разве что заранее предупреждать надо... Зато … запечатлена и прославлена!
С этим удивительным русским союзом «зато» я постоянно общаюсь в жизненных ситуациях. Если чем-либо огорчена или что-то не так идет, смеясь и ободряя себя, вспоминаю анекдот… Венчание в церкви. Двое в толпе шепчут друг другу: «У невесты один глаз». – «Зато у нее шесть пальцев!». Эта фраза - одна из часто применяемых - смешит и … утешает. Ведь, в жизни, в любых, самых трудных обстоятельствах, всегда найдется что-то доброе и хорошее, а часто и смешное, за что можно поблагодарить, а над чем-то посмеяться.
Главное, как, на что настроиться. Советуют даже такой метод тренировки позитивного мироощущения: перед сном вспомнить свой день и сказать спасибо за все хорошее, что было. Шутливо – для утешения - употребить и «зато».
К удивлению, я так полюбила это занятие – косить большой косой, что однажды, вернувшись в Москву после «сдачи» сена и увидев женщин, красиво одетых и цокающих на каблучках по тротуару, искренно пожалела их: бедные, как они живут без косы…
А Герман, после беседы с дочкой бывшей владелицы дома, жил припеваючи – в прямом смысле слова. Сделает что-нибудь на участке, отойдет довольный в сторонку, полюбуется работой и обязательно запоет:« Напрасно старушка ждет сына: дом – м о й!».
Послесловие
Фильм Вячеслава Чекина «Джазмен» посмотрела несколько дней назад … спустя 33 года после его создания в 1990-м. Посоветовал найти фильм в YouTube Игорь Кантюков (спасибо ему большое!). Посмотрела и послушала на большом экране телевизора. Впечатление… ошеломляющее. Два дня тайком плакала от потрясения встречи с живым Германом. Прошлое предстало не смутными, часто стертыми временем картинами, на уровне памяти чувств, а реальным присутствием движения и звуков живой жизни. Герман! Его серьезное лицо с редкой ироничной улыбкой. Короткий взрывной смех. Высокие ноты голоса при желании что-то утвердить. Энергичные жесты и стремительная, легкая походка. И он на сцене, в родной стихии – в море звучащей джазовой музыки: вдумчивый, отрешенный, красивый и элегантный. И по-прежнему – влюбленный в джаз. Ему уже или еще 54. «Биография уже написана» - последняя фраза героя – ответ интервьюеру на вопрос, было ли желание уехать на Запад. Так закончилось принудительно долгое интервью в московской квартире. И снова находка режиссера. Эти слова завершают фильм с последними кадрами: Герман после концерта, уже за кулисами, идет вверх по лестнице, с инструментом и нотами в руках, бросает, чуть обернувшись, эти слова и уходит. Все. Ушел… Теперь уже – в бездну моей памяти. Слов нет выразить и радость, и душевную муку. Зато … все это было. Спасибо тебе, судьба моя!
И еще немного о фильме. Личные, непрофессиональные впечатления. Замечательный! Динамично мелькают интересные кадры разных концертов, лица музыкантов, их движущиеся руки, пальцы, губы, свободно взаимодействуя в объятьях с инструментами, создают чудо – играют джаз. И музыка Германа - узнаваемая, с упругим, четким ритмом, необычно ярким многоголосьем полифонии, сложными жестковато-сухими аккордами и пронзительно лиричным звучанием флейт и саксофона. А жемчужина – кадры, посвященные знаменитому Диззи Гиллеспи, в том же году посетившему Россию. Он играл второе отделение, а потом – джем на сцене с нашими музыкантами. Ничего лишнего. Все бытовые сцены, изнурительно долго снимавшиеся два дня и раздражающие, казалось, несоответствием теме, к счастью, в фильм не вошли. Осталось самое главное - Герман, музыканты и джаз. Фильм замечательный!
Свидетельство о публикации №123061406609