А у тебя есть Герман?

     Как-то раз мы решили показать нашему трехлетнему внуку Мите разных зверей. И повезли его в цирк на Цветном бульваре на дневное представление для детей. Специально выбрали места в амфитеатре: и хорошо видно, и безопасно. Вошли. Сели. Митя, сидя на коленях Германа, быстро оглядел громадный зал и сразу обратил внимание на светящиеся и постоянно движущиеся «снежинки» на потолке купола. Повертел головой и обнаружил большой шар, поверхность которого покрыта разной формы маленькими осколками зеркала. Шар медленно вращался и, освещенный лучом прожектора, создавал эффект неба с падающим снегом. Это так поразило Митю, что он, буквально открыв рот, вертел головой и, не отрываясь, следил за полетом волшебных «снежинок».
       Началось представление. Разные звери-артисты: собаки, кошки, лошади, обезьяны, медведи и др. – показывали свое искусство. Из нашей компании больше всех радовался и веселился Герман. Смеялся, удивлялся, громко аплодировал, теребил Митю, постоянно что-то пояснял и показывал пальцем, куда надо смотреть и на что обратить внимание. Митя терпеливо и вежливо 2-3 минуты смотрел на арену и снова возвращался к своему главному зрелищу – волшебному небу купола, только уже не вертел головой, зато, чуть откинув назад голову, вращал глазами туда-сюда.
       Во время антракта, угостив ребенка припасенным бутербродом и фруктом, Герман решил проверить эффект произведенного впечатления.
   - Митя, что тебе больше всего понравилось?
Молчание.
   - Митя, ты видел, как кошки прыгали в кольцо через огонь?
Молчание.
   - Тебе понравилось, как танцуют лошади?
Молчание.
   - А медведи, как они…
И вдруг, перебивая очередной вопрос, Митя задаёт свой - с надеждой и нетерпением:
   - А Курочка-Ряба будет?
     Действительно: устами младенца глаголет истина! «Курочка-Ряба» - так бедный городской ребенок, никогда в живую не видевший многих зверей, обозначил поступательность процесса познания нового. Сначала нечто знакомое, узнаваемое и потому радостно приятное. И именно это помогает снять напряжение восприятия нового, неизвестного и легче принять и понять его.
     Иногда, когда Герман готовил к предстоящему   концерту программу, я спрашивала: «А Курочка-Ряба будет»? После ответа «нет» или «мало» огорчалась, а Герман объяснял: «Я очень жадный композитор: хочу услышать свои новые работы хоть один раз! А концертов так мало!».
     Надо сказать, что Герман совершенно по-особенному разговаривал с детьми: несмотря на возраст, всегда серьезно, не изменяя свою речь, с  неподдельным уважением к личности маленького человека, часто с шуткой, но при этом не улыбался. И дети слушали его внимательно и, улавливая «подвох»-шутку, начинали улыбаться или сразу смеяться.
     Вспоминается забавный случай. Подросшего Митю решили отдать в детский сад. Психологической подготовкой занимался Герман: доброжелательность, вежливость, хорошие манеры –  в общении прежде всего. Убедил его, что конструктор там есть, учил, как надо представиться, узнать имя мальчика, который заинтересуется «строительством» и т.д. Предупредили воспитательницу, чтобы помогла ребенку освоиться в группе, где все уже знали друг друга.
     Привели Митю. Наш активный, энергичный внук бесстрашно вошел в игровую комнату, сразу обнаружил в углу «строительный материал», быстро выбрал себе дружка, представился, узнал его имя и спросил: «А у тебя есть Герман?» Мальчик растерянно молчал. Воспитательница решила помочь диалогу: «Как зовут маму? А папу? А кто такой Герман? Брат?» – «Нет, брат – Вася. Он маленький. А это - Г-е-р-м-а-н!»,   - выделяя интонацией имя, произнес Митя. Воспитательница деликатно умолкла, решив прояснить семейную ситуацию у кого-нибудь из взрослых. Вот какой Герман! Даже ребенок почувствовал, что Герман – это некто,  отличающийся от других чем-то очень важным и нужным… А  у вас… есть Герман?
       Хочется оставить в памяти словотворчество маленького Мити (ему 5 лет). Его фразы:   

- Инночка, а где я был, когда меня нигде не было?

- Митя, дай мне масло, пожалуйста.
- Поливальное?

- Митя, эти штаны у тебя домашние.
- А какие гуляшные?

- Митюша, налей себе воды сам.
- Исподкранной?

- Митя, не откручивай сильно кран, а то опять придется мастера вызывать.
- Ты разве не слышишь, что вода идёт шёпотом?

  Спросил, глядя на яркое цветное бельё:
- Инночка, какая у тебя постель красивая! Вы всегда цветами стелете?

     После посещения праздника Новогодней ёлки (родителей в зал не пускали, они ожидали в холле):
- Мама, значит, теперь я буду один ходить и в театр, и в цирк, и один ездить в лифте и нажимать любую кнопку?

     Мы в деревенском доме, с нами маленький Митя. Обучаясь хорошим манерам, научился говорить после каждого застолья "Большое спасибо! Всё было очень вкусно. Можно выйти из-за стола?" И однажды, лёжа в кровати с ириской во рту, на "сердитый" вопрос Германа "Ешь в постели?! Что надо сказать?" Быстро ответил: "Большое спасибо. Ириска очень вкусная. Можно выйти из кровати?" Фраза "Можно выйти из кровати?" стала «ходячей» в нашей семье.
      А младший внук, Вася, тоже отличился своими «ходячими» фразами:
      Как-то раз, в лихие времена (начало 90-х), мы приехали с ним  вдвоём в наш дом в Головлинке. Сразу обнаружили: в доме были «гости», видно, из своих, деревенских, хорошо знающих обстановку. Приехали ночью и, конечно, - на большой машине. Вошли через маленькое окно, выходящее сбоку в сени, и, не повредив замка, открыли дверь изнутри. Работали не спеша, спокойно и аккуратно вынесли почти всё: зеркало в старинной раме;  два любимых маленьких шкафчика и вся утварь, украшающая стены; два столика с венскими  стульями; большой старинный самовар; подушки, одеяла, постельное белье и многое другое.  Остались только пианино и большой стол с лавками (видно, не уместились в машине!). А главное потрясение – аккуратно вытащили толстые деревянные доски пола, открывающие зев подпола. Я стала приводить все в порядок, тихо приговаривая: «Боже, что теперь будет! … Как же жить здесь? Что делать? ... Что делать?» Васютка очень проголодался, накрыла стол (еду привезла с собой). Он не ест и терпеливо ждет меня. Когда я села за стол, он тут же сказал: «Инночка, давайте говорить только о «добгом и хогошем» («р» не выговаривал)… И теперь, уже больше 30 лет, чуть заговорим о чем-нибудь неприятным,  особенно - за столом, тут же произносим эту фразу…
      А в другой раз мы на даче у моей мамы. По субботам и воскресеньям всегда были праздничные застолья. Приезжали все, кто мог из большой семьи. В воскресенье вечером дача опустела. Остались только сестра Санечка с мужем и маленький Вася. Стол снова был красиво накрыт и поставлены рюмки. Вася попросил рюмочку и себе. Саня налила ему кваса. Вдруг он неожиданно спросил: «Можно мне сказать тост?» - «Конечно!» - Он поднял рюмку и торжественно произнес: «За прекрасный понедельник!» Эта фраза поразила взрослых. Она стала повторяться у нас, чтобы помнить и ценить каждый день  радости и покоя - счастье быть вместе с любимыми и близкими независимо от дня недели.

    


Рецензии

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →