А у тебя есть Герман?
Началось представление. Разные звери-артисты: собаки, кошки, лошади, обезьяны, медведи и др. – показывали свое искусство. Из нашей компании больше всех радовался и веселился Герман. Смеялся, удивлялся, громко аплодировал, теребил Митю, постоянно что-то пояснял и показывал пальцем, куда надо смотреть и на что обратить внимание. Митя терпеливо и вежливо 2-3 минуты смотрел на арену и снова возвращался к своему главному зрелищу – волшебному небу купола, только уже не вертел головой, зато, чуть откинув назад голову, вращал глазами туда-сюда.
Во время антракта, угостив ребенка припасенным бутербродом и фруктом, Герман решил проверить эффект произведенного впечатления.
- Митя, что тебе больше всего понравилось?
Молчание.
- Митя, ты видел, как кошки прыгали в кольцо через огонь?
Молчание.
- Тебе понравилось, как танцуют лошади?
Молчание.
- А медведи, как они…
И вдруг, перебивая очередной вопрос, Митя задаёт свой - с надеждой и нетерпением:
- А Курочка-Ряба будет?
Действительно: устами младенца глаголет истина! «Курочка-Ряба» - так бедный городской ребенок, никогда в живую не видевший многих зверей, обозначил поступательность процесса познания нового. Сначала нечто знакомое, узнаваемое и потому радостно приятное. И именно это помогает снять напряжение восприятия нового, неизвестного и легче принять и понять его.
Иногда, когда Герман готовил к предстоящему концерту программу, я спрашивала: «А Курочка-Ряба будет»? После ответа «нет» или «мало» огорчалась, а Герман объяснял: «Я очень жадный композитор: хочу услышать свои новые работы хоть один раз! А концертов так мало!».
Надо сказать, что Герман совершенно по-особенному разговаривал с детьми: несмотря на возраст, всегда серьезно, не изменяя свою речь, с неподдельным уважением к личности маленького человека, часто с шуткой, но при этом не улыбался. И дети слушали его внимательно и, улавливая «подвох»-шутку, начинали улыбаться или сразу смеяться.
Вспоминается забавный случай. Подросшего Митю решили отдать в детский сад. Психологической подготовкой занимался Герман: доброжелательность, вежливость, хорошие манеры – в общении прежде всего. Убедил его, что конструктор там есть, учил, как надо представиться, узнать имя мальчика, который заинтересуется «строительством» и т.д. Предупредили воспитательницу, чтобы помогла ребенку освоиться в группе, где все уже знали друг друга.
Привели Митю. Наш активный, энергичный внук бесстрашно вошел в игровую комнату, сразу обнаружил в углу «строительный материал», быстро выбрал себе дружка, представился, узнал его имя и спросил: «А у тебя есть Герман?» Мальчик растерянно молчал. Воспитательница решила помочь диалогу: «Как зовут маму? А папу? А кто такой Герман? Брат?» – «Нет, брат – Вася. Он маленький. А это - Г-е-р-м-а-н!», - выделяя интонацией имя, произнес Митя. Воспитательница деликатно умолкла, решив прояснить семейную ситуацию у кого-нибудь из взрослых. Вот какой Герман! Даже ребенок почувствовал, что Герман – это некто, отличающийся от других чем-то очень важным и нужным… А у вас… есть Герман?
Хочется оставить в памяти словотворчество маленького Мити (ему 5 лет). Его фразы:
- Инночка, а где я был, когда меня нигде не было?
- Митя, дай мне масло, пожалуйста.
- Поливальное?
- Митя, эти штаны у тебя домашние.
- А какие гуляшные?
- Митюша, налей себе воды сам.
- Исподкранной?
- Митя, не откручивай сильно кран, а то опять придется мастера вызывать.
- Ты разве не слышишь, что вода идёт шёпотом?
Спросил, глядя на яркое цветное бельё:
- Инночка, какая у тебя постель красивая! Вы всегда цветами стелете?
После посещения праздника Новогодней ёлки (родителей в зал не пускали, они ожидали в холле):
- Мама, значит, теперь я буду один ходить и в театр, и в цирк, и один ездить в лифте и нажимать любую кнопку?
Мы в деревенском доме, с нами маленький Митя. Обучаясь хорошим манерам, научился говорить после каждого застолья "Большое спасибо! Всё было очень вкусно. Можно выйти из-за стола?" И однажды, лёжа в кровати с ириской во рту, на "сердитый" вопрос Германа "Ешь в постели?! Что надо сказать?" Быстро ответил: "Большое спасибо. Ириска очень вкусная. Можно выйти из кровати?" Фраза "Можно выйти из кровати?" стала «ходячей» в нашей семье.
А младший внук, Вася, тоже отличился своими «ходячими» фразами:
Как-то раз, в лихие времена (начало 90-х), мы приехали с ним вдвоём в наш дом в Головлинке. Сразу обнаружили: в доме были «гости», видно, из своих, деревенских, хорошо знающих обстановку. Приехали ночью и, конечно, - на большой машине. Вошли через маленькое окно, выходящее сбоку в сени, и, не повредив замка, открыли дверь изнутри. Работали не спеша, спокойно и аккуратно вынесли почти всё: зеркало в старинной раме; два любимых маленьких шкафчика и вся утварь, украшающая стены; два столика с венскими стульями; большой старинный самовар; подушки, одеяла, постельное белье и многое другое. Остались только пианино и большой стол с лавками (видно, не уместились в машине!). А главное потрясение – аккуратно вытащили толстые деревянные доски пола, открывающие зев подпола. Я стала приводить все в порядок, тихо приговаривая: «Боже, что теперь будет! … Как же жить здесь? Что делать? ... Что делать?» Васютка очень проголодался, накрыла стол (еду привезла с собой). Он не ест и терпеливо ждет меня. Когда я села за стол, он тут же сказал: «Инночка, давайте говорить только о «добгом и хогошем» («р» не выговаривал)… И теперь, уже больше 30 лет, чуть заговорим о чем-нибудь неприятным, особенно - за столом, тут же произносим эту фразу…
А в другой раз мы на даче у моей мамы. По субботам и воскресеньям всегда были праздничные застолья. Приезжали все, кто мог из большой семьи. В воскресенье вечером дача опустела. Остались только сестра Санечка с мужем и маленький Вася. Стол снова был красиво накрыт и поставлены рюмки. Вася попросил рюмочку и себе. Саня налила ему кваса. Вдруг он неожиданно спросил: «Можно мне сказать тост?» - «Конечно!» - Он поднял рюмку и торжественно произнес: «За прекрасный понедельник!» Эта фраза поразила взрослых. Она стала повторяться у нас, чтобы помнить и ценить каждый день радости и покоя - счастье быть вместе с любимыми и близкими независимо от дня недели.
Свидетельство о публикации №123061406502