107. Парадокс педагогики
Главный парадокс обширной и расплывчатой области, которую принято называть "педагогика", заключается в том, что никто никого ничему и никогда не может научить. Тысячелетние традиции, собственный опыт, современные методики и многое другое - розовый самообман или обоюдный обман по предварительной договоренности. Сколько копий сломано, сколько разочарований и обманутых надежд, а также многотомных сборников трудов конференций породило непонимание (или, точнее, нежелание понять и принять) этого парадокса. Есть однако обратная сторона этого парадокса: всякий, при наличии желания и воли (!), может научиться чему угодно. И вот тут при благоприятном стечении обстоятельств внешнего и внутреннего порядка, человек, который уже умеет, может в этом помочь - научиться самому! "Делай как я!" - это стандартное правило, которое, по сути, и лежит в основе общепринятых методов обучения. Но оно вводит в заблуждение потому, что в действительности никогда не работает: человек либо не обучается ничему вовсе (если нет интереса и воли), либо, если обучается, делает не так, как наставник. Более точно истинное положение дел отражает другое правило: "Смотри и слушай как делаю я, и делай по - своему!". Лично я благодарен своим школьным учителям и вузовским преподавателям: хотя они так и не смогли ничему научить меня, благодаря их работе я смог немного чему - то научиться...
Рецензии