Что слышно..? Словоноты

Тетраэдр и квадрига

Назначено к приёму с ложки,
Невмоготу – запить водой!
Из серебра старинной плошки
Напиток – вечно молодой…

Глотай! Дроблёное коварство –
Шершаво свёрстано бедой.
Не плюйся, надо! Ведь, лекарство…
Не съешь – останешься больной.

Нет… Поплыву с потоком цельным
По волнам мысленных дорог,
Процесс познанья – будет бес-пре-дель-ным,
Являя новь, за горизонтом строк…

12.03.2023 г. Ассоциации от трактовок 4-й симфонии Антона Брукнера, Караяном (строки 1,2 1-го четверостишия и 2-е четверостишие) и Клемперером (строки 3,4 1-го четверостишия и 3-е четверостишие).



Коллинеарность

Йохум склонен восклицать!
Там, где Клемперер поставит точку.
– Среди этих двух искать
Брукнера живую строчку..!

И чувственная вовлечённость,
То вперёд, к Малеру, то к Брамсу отсылающая;
И думающая отстранённость,
Назад, к Бетховену, дорогу освещающая.
Как в зеркале, друг в друге отражаясь,
Меняясь смыслами, взаимодополняясь…

– Ведут ли они к замыслу Антона..? …Затрудняюсь.

12.03.2023 г. Ассоциации от трактовок 4-й симфонии Антона Брукнера Йохумом и Клемперером.



Технология нотации Малера

Там, где друзья не достают,
Построен был «картонный» домик:
В лесах, в полях – и там, и тут
Стяжатель мирозданья тоник.

Уют, оставив сибаритам,
Не заведя «в кустах» рояль,
В одних глазах – антисемитом,
В других – «евреем жалким». Жаль…

Зато услышу шёпот леса,
Ручья журчанье, пашни стон.
Вниманья жаждущий – да не прервёт процесса,
И контрапункт, и образ – сон…

«Идиллии» не долго длятся…
Но их предела, всё ж, не жаль.
Любовь моя – взвывает: *Густав..! Горит мясо..!
Послав детей, «блажи» прервать печаль…

16.03.2023 г.* Густав Малер – строил «домики для сочинительства», где и работал «наедине с природой». Впрочем, иногда ему «мешали»…



Адаптация «правильности»

– Ой, как грубо..! – скажет кто-то...
...А другой – слегка пригладит.
И добавивши legato,
Вновь, «вкушающим» представит...

04.03.2023 г. Высказывание по поводу нескольких интерпретаций произведения Александра Мосолова «Завод. Музыка машин».



Не станет правилом…

От пианизма женского – «училкой» пахнет,
«Зубрёжкой» – робко и невнятно отдаёт.
Хоть значится ff – она не «жахнет»
И все углы «на цыпках» обойдёт…

Меж них – одна стоит особо:
Жива, великолепна – «русский Гульд»!
И. Сталин – всё «пилил пласты» её, до гроба,
Воздав рублём монашескую суть.

Давясь от восхищенья – в голос возопил
(её услышав) Дмитрий Шостакович:
– Я, не писал сего! А впрочем… – изменил.
– Играйте так! Всегда! Иное – «в печь»!

Чем реже исключение из правил,
Тем чудней и значительней оно.
Не Юдину – навек рояль прославил,
А гением «распахнуто окно»…

21.03.2023 г.


Апостолы

Гульд – снежен, точен, благородно сер,
– В нём не хватает «русской грязи»…
Натянут как струна, но крепок нерв,
Исчислены, осмыслены, отслежены все связи.

У Юдиной – хватает сил, запала, времени и рвенья,
Страстями, мозга хладный блеск, приправить.
Восторг зажечь, не растеряв следов творенья,
Читая буквы сыновей, начального Творца восславить.

04.04.2023 г.



Анализ навеянного

– Менухин – великолепен..! ...Витально и свеже..!

Ради милой, любящей сестры, круглым Гайдном,
О предстань, Бетховен.
Сглажу все твои тревожные углы,
Будешь здрав, пречист и невиновен.

...Хефциба – (весомо…) качает погоду в пейзаже:

Баю, баюшки, баю – не мешайте брату,
Колыбельную свою всем стихиям пропою.
Ветерок, что ж ты не спишь..?
Что тревожишь травку…
Киш, киш – полевая мышь. Глушь, тишь…

– Возвысит ли голос..? Почёл бы за честь…

Прочесть… Диалог, возраженья, порывы..!

…А соло - «поступки» её... – вообще, есть..?

31.03.2023 г. Впечатления от первого прослушивания 7-й и 10-й сонат для скрипки и фортепиано Людвига ван Бетховена в исполнении Иегуди Менухина и его сестры Хефцибы.



Храм и мастер

Под вечной красотой заснеженных вершин,
Средь хвои изумруда, золотом берёз,
Зерцалом водным, вкрадчиво – мороз
Во сне предвосхищает горы хладных льдин…

Приемля безмятежность с неохотой, Человек – один…
Непогрешим в тщетах своих, и с подвигом един,
Ища в скорлупке утлого челна, немереных забот себе.
Кормчим назначен Миру и самой Судьбе…

29.04.2023 г. Во время прослушивания 1-й и 4-й симфоний Сибелиуса.



Посмел

О Море, Гергиев усталый,
Старательно «кино крутил».
Весь нотный текст по номиналу,
Публике робкой, дерзко предложил.

Четырежды там «лента рвалась»,
Бежала по картинке рябь.
Дрожаньем кисти – «море волновалось».
Десницы всуе, поминая хлябь.

05.05.2023 г.


Шлягер

Потом, ленясь – играли в Болеро…
Лицо оркестра злой оскоминой сконфузив.
Тень пиццикато, серость… Скуку навело.
Хихикая, болтали две скрипичные стажёрки, глазки сузив.

Пилили в предвкушении конца,
Взревая яростно, шесть контрабасов.
Взнуздав из древа ящик, красна девица
Пять мужиков затмить старалась раз от раза…

Пришпорив темп, скорей бы уж финал…
О, ржавый, рондо-механизм – ты ткач посконный..!
Сорвав резьбу, аплодисментов шалый шквал
Воздал хвалу, как должный приговор, законный...

17.05.2023 г.


Каждый Рахманинов

Своё, родное – звуками икон дыша…
Молдавский господарь в Тамбове – тоже русский..!
Как осетин… Народам палкою маша,
Сентиментально пропевая, плача усталь.

Стеная о Руси, чужбиною стесня рояль,
Стяжая злато на родные латы.
Знамением распев светлейшую печаль,
Победу вынесли, хранимые тобой, солдаты.

17.05.2023 г.




Аллегория бегства

Ты слышишь..?
- Что?
Камина гул…
Грядёт нашествие «петул».
Бросай труды, пойдём со мной.
Вселенским! Ныне будет вой.
Ещё билеты продают.
Какую блажь забыл ты тут?
Спеши на шествие «петул».
Последним будет нынче гул.
Не собирайся.., брось пальто,
Не пригодится уж ничто…

– Сгинь от меня, останусь тут
Творцы, миров не отдают!

19.02.2023 г. Петула Кларк - типичный пример «титулованной попсы».
«Булгаковский камин», как предтеча «Бегства мистера Мак-Кинли» и «МиМ» Градского.




Сытость творцов

Нанизанные на штыки Войны,
Они идеями безудержно полны.
Внимаем мы, пронзённым дважды,
Прислушиваемся к познавшим скорбь однажды,

Живя средь ахинеи пустоты…
Кто проскочил меж Войн – понять не сможет
И новых смыслов из рутин не сложит,
Вкусивши гедонизма пестроты.

Срыгнув пресыщенной отрыжкой,
Не попотев над пыльной книжкой,
Устав заранье, навсегда и слишком –
Не вскроет мироздания черты.

11.03.2023 г.




Бетховен о Бахе: легендарным по Мендельсонски

Иванов Ручей, что бежит сквозь века,
Потоком с вершины, что так высока…
В триСОЛеный МИг он, «вдруг», стал Океаном,
От взоров суетных укрывшись туманом…

Сын Михаила нашёл твою «карту»,
С ней дети твои предавались азарту.
Была та скрижаль вся засалена рыбой,
Средь праха и вони, нетленною глыбой…

Из океана – воде не утечь,
Умножить, продолжить и снова сберечь –
Увы, – не возможно… Он занял всю Землю..!
…Лишь вверх, в облака, в небеса дух подъемлю…

20-21.12.2022 г.

Иванов Ручей – Иоганн Себастьян Бах;
В триСОЛеный МИг… – начало 5-й симфонии Людвига ван Бетховена;
Океан – так назвал Бетховен – Баха, обыгрывая «умаляющую» его фамилию: Bach – это «всего лишь» ручей, поток;
добавляя, что мол: «из океана реки не вытекают», – аналогично и Баха «нельзя продолжить», нельзя «сделать лучше»;
От взоров суетных укрывшись туманом… – забвение творчества И-С. Баха почти на сто лет;
Сын Михаила – Феликс Мендельсон;
С ней дети твои… – потомки И-С Баха;
предавались азарту… – потомки Баха не способствовали продвижению его произведений, понимая свою «малость» на его фоне и опасность для собственной карьеры;
Была та скрижаль… – в ноты Баха «на рынке заворачивали рыбу», купить которую пришёл Мендельсон…


Рецензии