Знатоки о Дубоссарах и турецких подвалах
Что касается времени основания левобережных Дубоссар (академики Академии Наук Молдовы называют 1792 г.), то надо быть бессовестным политиканом или немного (вернее - совсем) не в себе, чтобы такое писать. Имеется много карт, изданных до этой даты, на которых нанесены Дубоссары. О их принадлежности в 1774 г. вела переписку Екатерина II с Турцией, в каждой энциклопедии написано, что Менгли Гирей овладел Дубоссарами (Tombasar) в 1484 г. и называл их никак не Дубэсарь.
Судя по тому, что такие "знатоки" пишут, они вообще не имеют представления о "городах" кочевников. В большинстве случаев 3/4 года на месте зимовья и массового убоя скота находятся всего несколько юрт, обитатели которых оберегают пастбища от стравливания. Берегут каждую соломинку. В противном случае зимой оставшееся маточное поголовье погибнет от бескормицы. Непрошенных гостей, не церемонясь, убивали или продавали в рабство, считая их шпионами или, по нынешним меркам, биотеррористами.
Кочевник – друг степей, где проводит основную часть своей жизни, возя за собой свое жилище на верблюдах и ослах, разбирая его за 1-1,5 часа и собирая немного дольше. Все это время он следует за стадом на большом расстоянии от зимовья. Члены семьи, не способные к постоянному движению (старики, калеки, подросшие, но не имеющие своего скота), останавливаются на берегах реки, где занимаются земледелием, охотятся, заботятся за престарелыми и тоже не позволяют чужакам перебираться с другого берега. Корм кочевник обычно не заготавливает даже в наши дни. а если заготавливает, то не более, чем на 5-7 дней, используя его для овцематок с приплодом. В этот период у них велика потребность в воде, молодняк не способен к длинным переходам, поэтому он содержится вблизи водопоев.
Об этом таким "знатокам" не лишне было расспросить своих дедов, шедших во время Великой Отечественной войны через Малый и Большой Хинган, наступая на японцев. На карте город обозначен, а на самом деле где-то в долине, прячась от ветров, стоят 2-4 юрты.
Посмотрите зимой на столицу Монголии Улан-Батор! Он обставлен юртами. Это кочевники вернулись с бескрайних пастбищ, а, так называемые "города" могли остаться даже без жителей.
Для торговых людей, например греков, Дубоссары были известны в качестве скотобойни (Томбасар, Tombasar). В 1484 г., когда Менгли Гирей овладел этим городом, его имя было Tombasar, как и место убоя жертвенных животных (обычно 100) во время главного праздника в Греции - Hekatombe (Гекатомба), что в переводе означает убой 100 быков.
Это значит, что Томбасар - это экзоним (так называли это место иноземцы), а не сами кочевники, о чем сегодня многократно писано-переписано, ссылаясь на уважаемого нашего земляка В.Кочергина, хотя фактически эта мысль переписывается у таких же предшественников-плагиаторов. Подавляющее большинство таких "краеведов" книгу В.Кочергина, изданную в 1911 г. в Одессе, в руках не держали, так как сегодня она имеется только в одной Санкт-Петербургской библиотеке. Она не оцифрована и выдается только в читальный зал.
До 1990 г. в Дубоссарах имелось три экземпляра рукописи этой книги, которые оказались никому не нужными или находятся в частных библиотеках. Местонахождение одного экземпляра рукописи автору известно. С него была произведена заливка в интернет, но ее удалили, поскольку приведенные там сведения не устраивали политиканов, пишущих о происхождении имени Дубоссар от dubase (по-молдавски Дубэсарь) в 1792 г. В царское время из Санкт Петербурга сюда приезжали комиссии разбираться в спорах, войне с вилами, косами, цепами за землю. В актах они не упоминали никаких Дубэсарь, а писали "в бывшей Томбасарской (Тумбасарской, Тимбашарской) округе. Кому не понятно, что Дубэсарами наш город не назывался. Нет имени Дубэсарь и на картах того времени.
Татары, обитавшие в Дубоссарах, в свое время были изгнаны с правого берега Днестра и были явно не в дружественных отношениях с жителями Правобережья. В соседний Рыбницкий район в 1775 г. были переселены жители в правого берега Днестра (из Шолданештского и Резинского районов). Было вообще не до строительства переправ на другой берег.
Для зимовья кочевники выбирали места, где был незамерзающий источник питьевой воды для людей и животных. Обязательным требованием было наличие относительно глубокой и широкой долины, расположенной поперек господствующим ветрам. В Дубоссарах господствующие ветры дуют с северо-запада. Если долина была недостаточно глубокой, ее берега подсыпали. Насыпь одновременно служила оборонительным валом, называвшейся земляной крепостью.
В долине должна быть глина, из которой в смеси с навозом строили 2- или 3-стенные навесы для скота. Из года в год накапливавшийся преющий навоз служил теплой подстилкой для скота, а также топливом. Сегодня так поступают, например, в Монголии, где автор работал три года в качестве руководителя группы советских специалистов и познакомился с бытом кочевников не только в музее.
Требовался дополнительный источник воды, в противном случае врагам достаточно было бы бросить в ручей несколько трупов, или ядовитых веществ, чтобы отравить обитателей зимовья. Нередко строились подземелья, в которых вырывался колодец.
У зимовья должен расти мелкий кустарник и хворост, которые служили бы запасом веточного корма в зимнее время для овец и строительным материалом для навесов.
Обязательны условия для хранения продуктов, получаемых в конце осени - начале зимы во время быстрого и массового убоя скота, а также укрытия для людей и скота на случай возникновения крайне неблагоприятных погодных условий или при нападении врагов.
У кочевников Забайкалья и Монголии их хранят в подземельях, вырытых в вечной мерзлоте, а летом нарезают тонкими лентами и сушат. Это возможно вследствие низкой влажности воздуха. Зимой продукты убоя могли храниться не только в подземельях, но и на открытом воздухе, так как зимы там морозные и практически без оттепелей.
Вследствие других климатических условий в Дубоссарах это было невозможным. Соль была довольно дефицитным товаром, добывалась далеко от Дубоссарах, поэтому фактически не могла использоваться для консервирования продуктов убоя или молочных продуктов летом.
Еще в период 1960-1965 гг. в степных районах СССР недалеко от животноводческих ферм зимой заготавливали лед, укрывая его соломой. На территории зимовий, в том числе в Дубоссарах, кочевник не мог воспользоваться такой технологией не только вследствие отсутствия лишней соломы или других укрывных материалов, но и угрозы грызунов, хищников и, особенно, нападения врагов. Трудно придумать другой способ длительного хранения продуктов питания, кроме как построить подземные хранилища, где бы зимой заготавливали лед. Он мог служить также источником питьевой воды. Наличие колодца в самих подземельях было обязательным условием.
Рассказы о, так называемых, турецких подвалах, которые, якобы, есть под каждым домом, это байки. В большинстве случаев под каждым домом есть подвалы для хранения овощей и фруктов. В тех случаях, когда они соединены между собой, они сделаны недавно из котельца (блоков пильного известняка), добытого современными машинами. Это можно видеть даже на снятых фильмах о Дубоссарах. А мифы о возможности пройти да другой берегах Днестра по таким подземным галереям, построенным из легко проницаемого для влаги известняка - это выдумки фантазеров. Есть даже байки о золотой карете Мазепы, спрятанной в "турецких" подвалах.
Достаточно побывать в Криковских винных подвалах или в штольнях (выработках после добычи строительных блоков пильного известняка), где влажность, несмотря на принудительную вентиляцию, почти максимальная, а потолок шириной 5-7 метров укреплен из-за угрозы обвалов.
Военные специалисты исследовали новые и давно заброшенные штольни на предмет использования их в военных целях, в том числе для хранения военной техники, но в период вывода советских войск из Германии и других государств Варшавского договора предпочли наземный способ.
В бывшей Молдавской ССР в таких штольнях было организовано выращивание птицы, однако без особых успехов вследствие высокой влажности в них.
"Турецкие" подвалы на небольшой глубине, которые показываются в фильмах, если они имеют отношение к подземельям кочевников, могли быть только длинными входами в настоящие подвалы. Они большей частью могли начинаться недалеко от места убоя скота, хорошо охраняться, а также использоваться для временного нахождения в них скота в период непогоды или нападения врага.
Но в этом случае в подвалах должна быть вода и пища для их обитателей на длительный период времени, то есть колодцы, лед и мясо.
В Дубоссарах, помимо реки Днестр, имеется два наземных источника питьевой воды – в Большом и Малом Фонтане. В.И. Рассадин сразу отверг Большой Фонтан по следующим причинам: источник недостаточно мощный и замерзающий при больших морозах; балка неглубокая, продуваемая господствующими северо-западными ветрами, не обеспечивает естественной защиты от неприятеля; дополнительный источник воды (Днестр) расположен далеко, поэтому стада и люди могут быть легко отрезаны от воды.
Знаток кочевого скотоводства, известный тюрколог В.И. Рассадин, для зимовья в Дубоссарах однозначно выбрал балку Малого Фонтана. На мой вопрос о подтверждающих литературных источниках, он ответил, что это знает каждый, даже малолетний ребенок кочевника.
В приложении к карте 1787 года, составленной в Генштабе Санкт-Петербурга, указаны длина, ширина и расстояние до плавней и Днестра нашего города. Это совпадает с Малым Фонтаном. Город был назван турецким.
Предполагавшееся некоторыми краеведами место в центре современных Дубоссар или к югу от них в сторону Лунги вообще не рассматривался главным тюркологом СССР из-за отсутствия там воды, а также по другим указанным выше причинам.
Автор в 1980-1983 гг. работал в Монголии руководителем группы советских специалистов. Он подробно ознакомился с экспонатами и лекциями работников историко-краеведческого музея в Улан-Баторе (ранее он в течение месяца жил в Кара-Кумах в 120 км от населенного пункта в среде туркменских чабанов).
Посчастливилось вести беседы с руководителем предприятия (казахом), а также тогда будущим чл.-корр. РАЕН В.И. Рассадиным, считавшимся ведущим тюркологом СССР. Его мнение ценилось среди тюркологов всего мира.
Благодаря полученному опыту, автор решился написать данное сочинение.
В предыдущих сообщениях была показана большая юрта мурзы на телеге с деревянными колёсами. Ее тащили порядка 10 пар буйволов, запряженных цугом. Разметку места ее стоянки производили заранее. Вокруг нее устанавливали 8 юрт (7 по окружности, одна за пределами с южной стороны у монголов, с восточной – у тюрок).
Следует отметить, у кочевников все стандартизовано, находится строго на определенном месте, поэтому с закрытыми глазами в кромешной мгле, ещё не проснувшись, их руки безошибочно находят необходимое в своей и чужой юрте.
Возникает вопрос, как могли добиваться этого безграмотные люди?
Удивительно, но в интернете автор при знакомстве с описанием юрты, не встретил упоминания об одной детали, а именно: о священной веревке, подоткнутой на потолке с левой (мужской) стороны юрты. Современная молодежь без инструктажа старшего поколения уже не умеет ею пользоваться.
Сегодня нет особой нужды использовать жерди крыши юрты в качестве солнечных часов, поэтому устанавливать юрту с восходом солнца нет острой необходимости, но обычаи монголы стараются соблюдать.
Можно повесить на нитке стальную проволоку, и она через некоторое время одним концом покажет на север. Я уж не говорю о компасе. Но в обсуждаемое время это было неприменимо.
Далее автор будет использовать единицу измерения метр, которой в то время не существовало. Главное – принцип и соотношения между деталями.
При разметке использовалась веревка размером 7 и 9 условных метров. Как их получить? Берем 8-метровую веревку, складываем три раза, получаем длину 1м, "отрезаем" или добавляем его. Получаем 7 и 9м.
Чертим окружность 9-метровой (56 м) и делим ее 7-метровой на 8 частей (7*8=56).
На самом деле ничего складывать и резать не надо. Достаточно иметь 9-метровую веревку с отметкой 7 и 8м.
На семи отметках будет установлена юрта, а 8-я часть окружности представляла собой въезд внутрь образованного круга. Разметку начинаем во время восхода солнца, начиная с того места, где тень от шеста будет падать на центр круга.
8-ю юрту выносим за пределы окружности. На ее месте будет въезд, а в 8-й юрте – постовой (вратарь).
При таком способе разметки все вещи, включая повозки, пики, идеально вписывались в промежутки между юртами, выступая в качестве защиты от врагов. Так упорядочивалось хранение всего и вся, в кромешной тьме можно было все найти, в том числе оружие.
Российские лингвисты, конечно, не согласятся с версией, что пословица «Семь раз отмерь – один отрежь!» возникла первоначально путем «отрезания» 1м от 8-метровой веревки. Отрицать, конечно, можно, будучи воспитанным на татаро-монгольском иге, которое в российскую историю вписал 20-летний немец, не имевший исторического образования. Но, отрицая, надо предлагать, а предложить что-то лингвисты не могут.
Расстояние между юртами закрываем повозками и другим инвентарем, в том числе военного предназначения, которые тоже стандартизованы. Территория, ограниченная 8-ю юртами, называется детинцем, или кремлем (или херем, что в переводе значит, «запрещено»). Не только на эту территорию посторонним вход был запрещен, но и на определенное расстояние за пределами кремля. Так охранялась жизнь главы и от своих, и от чужих.
Основная часть кочевников останавливается наверху долины, являясь вместе с насыпным валом, частью описанной крепости. Кочевники несут службу, лежа в своей юрте. Здесь тоже все расположено строго на своих местах: слева (мужская часть юрты) у входа на полу седло, далее бурдюк с кумысом, постель родителей, в середине очаг, за ним священное родительское место с сундуками. Там восседает глава семьи. Рядом с ним наиболее уважаемый гость (начальник), далее по рангу.
Войско собиралось в течение считанных секунд после сигнала тревоги.
Семь нянек, по одной от юрты, смотрели за детьми только напротив своей юрты. Не это ли родило пословицу «У семи нянек дитя без глазу», то есть без присмотра родителей.
Мурза собирал на хурал по одному представителю от юрты. Восьмой мог быть занят делами по вопросам охраны входа в кремль и не явиться вовремя. Предполагается, что пословица «Семеро одного не ждут» родилась таким образом. Не согласны? Предложите свою версию! Никто не может дать на этот счет вразумительного предложения. А на безрыбье и рак рыба!
У начальников мурз (каймаканов или каймакамов) по кругу устанавливали не 7, а 9 юрт плюс одну за пределами окружности. Монголы и тюрки произносят звуки "М" и "Н" так, что славянскому уху различать очень трудно, поэтому дается два названия мурзы.
В русских сказках повествование часто начинается с «В тридевятом царстве…». Вы не допускаете, что отправиться в тридевятое государство, например, за невестой, означает поехать в другую Орду, где вокруг главной юрты стоит по окружности не 7, а 9 юрт? Опять не допускаете? Предложите свою версию!
У тюрок числа 7 и 9 сакральные, 9 более значимые, почитаемые. И это вам ни о чем не говорит?
На представленной в самом начале схеме указано место убоя скота (томбасар, или скотобойня). Она располагалась на Малом Фонтане ближе к центру современного города, вниз по течению ручья Серебряный.
Продукты убоя, естественно, нужно было как-то консервировать и хранить. В Монголии, где климат очень сухой, мясо нарезают тонкими лентами и сушат (зимой вымораживают) и хранят в вечной мерзлоте. Для Дубоссар это неприемлемо ввиду отсутствия вечной мерзлоты, более влажного климата и частых оттепелей зимой, а то и с грязью до середины января.
Есть упоминания, что взрослых овец, во время кочевки достигающих мест добычи соли, использовали в качестве вьючных животных, нагружая на них до 2-3 кг соли. Вряд ли этого количества хватало для пищи людям, корма самим животным и на засолку мяса. Более того, мясо, шкуры, овчины, молочные продукты, требовалось где-то хранить, например, от хищников или нападения врагов.
В.И. Рассадин считал, что, так называемые, "турецкие подвалы" в Дубоссарах, использовались с такой целью. Портящиеся продукты консервировали холодом, затаскивая зимой лед в подземелья. В подвалах (во входах в них) можно было спрятать скот в случае опасности. Запасы мяса и воды (льда) позволяли продолжительное время прятаться от врага. Можно было ночью незаметно выбраться и нанести врагу заметный урон. В незнакомых подземельях враг будет разбит.
До полной электрификации сел в СССР у каждой фермы были молочные заводы, а рядом с ними большие траншеи со льдом, укрытые соломой. Но для кочевника в зимнее время важна была каждая соломинка в качестве корма, да и кочевое скотоводство с земледелием трудно совместимо.
Но земледелие у кочевников всё же существовало. Кишиневские «академики» считают, что земледелие у кочевников невозможно, поэтому на левом берегу Днестра им занимались молдаване даже до 1359 года, когда молдавское население переместилось из Венгрии в Днестровско-Прутское междуречье.
Как кочевники, следуя за стадами, могли обрабатывать землю? Довольно просто.
Весной из Дубоссар вывозили стариков, больных, сирот, калек, не имевших своих животных, а также внуков для ухода за прародителями. Их поселяли на берегах реки на десятки километров вниз по течению на луговых и болотных побережьях Днестра с плодородными и легко возделываемыми почвами. Сеяли преимущественно просо.
На прошлогодних обрабатывавшихся участках оставались солома, ботва, сорняки. Весной здесь пасли овцематок с недавно родившимся приплодом недалеко от водопоев. Дальше от Днестра пасли овцематок с более старшими ягнятами, еще дальше – холостых маток, баранов.
На обратном пути овцы двигались ближе к восточным границам пастбищ, имея возможность совершать большие переходы от водопоя к водопою.
Пастбища у Днестра осенью оставляли на весну вместе с соломой. Только с наступлением устойчивых холодов стада прибывали к границе с Польшей (Литвой), в том числе в Дубоссары и их окрестности.
Убой скота с оставлением только маточного стада начинался сразу после прибытия в место зимовья, иначе животные зимой сильно пострадают от бескормицы или даже погибнут от голода.
Странно, но историки и "краеведы" обычно «забывают», умалчивают о том, что продукты убоя надо как-то консервировать и где-то хранить. Как уже упоминалось, В.И. Рассадин считал, что для этого служили «турецкие подвалы" с заготовленным в них льдом, который также служил источником воды в случае укрытия от неприятеля. Но основным источником воды при этом служили те самые турецкие подвалы, спускавшиеся вниз к болотам. После обвалования Днестра болота исчезли. На их месте люди устроили огороды.
В.И. Рассадин считал, что начинались подвалы юго-западнее скотобойни (по-гречески - томбасар) не очень глубокими, широкими и невысокими ходами через которые можно загнать стада овец и занести юрты в разобранном виде, если в этом будет необходимость.
В центре Дубоссар есть подвалы, сооруженные из камня-песчаника, в виде разрезанной пополам вдоль каменной трубы с диаметром 11 метров и высотой (радиусом) 5,5 метров, на глубине 20-25 метров, вместо которых местные краеведы, к сожалению, показывают хозяйственные постройки, изготовленные совсем недавно из блоков камня-известняка, добытого современными машинами.
Советские специалисты нередко посмеивались над бытом монголов. Уверен, молдавские "академики", описывающие жизнь татар до 1790 г., попавшие в места их обитания, не выжили бы. Может, было бы к лучшему? Меньше писалось бы "ученых" глупостей!
Свидетельство о публикации №123061304494