Азраэль

1. Новая для меня мысль об «иерархии ангелов смерти» позволяет сопоставить её
с иерархией пробуждений (или просветлений), конечная ступень которых теряется
в бесконечности. В таком случае, то же относится и к иерархии Бодhисаттв, т.е.
Пробуждённых. Это значит, что для любого конечного существа не существует
последней ступени просветления. Её можно достичь только после полного слияния
«капли» личности с «океаном» Бога. В буддизме это слияние называют нирваной
(санскр. «угасание, прекращение, отсутствие»). Мы назовём это обнулением.

Понятно, что существует иерархия смертей, бесконечно удалённую конечную ступень
которой называют «вечной жизнью». Вечная жизнь – это другое название Бога. Оно
исключает возможность существования в ней отдельных ненулевых сущностей. Поэтому
даже самые приближённые к Богу ангелы (4-крылые херувимы и 6-крылые огненные
серафимы) тоже смертны, что хотя и звучит несколько необычно, но хорошо
согласуется с утверждением ислама о том, что перед концом света последним
из ВСЕХ ангелов умрёт ангел смерти Азраэль.

2. Сказанное позволяет понять парадоксальное определение Шри Чинмоя:
«Медитация – это песня смерти». Что здесь имеется в виду?..

«Нью-эйджевская» сидячая медитация (англ. New Age, «новая эра») является
упражнением в умирании или «трупоимитацией». Она предполагает такую же
неподвижность тела (пусть и с прямым позвоночником и скрещёнными ногами),
неподвижность ума (в результате полной остановки мыслей), а также полную
эмоциональную и витальную неподвижность. Как в известной песне Михаила Ножкина:
«А на кладбище всё спокойненько».

Теперь ясно, почему христианская церковь не рекомендует, а то и осуждает
медитацию как метод духовного самосовершенствования. Потому что конечной целью
медитации является полное отождествление с Богом, которое можно трактовать, как
попытку сравниться с Ним. Уже был один такой кадр, Люцифером звали.

3. С точки зрения круговорота воды (и Святого Духа) в природе, очень важно,
чтобы духовная эволюция медитирующих, отчаянно рвущихся в небо, была уравновешена
духовной инволюцией, то есть нисхождением Святого Духа в материю. Чтобы «вода»
Святого Духа не только испарялась в «облака» горнего мира, но и проливалась из
них подобием дождя, оживляя собой всю Вселенную.

Полный и окончательный перенос всех душ в царство вечной жизни Бога можно
сравнить с вознесением всех рек, озёр, морей и океанов в облака. Это превратило
бы Землю (и всю Вселенную) в безжизненную пустыню. Сомнительно, чтобы таков был
замысел Творца при сотворении Им материального мира.

(2023)


Рецензии