По конкурсу - Крик души
http://stihi.ru/2023/06/10/4995 - Итоги конкурса
Конкурсное задание формулировалось так: языком поэзии выразить сильное эмоциональное состояние человека, крик его души, выплеск всего, что наболело. Стихи должны были быть написаны от первого лица (персонажа или автора - не имеет значения), стиль речи - эмоциональный лирический монолог. Тема - любая, главное, чтобы стихи отвечали названию конкурса «Крик души».
Мне показалось, что конкурс оказался удачным: тема, от которой я не ждала ничего особенного, не только вызвала большой интерес (за две недели поступило 68 заявок на участие!), но и собрала очень много потрясающе интересных по содержанию стихов. Я тихо радовалась, что имела возможность не участвовать в голосовании - у меня набралось необходимое количество членов Жюри, отчего никого заменять собою не было необходимости. Почему радовалась? Да просто я не представляла себе, как можно отобрать всего только 12 лучших стихов, если хочется включить в шорт лист куда большее число отличных стихотворений! В стихах участников поистине жил крик души - искренний, эмоционально пережитый, а не придуманный. Повод для этого крика и соответственно темы стихов были очень разные, но все произведения - пронзительные и честные.
Мы на наших конкурсах ТМА обычно заботимся о красивой форме изложения, ищем правильный поэтический язык (что, безусловно очень важно всегда!), но стихи запоминаются нам именно своим содержанием, оно - главное в стихах, а хорошая форма написания хотя и нужна, но все-таки - всего лишь обертка содержания.
В этом учебном 2022/23 году конкурс «Крик души» последний, поэтому перед летними каникулами я не хочу и не буду заниматься придирчивой критикой отдельных мелких недочетов, а просто познакомлю вас с теми стихами, которые меня глубоко потрясли - подарили мне сильнейший повод для сопереживания и размышления над поднятой ими темой. Крик души авторов отобранных здесь стихов прозвучал в унисон с моим собственным - читательским, и мне очень хочется, чтобы и вы получили удовольствие от знакомства с ними и от общения с их думающими, неравнодушными и талантливыми создателями.
***********************************************************
Итак, сначала почитаем стихи участников конкурса:
1. УЕДУ, УБЕГУ, УМЧУСЬ! ЕВГЕНИЙ АКСЕЛЬРОД
Уеду, убегу, умчусь –
от этих бурь, от этих чувств,
от этой встряски без конца,
от этой бледности лица.
Зачем, за что, за грех какой
из жизни тихой и простой
я вырван был и вовлечён
в безумный этот, сладкий сон?
Восторг, волненье, волшебство,
преображение всего,
и рядом с этим, затаясь, –
невыносимая боязнь:
а вдруг? а завтра? а вчера?
а если всё – мираж, игра?
а если вдруг не хватит сил?
а есть я, буду или был?..
Боясь бесплодности борьбы,
мы убегаем от судьбы,
ну, а судьба глядит с тоской
и тихо машет вслед рукой.
Сколько важных вопросов задает себе здесь автор! Все его внимание обращено не на внешний мир - поиск недостатков и виноватых, а на самого себя, и это признак развитой души и правильного сознания. «Зачем, за что, за грех какой из жизни тихой и простой я вырван был и вовлечён в безумный этот, сладкий сон? ». Или это: «А есть я, буду или был?».
3. О, ТЫ, КОТОРЫЙ ВЛАСТЬ ТАКУЮ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ
О, ты, который власть такую
Приобретаешь надо мной!
Не обволакивай, прошу я!
Верни мне волю и покой.
Под колпаком твоим, как муха,
Душа моя. Очерчен круг.
Самой мне не хватает духа
Прорвать блокаду нежных рук.
А ты с холодным интересом
Глядишь на ад со стороны,
Как плоть выматывают бесы,
А душу – приступы вины.
Сопротивляюсь и натужно
На плоть обрушиваю плеть.
Сама не знаю, что мне нужно:
Бежать ли, в путах умереть?
Не надо воли. Дай мне права
На боль твою, на тайну дна.
С тобой глотать одну отраву
И знать, что гибну не одна.
По жанру - любовная лирика, но и в этом монологе тоже прячутся интересные и такие глубокие вопросы к себе: «... как плоть выматывают бесы, а душу – приступы вины...», «Сопротивляюсь и натужно на плоть обрушиваю плеть. Сама не знаю, что мне нужно: бежать ли, в путах умереть?»
4. ЗАВЕТНАЯ МЕЧТА. МАРИНА БЫСТРОВА-ДОКС
Светлой памяти моей мамы...
Господи! Как я мечтаю о капельке счастья!
Взять и стряхнуть с себя скучную эту рутину!
Стирка, уборка, работа, потом - магазины,
Разве что, Золушке бедной сегодня под стать я.
Господи! Как я устала. Хочу за границу.
В отпуск, в круиз, на Мальдивы, ну, хоть на Канары!
Или махнуть на недельку бы в Карловы Вары,
Если, конечно, там водятся Синие Птицы.
Вместо Лазурного Берега – мама в больнице.
Там я ночую, свернувшись в ободранном кресле.
Господи! Стану я самой счастливою, если
Завтра поможешь мне с мамой домой возвратиться.
К стирке, уборке, готовке, заботам, кастрюлям,
Я не хочу на Мальдивы и к чёрту Канары!
Мама была бы здорова – вот это подарок!
Кресло забрали. Ну, что ж, прикорну и на стуле...
Прекрасная композиция стихов: автор начинает их с прошения Бога об одном («...Взять и стряхнуть с себя скучную эту рутину! Стирка, уборка, работа, потом - магазины...», но, когда в больницу попадает мама, то монолог становится совсем другим , приходит осознание того, что же для нас действительно важнее всего: «Я не хочу на Мальдивы и к чёрту Канары! Мама была бы здорова – вот это подарок!». Замечательные стихи!
5. КРИК ДУШИ. ГАЛИНА СКУДАРЁВА
Сегодня то же, что вчера:
подъём, зарядка, умыванье,
потом - знакомая еда
и с воспитателем гулянье.
Но только что-то невпопад
сегодня в этом распорядке:
игрою не разбужен сад,
а дети жмутся вдоль оградки.
Кого так хочется узнать
в прохожих Оле, Свете, Роме?
Кого?! Свою родную мать!
День посещения в детдоме.
Короткие эти стихи, к сожалению, в шорт листы членов жюри не попали (просто слишком много было столь же хороших!), но они имели право там оказаться. В них звучит не крик и даже не эмоциональный монолог, язык их тих и прост, но тема в концовке поднята такая, что хочется кричать, читая строки: «Кого так хочется узнать в прохожих Оле, Свете, Роме? Кого?! Свою родную мать! День посещения в детдоме».
6. КРИК ДУШИ. АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВ-МАРТ
Всё поправимо, кроме смерти,
Мы все уйдём в небытие,
И нет там ничего, поверьте,
Живи сегодня, в этом дне.
Живи же на разрыв аорты,
Люби, твори, кричи и пой,
И вот когда ты будешь мертвый,
То люди вспомнят – был такой.
Таких как ты уже не будет –
Все уникальны на Земле,
И миллионы разных судеб,
Как те дождинки на стекле.
И он сметётся ураганом
Огромный мир твоей души,
Вся жизнь была сплошным обманом!
Им насладиться поспеши.
Здесь тихий крик звучит о том главном, что касается (или когда-то коснется) каждого из нас: «Всё поправимо, кроме смерти, мы все уйдём в небытие», «Таких как ты уже не будет – все уникальны на Земле...». И еще горькое, но честное: «Вся жизнь была сплошным обманом». Не знаю, как вы, а я очень люблю в стихах искренность и открытость. Зацепили они меня!
7. УШЕДШЕМУ ДРУГУ. АЛЁНА ПРОШИНА
Не торопись. Туда не опоздать.
Туда давно заказаны билеты.
В ту сторону идут все поезда.
Там птицы выпускаются из клеток,
снимаются оковы с душ людских,
надетые по прихоти привычки.
Там со стихами белые листки
не жгут, ломая нервно в пальцах спички.
Чиста вода и шелковист песок
под небом ослепительным и вечным.
Там радуга стоит наискосок,
и мудрый лес берёт её на плечи.
Там каждый взгляд и кроток, и лучист,
там все светлы и празднично-нарядны.
Но всё же не спешить есть сто причин -
туда не опоздать, останься рядом.
Еще одни стихи на ту же самую тему, только решены они иначе - поэтично, образно, красиво. Но так же искренно и честно. «В ту сторону идут все поезда. Там птицы выпускаются из клеток, снимаются оковы с душ людских, надетые по прихоти привычки». И еще здесь есть позитивная мысль в концовке: «Но всё же не спешить есть сто причин - туда не опоздать, останься рядом!»
8. ДВЕ МИНУТЫ. ОКУЛОВА НИНА
Перегоны и полустанки.
Две минуты стоит экспресс.
А во времени и пространстве
Две минуты имеют вес.
Две минуты... Взорвётся сердце.
Разомкнётся кольцо разлук.
Как твой поезд спешит на север -
Так мой поезд летит на юг.
Есть лишь станция узловая,
Где встречаются поезда...
Если поезд мой опоздает,
Мы не встретимся никогда...
Две минуты... Глоток печали.
Не остаться и не забыть.
Две минуты... Зачем встречаться,
Если вместе не можем быть?
Ты в экстриме шутить умеешь,
Так же рвётся сквозь снег трава:
- Две минуты... Ещё успею...
Я успею поцеловать...
А этот крик души о том, что «во времени и пространстве две минуты имеют вес», потому что «если поезд мой опоздает, мы не встретимся никогда...». Хорошо написано, доверительно, искренно!
9. ВЫСОКОВОЛЬТНОЕ. ТАТЬЯНА ПОГРЕБИНСКАЯ
Когда неделя, год кончаются,
А потрясений не случается,
Царит такая скука смертная
В твоей душе!
Когда к дороге, к приключениям
Такое мощное влечение,
Что на Аляску, в тундру, в омуты
Несёт уже, -
Отбрось дела осточертевшие,
Смени пейзажи надоевшие,
Спеши увидеть тех, кто нравится,
Почувствуй вновь:
Бежит по венам электричество,
И ты – Высочество, Величество!
А в сердце - прежнее девичество,
Восторг, любовь!
Очень позитивный выплеск чувств: так пишет человек в состоянии, когда ему хорошо, и не важно, что послужило для этого поводом. Минуты, когда в нас «бежит по венам электричество, и ты – Высочество, Величество!» не так уж часто случаются в нашей жизни, они стоят того, чтобы описать их стихами!
13. НАД МАЛЕНЬКИМ ДОМОМ. ЕКАТЕРИНА ПАДУКОВА
Направо иду - ни звона,
налево иду - ни слова,
пустое село, неживое.
А было живое.
Над маленьким домом сонным
безмолвно, погасло солнце -
стоит сиротой - невесёлый,
а был весёлый
и радостный, светлый самый.
У дома родного туманный
встречает ветер - не мама.
А раньше - мама.
Я думала - всё неживое
заброшенное пустое
случилось давно, не со мною,
а всё - со мною.
Как здорово, как сильно написано - внешне скупым, отстраненным языком, но в каждой строке - боль: «пустое село, неживое. А было живое». «...Стоит сиротой - невесёлый, а был весёлый». И трагический вывод в концовке: «Я думала - всё неживое заброшенное пустое случилось давно, не со мною, а всё - со мною». Больше тут нечего добавить - читатель этих строк все это и чувствует, и сопереживает.
15. ПРО СТАРОСТЬ. АНТРЕМЕ МЯТА
Запах старой мочи,
В шторах мухи и пыль,
На столе горсть таблеток, да кружка.
Не хрипит, не кричит,
Уронил костыли,
Посерела от грязи подушка.
Под плетеным ковром
В уголке "Горизонт".
Помнит Брежнева и Перестройку.
В девяносто втором
Он сгодился б в ремонт,
Нынче - кто бы отнес на помойку .
На дверном косяке
Отрывной календарь:
Двадцать третее марта застыло.
Он не знает совсем
То, что нынче январь,
И не помнит, что вечером было.
Солнце село давно,
Город к фильмам приник,
Набирает мороз крепче градус.
Не заклеить окно -
Одинок тот старик
Вот оно -
Тлен, забвение, старость.
Старость - тяжелое время. Автор говорит об этом не столько фактами, сколько образами вещей и мест: «...Он сгодился б в ремонт, нынче - кто бы отнес на помойку». «Он не знает совсем то, что нынче январь, и не помнит, что вечером было». «Не заклеить окно - одинок тот старик. Вот оно - тлен, забвение, старость». И эти стихи тоже рассказали мне все главное без авторских пояснений - умело погрузили в атмосферу жизни персонажа.
16. НЕ УЕЗЖАЙ! НИНА ЦУРИКОВА
Не уезжай! Пусть без тебя
Уходит поезд втихомолку,
И, занавеску теребя,
Грустит пустующая полка.
Не уезжай! - Кричат гудки
Всех поездов, что мчатся мимо.
Ах, как разлуки нелегки
Когда теряем мы любимых!
Не уезжай... Ночь на посту
Луну и звёзды хмарью застит,
И поезд с криком в темноту
Умчит потерянное счастье.
И будет с ним моя судьба
Усталым путником скитаться.
Я не смогу жить без тебя,
Прошу, молю тебя, останься!
Ну, как тебя мне удержать?..
Часы вокзальные торопят:
Мне надо важное сказать,
Но губ немых не слышен шёпот...
Ведь ты любовь мою унёс
В глухой вагон, захлопнув дверцу!
А здесь, на рельсах меж колёс -
Моё раздавленное сердце...
Не уезжай!!!...
По сравнению с предыдущими стихами, трагедия персонажа этих стихов кажется нам мелкой и поправимой - это всего лишь несчастливая любовная история, но все равно мы слышим талантливо написанный крик души: «Мне надо важное сказать, но губ немых не слышен шёпот...», «А здесь, на рельсах меж колёс - моё раздавленное сердце.... Не уезжай!!!...»
17. Я БЕЗ ТЕБЯ НЕ МОГУ. НИКА ГИР
Вечер жонглирует звёздами, пряча их в талом снегу.
Милый, далёкий, не познанный, я без тебя не могу!
Наледь изящною трещиной режет оконную гладь.
Был ты мне небом обещанный. Мне ли тебя потерять?!
Окна лукавыми глазками льют во дворы тихий свет.
Знаю, скучаешь, мой ласковый, столько не вместе мы лет.
Чувствами, взглядами, мыслями, снами к тебе я бегу.
Я пред любовью не выстою. Я без тебя не могу!
И вопреки расстояниям, войнам, разлукам, годам,
губы слагают признание: «Верю. Люблю. Не предам».
Встреча когда-нибудь сбудется, тихо откроется дверь...
Ах, как неистово любится после разлук и потерь!
Вместе с одеждой и святостью сбросится горечь утрат.
Яркой волнующей радостью юность вернётся назад,
пусть лишь на день, на мгновения, (их на всю жизнь сберегу).
Я отвергаю сомнения. – Я без тебя не могу!
Звёздами - синими, белыми... светят огни автострад.
Звёзд полуночный парад... Что ж мы с тобою наделали?
Сами не в церкви повенчаны... Выбрали радость-беду!
Вечно желанная Женщина, я без тебя пропаду!
«Ах, как неистово любится после разлук и потерь!» - вот, мне кажется, главная мысль данного крика души - красивой любовной лирики. Стихи мелодичны и образны, они так и ложатся на музыку, они не трагичны, а просто полны светлой грусти и надежды: «Чувствами, взглядами, мыслями, снами к тебе я бегу. Я пред любовью не выстою. Я без тебя не могу!». Очень симпатичные стихи.
18. ДОМ ПО НАСЛЕДСТВУ. ТАТЬЯНА АСТАФЬЕВА
Я вхожу на крыльцо твоего опустевшего дома.
Тихо дверь отворю и тихонько войду на порог.
Мне казалось, что всё здесь давно и до боли знакомо:
Скрип дверей и ковер, что котёнком касается ног.
Но душа-то кричит, бьёт по нервам стальною пружиной -
Ты ушёл навсегда. Так задумал, наверно, Творец.
Лишь кивают со стен на меня с укоризной картины -
Видно чувствуют: скоро здесь будет нежданный жилец.
Прохожу и прошу я у дома, молясь, разрешенья
Поселить здесь покой, никого не коря, не кляня.
Не прошу одного - не прошу у него я прощенья,
Что я буду в нём жить, хоть и строился не для меня.
Этот монолог - не крик, а только тихий рассказ о доме, владелец которого «ушел навсегда». Стихи представляют собой послание к дому, где «всё давно и до боли знакомо: скрип дверей и ковер, что котёнком касается ног» и где душа ЛГ «кричит, бьёт по нервам стальною пружиной» и она просит «...у дома, молясь, разрешенья поселить здесь покой, никого не коря, не кляня».
19. ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ВЕК. НИКОЛАЙ СЫРОМЯТНИКОВ
Двадцать первый век взъерошенный - на весах -
сгусток боли - то в клеточку, то в полоску
жупел атомного облака в небесах -
апокАлипсиса отголоски…
Воем зверя мысли тычутся, мордами рыб,
пустошью, рептилоидами безврЕменья.
Кажется, - время само себя умертвит…
Пирамида Хеопса страхом беременна.
Вся планета – палата хосписа.
Прозревая, люди начинают подозревать -
будущее - документ без подписи…
Прошлое хочется - в клочья рвать….
Интересно написаны стихи - они нестандартны по меняющейся ритмике, по выбору слов, образов. Стихи выражают отношение автора к Двадцать Первому веку, где «жупел атомного облака в небесах - апокАлипсиса отголоски», а «вся планета – палата хосписа». Выразительно описано наше время. Как наболевший крик души.
21. РЕФЛЕКСИЯ. ОРЛОВАИ
Я знаю, знаю: счастья нет.
Но верю - будет. Непременно.
Хотя...Прошло 2000 лет,
мир стал другим,
а перемены
Нас не затронули почти.
Нет рабства - много больше века,
но рабский дух, он так смердит,
что души вянут.
Человека
совсем не просто изменить,
и «не убий», и «не укрАди»,
«не возжелай» никак не вбить
в мозги раба.
О, счастья ради,
Бог, поспеши, не опоздай,
заставь нас чтить Твои заветы!
Иначе мы взломаем рай,
уже построены ракеты.
Еще одни стихи, кричащие о несовершенстве века, в котором нам довелось жить: «Нет рабства - много больше века, но рабский дух, он так смердит, что души вянут». И еще: «Человека совсем не просто изменить, и «не убий», и «не укрАди», «не возжелай» никак не вбить в мозги раба». Все здорово, но если бы я участвовала в голосовании, то в шорт лист бы их не включила из-за строки «Прошло 2000 лет» (тыщи!). Ну нет такого слова в литературном языке! Взялся писать стихи - ищи способы обойтись без разговорных искажений в авторской речи!
24. ТЫ МНЕ НУЖЕН. ЕЛЕНА ЗАОСТРОВЦЕВА
Ты мне просто нужен, понимаешь?!
Нужен днём и ночью, круглый год.
Жизнь идёт - косая и хромая,
Если честно, вовсе не идёт.
Жизнь дрожит и рвётся - там, где тонко,
Умоляя, как в последний раз:
Без тебя - из ледяных осколков
Не сложить замысловатый пазл.
Исчезают звуки, вкус и краски,
Миражи последние губя,
И закон извечный "Продолжаться!"
Кажется кощунством - без тебя.
В мире, беспощадном и усталом,
Ни надежд, ни горя - только страх;
Жизнь вопит младенцем годовалым,
Брошенным в заснеженных лесах.
... Нет, мне ни к чему твои признанья,
А влюблённость сгинет, словно тень.
Ты мне просто нужен -
как дыханье,
Как глоток воды в безумный день.
Так волне бывает нужен берег,
Долгожданный путник - маяку,
Нужен, как неверующим - вера,
Как хозяин дерзкому щенку...
Древний океан колышет воды,
Разделяют нас огонь и мрак...
Как я без тебя все эти годы?!
Это только мне известно - как...
Солнце в горизонт ныряет рыбкой,
Ночь страшна, как призрак наяву...
Если встречу день с твоей улыбкой -
Я его, пожалуй, проживу!
Меня восхищает, как свободно и естественно этот автор (во всех ее стихах) работает с литературной речью - все образы - и их немало - сами собой ложатся в строку и выражают мысль, а не просто украшают. Очень нравится поэтический язык этих стихов! Крик души здесь направлен на личное - «Ты мне просто нужен - как дыханье, как глоток воды в безумный день». Но как же выразительно и точно это чувство описано! «Жизнь вопит младенцем годовалым, брошенным в заснеженных лесах». Великолепная работа!
26. ТВОИ СЛОВА В МЕНЯ ЛЕТЕЛИ... НАТАЛЬЯ ЧАПЛЫГИНА
А в горле ком наружу крик не выпускает,
в душе щемит, и в сердце боль не утихает…
Твои слова в меня летели, больно били,
и губы в гневе побелели. Я бессилен
тебя в ответ ударить словом, также больно.
Сменился день ночным покровом и невольно
остыл напор, улёгся натиск слов и мыслей.
Взошла луна на звёздный батик. Поразмыслить
отведено судьбою время до рассвета…
…Заря продела ногу в стремя, лучик света
нас озарил: спина к спине, глаза открыты,
я не прижал тебя к себе: не позабыты
потоки ярых обвинений. Через призму
нелепых ссор, неизвинений, эгоизма,
итог нелёгкий подведён: пора настала
нам перейти свой Рубикон, начать сначала.
Чужими станем друг для друга мы отныне,
я не супруг, ты не супруга. Из гордыни
нельзя мосты для примирения построить.
Без уважения, смирения не стоит
семью пытаться сохранить – труды напрасны,
любовь уже не возродить, она угасла,
сгорели чувства все дотла, остался пепел.
...Как странно: душит мгла… а день так светел…
А вот здесь мне показалось, что содержание стихов сотворено под какое-то конкурсное задание (не мое!), возможно, под заданную цитату из другого источника. Крик души привнесен извне, но описан мастерски. Интересный прием: сначала даются первые две строки, не связанные рифмовкой с остальными - как прелюдия к теме и главная мысль сюжета: «А в горле ком наружу крик не выпускает, в душе щемит, и в сердце боль не утихает…», а потом разворачивается само описание - авторский монолог. В нем больше умствования, чем чувства: «я не супруг, ты не супруга. Из гордыни нельзя мосты для примирения построить. Без уважения, смирения не стоит семью пытаться сохранить – труды напрасны». Стихи написаны мастерски, хотя члены жюри их не отобрали, видимо, тоже интуитивно почувствовали их «сотворенность».
27. ПООБЕЩАЙ. НАТАЛЬЯ СТЕПАНОВА 8
Бесшумно в ночь ушёл уставший, стылый вечер.
Зима... и снежный пух на сотни вёрст вокруг.
Не спится… Вновь и вновь я сочиняю встречу –
сплетаются слова в письмо:
«Привет, мой друг!
За окнами у нас безумствуют метели,
в твоих краях дожди… заокеанский сплин...
Как жаль, что мы сберечь друг друга не сумели –
разлукой пролегли сырые феврали.
Быстрей летят года, и время невозвратно,
но в памяти храню тепло лучистых глаз.
Забыта горечь слов, разлитая когда-то,
И в суетности дней мне не хватает... нас.
...Давай прогоним грусть. Смотри: под облаками,
касаясь синевы кружатся сизари.
Спокойствие небес встревожено крылами,
светлеет горизонт от всполохов зари.
P.S.
Ещё чуть-чуть снегов – и с ветром переменным
стремительно весна ворвётся в нашу жизнь.
И лёд былых обид растает... несомненно!
Прошу тебя, мой друг – дождись весны,
дождись».
Пример довольно редко используемого нашими авторами жанра - эпистолы. Стихи выполнены в форме конкретного письма другу. Здесь нет громкого крика души, но есть задушевность и искренность: « Как жаль, что мы сберечь друг друга не сумели – разлукой пролегли сырые феврали», «Забыта горечь слов, разлитая когда-то, и в суетности дней мне не хватает... нас..». Как жаль, что в нашей современной жизни мы почти перестали писать письма - длинные и задушевные, хорошим литературным языком. А ведь это такое важное умение, одинаково развивающее внутренний мир и того, кто пишет, и того, кто читает эпистолярное творение.
31. ПАПОЧКА, ВЕРНИСЬ ДОМОЙ ЖИВЫМ! ВАЛЕНТИНА ВЕСЕЛОВА
Папочка, вернись домой живым!
Знаешь, ты мне нужен очень-очень,
Если будешь раненым, седым,
Мне тогда судьба взрослеть досрочно.
Я тебя, отец, не подведу,
Стану для тебя рукою правой,
Беды и напасти отведу,
Стану, как и ты, солдатом бравым.
Папочка, папуля, обними
Младшую сестрёнку и братишку
И у сердца сАмого храни
Моего заплаканного мишку.
Будет он тебе, как талисман,
Мишка мой, дружочек косолапый,
Защитит от пули и от ран,-
Ты с победою вернёшься, папа!
Мы с тобой построим новый дом,
Яблоню посадим у крылечка,
И не будет в мире краше в нём
Моего счастливого сердечка!
Очень искренний, насущный для сегодняшнего дня монолог в стихах, где автор не ищет красивых форм, не пишет напоказ, а просто изливает то, что чувствует и что действительно важно для него. Этим и подкупают данные стихи. «Папочка, вернись домой живым! Знаешь, ты мне нужен очень-очень», «Мишка мой, дружочек косолапый, защитит от пули и от ран, - ты с победою вернёшься, папа!». Трудно остаться равнодушной, читая эти строки.
33. ПАРА ФРАЗ НЕОСТОРОЖНЫХ. ОЛЬГА БУРЫГИНА
Упала грусть на сердце тенью,
Сползла улыбка с губ, повис
Вопрос – он мучил, к сожаленью,
И исподволь коварно грыз.
Казалось, нет причин особых,
Чтоб впасть невольно в плен тоски,
Но пару фраз неосторожных
Ты обронил. И вновь тиски
Сковали душу мертвой хваткой,
Нет выхода, встал комом крик,
И боль тонюсенькой иголкой
Пронзила сердце в тот же миг.
А ты, с нелепою улыбкой,
Переключил весь разговор,
Повел его тропинкой зыбкой,
Но натолкнулся на укор.
Перед глазами шли кругами
Миры, планеты - ватный пол,
Года ступенями, рядами
Со сваи сбились под углом.
А крен такой – на нитке счастье,
И еле дышат чувства те,
Которые всегда в ненастье,
Держали нас на высоте.
Но счастье бусинкой по нитке
Скатилось вниз, и вслед любовь,
В последней бешеной попытке
Сквозь боль качало сердце кровь.
Так пара фраз неосторожно
Дала толчок. Девятый вал
Обрушился и невозможно
Простить. Зачем же ты солгал?...
Эмоциональный рассказ ЛГ, ее монолог, обращенный к любимому в дни, когда ложь разрушила их отношения - яркий монолог! «И вновь тиски сковали душу мертвой хваткой, нет выхода, встал комом крик, и боль тонюсенькой иголкой пронзила сердце в тот же миг». И повторное обращение к образу сердца в концовке: «Но счастье бусинкой по нитке скатилось вниз, и вслед любовь, в последней бешеной попытке сквозь боль качало сердце кровь». Выразительно написано.
42. КАК МНЕ ЖИТЬ В ТИШИНЕ. ГАЛА ГАЛКА
Гром не слышу и трель соловья,
И людей, что в сельмаге судачат.
Тишь немая накрыла меня
Одеялом своим, не иначе.
Дни без радости, ночи длинны,
Платья, шляпки попали в немилость.
Давит плечи печать тишины,
Грусть змеюкой в дому приютилась.
Бьётся в страхе душа мотыльком,
Умирающим в зиму за рамой.
Думы, думы… и все об одном...
Груз тяжёл — быть солдатскою мамой.
Отче наш, как же ты допустил
Разродиться войной безобразью,
Не сдержал сатанинских удил,
Не закрыл от невзгоды нас дланью?
Подскажи, как мне жить в тишине,
Ставшей тенью несчастья и смерти?!
Твой ответ ищет взгляд в вышине,
На лазурной холстине мольберта.
Очень хорошо описано состояние ЛГ, чей сын ушел на войну - бессловесный крик ее материнской души. «Давит плечи печать тишины, грусть змеюкой в дому приютилась. Бьётся в страхе душа мотыльком, умирающим в зиму за рамой. Думы, думы… и все об одном... Груз тяжёл — быть солдатскою мамой».
44. ПОД ЛУННЫЙ СВЕТ. НЕУТОМИМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ
Уж лучше ночь, чем серый, хмурый день,
уж лучше шторм, чем сонное затишье,
когда и думать, и не думать лень,
и в этом мире кажешься ты лишним.
Под лунный свет движения легки,
шар жёлтый в небе - словно мяч из детства,
и пишутся печальные стихи,
что жизнь прошла и никуда не деться.
Лаконичные и грустные стихи, которые многим судьям приглянулись. Они - крик души, попавшей в полосу пессимистического настроения - кто из нас там не был? Очень поэтично и точно описано это состояние: «...и думать, и не думать лень, и в этом мире кажешься ты лишним», «и пишутся печальные стихи, что жизнь прошла и никуда не деться».
46. ПОСВЯЩЕНИЕ ОТЦУ. ЕВГЕНИЯ БЕЛТО
Кто был этот старик?
Не узнала лица.
Вдруг душа моя в крик:
"Он похож на отца".
Исказила болезнь
Взгляд его и черты.
Губы двигались "Жень,
Это - я" - "Это - ты???"
Я боялась смотреть,
Я не знала в тот день
Заберет его смерть
Вместе с шепотом "Жень".
Он приходит не в дверь -
Только в мыслях и снах.
Имя папы теперь
У меня на губах.
Больное и не уходящее воспоминание о смерти отца - крик души о нем. «Вдруг душа моя в крик: "Он похож на отца". Исказила болезнь взгляд его и черты». Лаконично и пронзительно. По исполнению мне не понравилась только конструкция предложения «Я не знала в тот день <что > заберет его смерть» - пропущено «что».
47. ПОЙМУ. АЛЕКС МИО
Какого чёрта ты меня тиранил,
стирая личность, втаптывая в грязь?
В наполовину выпитом стакане
давно уже зараза завелась.
Но я принёс ещё – и не водичку.
Давай-ка тяпнем красного вина.
Закурим – есть и Мальборо, и спички.
Ну, за здоровье, с богом и до дна.
Я буду.
Буду вспоминать обиды.
И не смотри так строго – не боюсь.
Считаешь, что веду себя как быдло?
Меня стыдишься?
Блин…
а знаешь – пусть.
Вот здесь, взгляни на грудь – посередине –
дыра, на дне которой (по'шло?) боль.
А кто, позволь спросить мне, оскотинил
когда-то безусловную любовь?
Ничтожество –
клеймо уже лет десять
на лбу моём с твоей подачи. Так?
Ты кучей ярлыков меня обвесил.
А я – да слышишь ты?! – я не дурак!
Молчишь.
О`кей, оставлю полбутылки –
тебе?
земле?
портрету твоему?
И это…
пап, прости, что на поминки
я не пришёл.
А не простишь – пойму.
Похожая тема, которая решена по другому. Мужской, грубоватый, эмоциональный монолог - крик души, обращенный к ушедшему из жизни отцу, который произносится как к живому. Но это не грубость, а самозащита, попытка унять свою боль и невозможность изменить непоправимое. Очень выразительные, живые стихи - в них есть мастерство точной передачи живой речи в предлагаемых обстоятельствах. «Вот здесь, взгляни на грудь – посередине – дыра, на дне которой (по'шло?) боль. А кто, позволь спросить мне, оскотинил когда-то безусловную любовь?»
50. ГЛУБИНА ДУШИ. ЕКАТЕРИНА ЧАУСОВА
Осталось совсем на донышке
моей глубины души…
А ты, когда сядет солнышко,
букет из чувств засуши,
который, в сосуде хрупком
по тоненьким стебелькам
тянул: так иные руки
протягивают к цветкам, –
по капельке, по глоточку,
по звуку в глухой тиши,
по буковке, слогу, строчке,
без мысли меня лишить
той радости беспричинной
и блеска лукавых глаз,
той страсти в речах мужчины,
что слышала сотни раз...
Не то чтоб тянул украдкой,
не то чтобы не спросясь:
для многих была загадкой
бессвязная эта связь…
До донышка и до точки
испить её не спеши, –
оставь хоть глоток сыночку
моей глубины души!
Интимный, внутренний монолог с человеком, с которым что-то не сложилось и еще болит. Не знаю, почему не отобрали судьи - очень интересно, выразительно написано, и поэтическим языком, и с точной передачей внутреннего состояния ЛГ. «А ты, когда сядет солнышко, букет из чувств засуши, который, в сосуде хрупком по тоненьким стебелькам тянул: так иные руки протягивают к цветкам»... «Для многих была загадкой бессвязная эта связь».
52. ГУДИТ ПЕРРОН. ЮЛИЯ ЧЕХОВА
Гудит перрон. Я провожаю счастье,
Что было столь недолгим и родным.
Февраль, к чужим разлукам безучастен,
В бесснежности себя не обвинит.
И слёзы льёт, рисуя в стылых лужах
Свет фонарей, обьятия, шаги.
Прощальный крик: "Ты больше жизни нужен!"
И в горле ком, и сердце на куски...
Но пОезда скользящая громада
Отрезала надежды и мечты.
А без тебя мне разве что-то надо?
И плачет ночь в объятьях пустоты...
Крик души во время расставания с человеком, без которого ЛГ не представляет себе жизни. «А без тебя мне разве что-то надо?». «Прощальный крик: "Ты больше жизни нужен!" И в горле ком, и сердце на куски...». Короткое, но очень эмоциональное, выразительное стихотворение.
53. ОБИТЕЛЬ. ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ 20
Застывает на губах крик, выгоняя за порог сны.
Замолчи, проклятый язык, мне слова твои не нужны.
Заживляя на душе шрам, расплетала чудеса ночь...
Как ты с мужем-то сейчас там, поседевшая моя дочь?
За окном с утра метёт снег, и в душе который день стынь.
Мне давно уже пора вверх, да не кончится никак жизнь.
Сердце сношенное сбои;т — видно, там уже меня ждут.
В чистой комнатке для троих обретён последний приют.
Здесь у каждого в глазах боль, каждый тихо тянет свой гуж —
Человеческая юдоль неприкаянных земных душ.
А соседки — ничего так, разговорчивы и без зла.
Ту, что слева, сдал сюда брат — замотали, видно, дела.
У них рано умерла мать, он ей был как будто бы сын.
Он не смог её к себе взять, но приносит ей инсулин.
Она плачет и его ждёт. Инсулиновый грозит шок
Без немногого седьмой год. Он бы взял её, когда б мог.
У другой же молодой внук раскрутился — приобрёл дом,
Нанял няньку и двоих слуг, замечательно живёт в нём.
Он по жизни, в общем, не тать. Сдал, конечно же, не со зла...
Она с ним ходила гулять, когда мачеха не могла.
Навестила в эту ночь мать, сорок лет уж как её нет,
И не снилась этак лет пять — позабывчив, видно, тот свет.
Разметало над трубой дым — зимний ветер поутру крут...
Это ты, мой дорогой сын? Проходи! Как тебя зовут?
Бессловесный, внутренний крик, монолог с самим с собой персонажа, оказавшегося при живой дочери в доме престарелых. «Мне давно уже пора вверх, да не кончится никак жизнь». Что может быть горше этого крика? И здесь же описаны такие же тяжелые судьбы соседок по комнатам:«Здесь у каждого в глазах боль, каждый тихо тянет свой гуж - человеческая юдоль неприкаянных земных душ». Тяжелые стихи, но нужные для чтения. Написаны они дольником - непривычный для нас способ стихосложения, который для данного содержания очень подходит, рваный, неровный ритм стихов удачно добавляет нужные краски к восприятию темы.
63. И ВСЁ-ТАКИ. ТАТЬЯНА ШАДУЯ
Весна. Война. И, всё-таки, – любовь!
Сквозь черноту прожаренного снега,
Сквозь безысходность чуждого ночлега,
Сквозь панцирь… Но постой, не прекословь!
Обнимемся у мира на глазах.
Отбросив прочь привычные зажимы,
Прижмусь, кричу восторженно: "Мы живы!"
И что с того, что седина в висках.
Безумная как в юности, душа
Трепещет, ощутив родное тело.
И слёзы подступают то и дело,
И взгляды – точно лезвие ножа.
Смятенье мыслей, чувств, как вспышка света.
Вдруг удивленье бесконечное: "Жизнь – это!"
Этот поэтический крик звучит как гимн любви и жизни, которым не страшны ни годы, ни обстоятельства. «Весна. Война. И, всё-таки, – любовь! Сквозь черноту прожаренного снега, сквозь безысходность чуждого ночлега, сквозь панцирь…». Мне нравится смысловой повтор мысли в начале и в конце текста.Сначала: «Кричу восторженно: "МЫ ЖИВЫ!" И что с того, что седина в висках!». А в концовке: «Вдруг удивленье бесконечное: "ЖИЗНЬ – ЭТО!"». Позитивные и жизнеутверждающие стихи!
66. МИКСТУРА. МИННИАХМЕТОВА ЮЛИАНА
Железная брошка на старом плаще,
потёртые вкладки в галошах.
Я помню её через образ вещей,
валявшихся в тёмной прихожей.
Стеклянные бусы, узорный платок
и кучка цветных «невидимок».
На столике – полупустой пузырёк.
В альбоме – потрёпанный снимок.
Я силюсь увидеть походку, глаза,
но в памяти тусклые пятна.
Я мысленно перемещаюсь назад –
в исчезнувшее безвозвратно…
Под ручку на рынок – я злюсь на неё:
как медленно… Боже, быстрее!
Вот в парке сидим на скамейке вдвоём –
в пропахшей сиренью аллее.
Со слухом беда и не видит почти.
«За что наказанье такое?»
Помыть, покормить, напоить, довести…
Всегда не одно, так другое.
На снимке – весёлая, с русой косой.
А я помню плащ да микстуру.
Прости меня, ба… так неправильно всё.
Прости меня, глупую дуру.
Эти строки просто невозможно читать без слез - они пробирают меня до глубины души! «А я помню плащ да микстуру. Прости меня, ба… так неправильно всё. Прости меня, глупую дуру». И пробирают они, похоже, не одну меня - эти стихи стали победителем конкурса!
67. СИЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА. НАТАЛЬЯ ШАЛЛЕ
Утро. Распишет взвеси тумана.
День. Полон гама вор’онье-сорочьего.
Вечер. На небе сурьма и румяна.
Ночь. Этот жуткий сквозняк одиночества!
Счастье? Не знаю. Радость? Ни капли.
Пусто. Душа, что гнездо разорённое.
Мысли-птенцы от бескровья озябли.
Смута на сердце тоскою зелёною.
Сыплется время крупкой песочной.
Ёмкость – восьмёркою. Точность проверена.
Сном забываюсь, в нём, как воочию,
ветки багульника в пятнах сиреневых.
Боли тягучей... узница снова.
Шансов к побегу мне нет – зарешечено.
Птицей бы выпорхнуть... и к птицелову!
Не окольцованной и не обвенчанной.
Ветер по стёклам, шорох – под крышей,
пологом снежным окно занавешено.
Тихо совсем, чтоб никто не услышал,
ночью расплакалась сильная женщина.
«Этот жуткий сквозняк одиночества! Счастье? Не знаю. Радость? Ни капли. Пусто. Душа, что гнездо разорённое....» - какой же болезненный, надрывный крик слышится в этих строчках! «Боли тягучей... узница снова. Шансов к побегу мне нет – зарешечено...» Мастерски передано настроение ЛГ, отличным поэтическим языком. А еще мне очень понравилась авторская находка «Ёмкость – восьмёркою». Это сказано о времени, которое кажется бесконечностью для ЛГ (знак бесконечности - лежащая на боку восьмерка!). И пронзительная концовка: «Тихо совсем, чтоб никто не услышал, ночью расплакалась сильная женщина». Отличная работа!
28. ЛИМОННОЕ ПАЛЬТО. ЧУЙКОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА
Сегодня я подумала:"И пусть!"
Пусть настроенье будет на все сто!
Я отметаю скованность и грусть
И надеваю новое пальто.
О, цвет лимонный — просто эпатаж
На сером фоне Питерских домов!
Сегодня я сама почти витраж,
Где свет меняет радиус умов.
А каблучки, что весело стучат
Лишь добавляют солнечных лучей!
Что будет завтра? Может вечный ад.
Но нынче — только искры из очей!
Мужские взгляды собрала в букет.
Наверно я нескромная. И что?
Да расшибись постылый Интернет,
Когда на мне лимонное пальто!
А это стихотворение в шорт листы не попало, но именно им я хочу закончить знакомство с лучшими работами наших участников. Его главная мысль: счастье не вовне, а внутри, его, как и ощущение несчастья, создаем мы сами, оно творится нами, и его можно вырастить, выпестовать, создать пусть даже и самыми примитивными способами. Например, надеть лимонное пальто: «Сегодня я подумала: "И пусть!" Пусть настроенье будет на все сто! Я отметаю скованность и грусть и надеваю новое пальто». И еще: «Что будет завтра? Может вечный ад. Но нынче — только искры из очей!». «Сегодня я сама почти витраж, где свет меняет радиус умов». Мудрейшее стихотворение!
А теперь почитаем избранные стихи наших судей ТМА - их тоже в этот раз было представлено много, я публикую их почти все:
ОТЛОЖЕННЫЕ СЛЁЗЫ. МИЛА АНДАНТЕ. ВНЕ КОНКУРСА
Все слёзы я оставлю на потом,
Тебе водой дорогу не залью,
Как холодно. Застыл в молчанье дом,
Отдав тепло живое кораблю.
Ты нежность спрятал в омут синих глаз.
Ты встал по зову в шлеме и броне.
Уходишь, как уходят всякий раз
Мужчины в бой на дальней стороне.
Заклятием храню тебя в бою,
Молитвами, которым нет числа.
Я бусину искристую свою
Тебе в густые волосы вплела,
Иди, раз так отмерено судьбой,
Иди, родной, мой свет, мой бог, мой гром.
У кожаной рубахи боевой
Тебе стянула ворот ремешком.
Ты знаешь, как немая боль кричит.
И сердце онемело с этих пор.
Тебе в глухой кромешности ночи
Зажгу на возвращение костёр.
Тема - серьезнее некуда - проводы близкого человека на войну: «Ты встал по зову в шлеме и броне. Уходишь, как уходят всякий раз мужчины в бой на дальней стороне». «Ты знаешь, как немая боль кричит. и сердце онемело с этих пор. Тебе в глухой кромешности ночи зажгу на возвращение костёр». Крик души женщин всех времен...
БОГУ - БОГОВО. РУСАКОВ ГРИГОРИЙ. ВНЕ КОНКУРСА.
Сегодня доктор приходил,
Сказал: "Молитесь..."
А за окном цвели сады
И пели птицы.
А мы смотрели в небеса
Закатной дали
И подключала медсестра
Гемодиализ...
Но, как желают смерти впрок?
Не представляю...
А трансплантолог, словно Бог
В приёмной рая.
А я расставлю образа
(Какие только?)
Надежда тает на глазах
Лимонной долькой...
Я умоляю и молчу,
А где-то донор...
Уже не дышит и свечу
Поставят скоро...
Я оглоушен и смирён
Но, что поделать?..
Уходит жизнь за горизонт
Больнично-белый…
И так тоже в жизни бывает: твой близкий умирает, но может остаться жить, если кто-то другой - донор, в это время успеет умереть... Что может быть кошмарнее этого крика души? «Я умоляю и молчу, а где-то донор... Уже не дышит и свечу, поставят скоро...». «Но, как желают смерти впрок? Не представляю... А трансплантолог, словно Бог в приёмной рая». Тяжелая тема.
ПЛАЧЕТ МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ. ВЕРА СЕРГЕЕВНА БУТКО. ВНЕ КОНКУРСА
Плачет Маленький Принц -
Чем могу я утешить ребенка?
И сжимается мир
До соринки, попавшей мне в глаз.
Наполняется шприц.
Острие у иголочки тонко,
Но чернейшей из дыр
Эта ранка останется в нас.
Лис хвостом по столу
Проведет и замрет, опуская
На ладонь - то ли мне,
То ли Вечности - морду свою.
Плачет мальчик в углу.
Шерсть у Лиса седая-седая...
Я стою, как во сне.
Как больничная мебель, стою.
Почти о том же стихи, что и предыдущие, но решены другими художественными приемами. Здесь аллюзия на героев «Маленького Принца» С. Экзюпери, она очень уместно и умело вписана в сюжет стихотворения. «Плачет мальчик в углу. Шерсть у Лиса седая-седая... Я стою, как во сне. Как больничная мебель, стою».
О, ОДИНОЧЕСТВО, НЕ УСКОРЯЙ СВОЙ ШАГ! ГЕОРГИЙ БУЛЫЧЕВ. ВНЕ КОНКУРСА
О, одиночество! Не ускоряй свой шаг:
Мы вместе идём уже много лет
Я еле плетусь, как больной ишак,
И конца этой боли, наверно, нет.
А как мы гордились! Поэт всегда
В миру одинок, но в душе - весь мир!
Про мир не скажу, но прошли годА
И теперь я жилец из пустых квартир.
Когда говорят про родных и друзей
От зависти сжимаются кулаки,-
Я имел бы всё, как у всех людей,
А теперь лишь сердце болит от тоски.
Я живу отголосками давних лет,
А в текущей жизни не знаю, как жить,
По ночам я везде зажигаю свет,
Потому что без света мне страшно быть.
В старых письмах я каждый храню листок,
В них живут надежды и нет перемен,
Я придумал немало красивых строк,
Но лишь боль утрат получил взамен.
Одиночество! Что знаете вы о нём?
Это - прошлого ожившие миражи,
Это боль над разумом и в сердце моём,
Это крик: "О, Боже, за что, скажи?"
Крик души об одиночестве, которого не избежать и от которого не избавиться. «В миру одинок, но в душе - весь мир! Про мир не скажу, но прошли годА и теперь я жилец из пустых квартир». «Одиночество! Что знаете вы о нём? Это - прошлого ожившие миражи» и «Я живу отголосками давних лет, а в текущей жизни не знаю, как жить». Потрясающие стихи!
НА ЭМОЦИЯХ. ВЛАДИМИР КУРКОВ. ВНЕ КОНКУРСА.
А в шестьдесят — настигло одиночество...
Не приговор, но в дом хоть не входи.
Не спит, не гасит свет, как полуночница
её глазами пристально глядит
и будто сожалеет о случившемся.
Мне так тоскливо, иногда до слёз
и нечего сказать. Стихи не пишутся.
Весь внутренний мирок наперекос.
Уставились часы зеленоглазые,
как два совёнка, выпучив нули.
Я говорю несвязанными фразами:
— Достали. Спать. И громко:
— Вон пошли.
Та же тема, но написанная иначе. Каждый поэт - это отдельная Вселенная, не бывает двух людей, описывающих одну и ту же причину для крика души одинаковым способом! Здесь очень выразительно и честно описано состояние, в котором каждый из нас когда-то был или будет «...настигло одиночество...Не приговор, но в дом хоть не входи». «Мне так тоскливо, иногда до слёз и нечего сказать. Стихи не пишутся. Весь внутренний мирок наперекос...». И ничего с этими настроениями не поделать, разве что сказать им с волевым усилием: «Вон пошли!». Отличная работа!
Я ПАМЯТНИК, НЕ ТРОГАЙТЕ МЕНЯ. ИРИНА ГУБАНОВА. ВНЕ КОНКУРСА
Я памятник, не трогайте меня!
Повсюду мы как искорки огня
той памяти, что в плоть и кровь вошла
И проросла, и души обожгла.
В нас бьётся пульс истории людской,
Не тронь меня, не нарушай покой!
Коль не подлец, не оскверняй уста
И не хули. Могильная плита,
Звезда иль знак глубокой скорби - крест,
То символ доблести и славы жест.
Глумление над прахом, фанатизм -
Бесчеловечность, варварство, цинизм.
Не рви истории связующую нить,
В сердцах потомков вечно буду жить
я - памятник. Слеза и крик, и шрам -
Всё это Я, свидетельство и храм.
Крик души в этом стихотворении исходит из его персонажа - памятника: «Я - памятник. Слеза и крик, и шрам - всё это Я, свидетельство и храм». Автор поднимает важную и насущную для нашего времени тему - вандализм по отношению к памятникам исторических событий и героических личностей в угоду временных политических интересов. «В нас бьётся пульс истории людской, не тронь меня, не нарушай покой! Коль не подлец, не оскверняй уста и не хули» И делается правильный вывод: «Глумление над прахом, фанатизм - бесчеловечность, варварство, цинизм».
Вот такая замечательная получилась подборка! Остальные стихи меня зацепили меньше, поэтому ( честно признаюсь) из всех тоже хороших я отобрала лишь то, что мне захотелось вам показать, даже, если в этом выборе я в чем-то ошибаюсь. Буду очень рада, если свои впечатления о прочитанной подборке вы оставите в отзывах. Я прошу об этом не судей ТМА: у судей, в отличие от участников, и так есть возможность выразить свое отношение к стихам своими оценками, объяснять которые им не нужно СОВСЕМ. А вот мнение участников конкурса мне каждый раз очень хочется и крайне важно услышать.
Итак, последний конкурс сезона завершен. Летом я буду только изредка и порциями собирать ваши заявки, поступившие на два наших летних конкурса, а вся команда Жюри ТМА все лето будет отдыхать. Следующее голосование, подведение итогов и публикация статьи с разборами стихов по конкурсу ТМА произойдут только в сентябре 2023г. Всем хорошего лета, мира и вдохновения! На этом прощаюсь. Ваша Алкора, 13.06.23.
Свидетельство о публикации №123061301761
Большое спасибо за "Сильную женщину". Очень рада твоей оценке!
С самыми тёплыми пожеланиями творческих сил, мира, счастья -
Наталья Шалле 26.06.2023 12:49 Заявить о нарушении
Алкора 26.06.2023 20:37 Заявить о нарушении