О детерминизме и научных демонах
Существуют различные ослабленные версии детерминизма. Например, кусочный детерминизм: на некоторых отрезках времени будущее предсказуемо, но в некоторые моменты (особые точки бифуркации) элементы индетерминизма включаются, играют свою роль, и выключаются. Дальше все снова детерминировано. Или квантовый детерминизм: сами события не детерминистичны, но уравнениям подчиняются вероятности их реализации. Или детерминизм наоборот: будущее предопределяет прошлое таким образом, чтобы события развивались в сторону уже существующего отдаленного будущего. При этом ближайшее будущее не предопределено. Сюда вписывается возможность пророчеств.
Основатель одного из направлений протестантизма Жан Кальвин, среди всего прочего, придерживался довольно парадоксальной точки зрения предопределенного спасения: он считал, что изначально Богом уже было предопределено и назначено, кто из людей спасется и наследует вечную жизнь, и это никак не зависит от добрых или злых дел человека. Но ввиду нашего незнания этой предопределенности, мы все равно должны делать добрые дела, исполняя христианские заповеди.
По некоторой иронии, все гипотетические существа, которых придумывали ученые для пояснения своих идей, связанных с нарушением естественного порядка вещей, стали называть демонами. Помимо демона Лапласа, есть еще демон Максвелла, который своими действиями нарушает второе начало термодинамики (он сортирует быстрые и медленные молекулы в газе), демон Декарта (я писал о нем в другом эссе), демон Дарвина (гипотетический организм, имеющий идеальные свойства приспособления к любым условиям). Могу предложить вдобавок к этим демона Шредингера: это гипотетическое существо, которое в истории котов Шредингера играет ту же роль, которую в истории человечества сыграл Жан Кальвин...
Свидетельство о публикации №123061204623