Конкурс - Метаморфозы жанра. Июнь 2023
Мы уже посвящали месяц эпистолярному жанру, посланию в стихах (Октябрь 2021 года). Теперь перед нами стоит другая задача, отличить его от другого жанра, очень близкого, и недаром наш проект мы назвали "Метаморфозы жанра" - сделать это будет совсем непросто, и даже сложно. Но попробуем...
Итак, ИЮНЬ -2023 объявляется месяцем жанра:
ПОСВЯЩЕНИЕ
ПОСВЯЩЕНИЕ (dedication, dedicace, Widmung, Zueignung) — вступительные к произведению строки или отдельное произведение, указывающие, в честь кого оно написано или кому подносится автором.
Но мы будем рассматривать в рамках этого конкурса жанр посвящения - как поэтическое произведение, где, как правило, в начале произведения указывается, кому оно посвящено и по какому поводу. Автор может быть лично знаком с объектом посвящения, или может адресовать своё произведение реально существовавшему известному человеку, или абстрактно собирательной личности.
Сразу подчеркнём, что в послании и в посвящении есть АДРЕСАТ, к которому или обращаются или посвящается стихотворение. Но в послании обычно адресат указывается в самом названии, а в посвящении - в заметке справа, или же имя упоминается в тексте, если это не собирательный обобщённый образ. В последнем случае понимание кому посвящено данное произведение видно по другим признакам, о чём будет идти речь дальше.
Но вначале немного истории...
По возрасту этот жанр – ровесник песни. И неспроста – ибо песенные стихи посвящались богам. Когда возникла письменность, в Древнем Египте создавали молитвы, посвящённые богам-покровителям: Птаху (богу ремёсел), Сету (военному богу), Осирису (богу-покровителю земледелия и плодородия), Ра (богу царства), Бастет (богине домашнего очага).
Постепенно стихотворное посвящение несколько расширило свою тематику: кроме богов, появились новые адресаты. Например, поэт мог написать стихотворение, посвятив его великому сражению, гениальному полководцу, или любимой женщине.
В Средневековье стихотворное посвящение в первую очередь связывалось с религиозными тематиками, и лишь отчасти с любовной темой. В эпоху Просвещения поэты посвящали свои стихи так называемым просветителям, среди подобных произведений были и оды – тяжеловесные стихотворные конструкции, типичные для русской литературы 18 столетия. Среди знаменитых одических посвящений – стихотворение Ломоносова, написанное в 1741 году, когда Елизавета Петровна стала императрицей России.
В 19 столетии стихотворное посвящение чаще всего связывалось с любовью, то есть появилась мода на романтический стиль. Позже, когда усилиями Некрасова появился реалистический стиль, палитра адресатов стихотворного посвящения расширилась. Стихи посвящали другим поэтам, крестьянам (вспомним цикл Некрасова «Крестьянские дети»), а также разным событиям.
АДРЕСАЦИЯ в посвящении может быть открытой и скрытой.
ОТКРЫТАЯ адресация возможна, когда адресат персонифицирован. Образ адресата формирует весь строй произведения. Это влияет на стиль высказывания. Выбор художественных средств и риторических приемов ставит в зависимость от того, кому адресовано посвящение. Автор как бы рисует образ адресата, кому посвящается текст. Отсюда вытекает два направления:
- восхваление, возвеличивание адресата (подобно Оде)
- описание того, что связывает автора с адресатом, описание личных чувств или взаимодействие через некий скрытый диалог двух понимающих личностей, где неизбежно присутствует и третий - читатель.
Однако адресация не всегда может быть открытой: в ряде случаев автор - при наличии установки на собеседование с конкретным адресатом - прибегает к приему умолчания и СКРЫВАЕТ лицо адресата. Чаще всего этот феномен наблюдается в любовных обращениях, когда автор не может обнародовать личность корреспондента в силу того, что разговор носит слишком личный характер. В таких посвящениях поэт, как указывает Квятковский, "выражает свои чувства неназванному адресату, который один только и может понять намеки и недомолвки, имеющиеся в п<освящении>".
Можно выделить несколько подтипов адресата:
1) адресат может быть определенным, «дифференцированным коллективом»; народом, современниками, единомышленниками, противниками и врагами.
2) условный адресат, который может принимать разные метафизические облики (бог, наука, суд совести и т. п.)
3) адресат может быть конкретным человеком. В этом случае он может быть другом, врагом, конфидентом, возлюбленным, учителем, учеником, идеалом, оппонентом, исповедником и пр.
Всё это влияет на избираемую композицию и стилистику поэтического текста.
При любовных мотивах в посвящениях может идти речь об идеализации отношений и даже об обобщении. Поэтому обнаружен такой феномен в творчестве Марины Цветаевой как перепосвящение, если конкретное лицо уже не отвечает идеалистическим представлениям самого автора. А адресация самого посвящения при этом уже становится трудно уловимой. Хорошо, когда есть в начале надпись, а когда её нет?
В таком случае полезно рассмотреть стихи-посвящения Анны Ахматовой. Жанр посвящения А.А. Ахматовой составляют собой отдельные синтаксические конструкции жанров:
- посвящения - призывы,
- посвящения - философские размышления,
- посвящения на любовные темы,
- посвящения - воспоминания.
Поэтическое высказывание в них отражает специфику жанра и формируется событийным сюжетом и соответствующим сочетанием эмоционально - смысловых элементов, которые в совокупности составляют оригинальные стилевые явления.
Приведём как пример посвящения стихотворение поэтессы "Воронеж":
Воронеж
/Анна Ахматова/
И город весь стоит оледенелый.
Как под стеклом деревья, стены, снег.
По хрусталям я прохожу несмело.
Узорных санок так неверен бег.
А над Петром воронежским — вороны,
Да тополя, и свод светло-зеленый,
Размытый, мутный, в солнечной пыли,
И Куликовской битвой веют склоны
Могучей, победительной земли.
И тополя, как сдвинутые чаши,
Над нами сразу зазвенят сильней,
Как будто пьют за ликованье наше
На брачном пире тысячи гостей.
А в комнате опального поэта
Дежурят страх и Муза в свой черед.
И ночь идет,
Которая не ведает рассвета.
1936 г.
С 5 по 11 февраля 1936 года Анна Андреевна посетила Воронеж, потому что именно туда поначалу сослали опального поэта. Осип Эмильевич был несказанно рад появлению Ахматовой в его квартире в двухэтажном доме на углу проспекта. Именно здесь, в Воронеже, как пишет В.Л.Гордин в своих мемуарах "Мандельштамовский Воронеж. Известно, что после той поездки Ахматова посвятила Мандельштаму стихотворение «Воронеж»". Стихотворение «Воронеж», посвященное Мандельштаму, написанное в период его воронежской ссылки, состоит из двух частей. В первой части - пейзаж: оледенелый город петровской эпохи, сквозь обледенелость время течет вспять - возникает «свод светло-зеленый» и «склоны могучей, победительной земли», веющие Куликовской битвой. Но жизнь - только в прошлом. В настоящем - «комната опального поэта», в которой… «Дежурят страх и Муза в свой черёд, и ночь идёт, которая не ведает рассвета». О. Мандельштам был близок Ахматовой «без изъятия». Не будь заглавия и посвящения, «Воронеж» мог быть прочитан как приговор самой себе. Эпоха, враждебная Ахматовой, не раз пыталась ее уничтожить, но «королева-бродяга» (так Ахматова себя именовала) выжила, сберегла свой до времени затаенный, раздирающий грудь крик, зов к людям из глубины, из бездны. Стихи Ахматовой впустили в себя тревоги большого мира. Эпоха - с ее войнами, революциями и движениями множеств - вдруг зазвучала в любовной мольбе. Роль здесь сыграла не сама масштабность человеческой и поэтической личности Ахматовой, а главное - ее недремлющая и воспаленная совесть. При всей своей трепетности и нежности слова Ахматовой оставались властными, твердыми и повелительными.
Посвящения А.А.Ахматовой обращены к наиболее важным для неё людям: современникам, предшественникам, родным. Благодаря А.А. Ахматовой перед нами предстают с новой стороны известные нам поэты и писатели с их миром, их мыслями и чувствами. Поистине первой и неизменной любовью А.А. Ахматовой был А.С. Пушкин. Заполнив собой значительную часть духовного мира А.А.Ахматовой, А.С.Пушкин, вторгся и в её поэзию. А.С. Пушкин был для А.А. Ахматовой олицетворением мужественности. А.С. Пушкин возник в духовном мире поэтессы "серебряного века" как волшебник, божественное существо, подаренное ей русской историей.
Вглядываясь в их биографии, мы обнаруживаем удивительные совпадения: оба родились в июне, жили и учились в Царском Селе, городе Муз; были в опале: Пушкин - при Александре I, Ахматова - при Сталине. Однако главное, что их объединяет, - это пушкинская традиция, которой Ахматова оставалась верна на протяжении всей своей творческой жизни. Первая книга стихов "Вечер" была утром Ахматовой в русской поэзии начала XХ века. В этот сборник вошел цикл стихотворений под общим названием "В Царском Селе". Именно в Царском Селе, колыбели русской поэзии, Анна Ахматова и встретила "смуглого отрока" (Пушкина), с которым не расставалась до конца дней своих. В 1911 году она написала о нем свое первое стихотворение:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
В тексте неслучайно использовано слово "столетие". Осенью 1911 года исполнилось ровно 100 лет со дня поступления Пушкина в Царскосельский Лицей. С 1811 до 1817 года Царское Село для него - Отечество, как писал он впоследствии. Ему тогда было 12 лет - отроческий возраст. В 1830 году Пушкин написал об этой поре стихотворение "В начале жизни школу помню я... " Там есть такие строки: Средь отроков я, молча целый день. Бродил угрюмый... Ахматова в своем стихотворении не упоминает имени Пушкина, ограничившись описательным оборотом "смуглый отрок", который часто встречается в мемуарной литературе о Пушкине, намекая на его родство с арапом Петра Великого.
Среди произведений Пушкина, изданных в пору плодотворной Болдинской осени (сентябрь - ноябрь 1830 года), мы находим стихотворение с тем же названием [27, 125]. Своей лаконичностью оно напоминает надписи с древнегреческих памятников.
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна, сидит.
Так Пушкин описал знаменитый царскосельский фонтан "Молочница", или "Девушка с кувшином" работы скульптора П. Соколова. Сюжет фонтана аллегоричен и связан с басней Лафонтена о девушке, которая решила разбогатеть, и отправилась с кувшином молока на рынок, но, споткнувшись, уронила его. Разбитым оказался не только кувшин, разбита была надежда молочницы. Чем же все-таки в болдинской глуши было навеяно это стихотворение? Может быть воспоминаниями о Царском Селе, так как осенью обычно праздновалась лицейская годовщина. Непосредственным же литературным стимулом было чтение "Илиады" Гомера в переводе Гнедича. Отсюда и гомеровский размер стихотворения. Этот замедленный метр с паузами, делящими стих на полустишия, передает статичность статуи на фоне динамики льющейся воды. В текст вводится психологический компонент: "дева печально сидит". Далее следует авторская ремарка - слово чудо. Ахматова "чувствовала смутный страх перед этой девушкой, воспетой" Пушкиным. Но, взявшись за пушкинскую тему, она раскрыла ее совсем в другом ключе. Чтобы понять это, обратимся к стихотворению-посвящению Анны Ахматовой:
Царскосельская статуя
Н.В.Н.
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,
И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.
Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной…
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.
1916 г.
Это стихотворение, в котором используется пушкинский мотив, Ахматова, посвятила Николаю Владимировичу Недоброво, своему другу, поэту и литературному критику, опубликовавшему в 1915 году в журнале "Русская мысль" статью о лирике Ахматовой. Писал он об Ахматовой с большой любовью, тонко анализируя ее стихи. Его публикацию Ахматова высоко оценила. Пушкинская "Царскосельская статуя" - это своеобразный перевод с языка пластики на язык слов. Таким образом, мы видим, что стихотворение-посвящение - некий диалог с адресатом, который способен понять и оценить само творчество поэтессы. В этом устанавливается доверительность отношений. А читатель? Читатель, если хочет, может всё это понять и услышать.
На каком тонком плане мы открываем отношения автора и адресанта! И здесь уже точно видна огромная разница между жанрами Эпистолы и Посвящения. Не так ли?
Из более поздних авторов можно назвать Иосифа Бродского, который имеет несколько стихотворений-посвящений. Приведём одно из них, где он так и назвал своё произведение:
Посвящение Глебу Горбовскому
Уходить из любви в яркий солнечный день, безвозвратно;
Слышать шорох травы вдоль газонов, ведущих обратно,
В темном облаке дня, в темном вечере зло, полусонно
Лай вечерних собак — сквозь квадратные гнезда газона.
Это трудное время. Мы должны пережить, перегнать эти годы,
С каждым новым страданьем забывая былые невзгоды,
И встречая, как новость, эти раны и боль поминутно,
Беспокойно вступая в туманное новое утро.
Как стремительна осень в этот год, в этот год путешествий.
Вдоль белесого неба, черно-красных умолкших процессий,
Мимо голых деревьев ежечасно проносятся листья,
Ударяясь в стекло, ударяясь о камень — мечты урбаниста.
Я хочу переждать, перегнать, пережить это время,
Новый взгляд за окно, опуская ладонь на колени,
И белесое небо, и листья, и полоска заката сквозная,
Словно дочь и отец, кто-то раньше уходит, я знаю.
Пролетают, летят, ударяются о' землю, падают боком,
Пролетают, проносятся листья вдоль запертых окон,
Все, что видно сейчас при угасшем, померкнувшем свете,
Эта жизнь, словно дочь и;отец, словно дочь и;отец, но не хочется
смерти.
Оживи на земле, нет, не можешь, лежи, так и надо,
О, живи на земле, как угодно живи, даже падай,
Но придет еще время — расстанешься с горем и болью,
И наступят года без меня с ежедневной любовью.
И, кончая в мажоре, в пожаре, в мажоре полета,
соскользнув по стеклу, словно платье с плеча, как значок поворота,
Оставаясь, как прежде, надолго ль, как прежде, на месте,
Не осенней тоской — ожиданьем зимы, несмолкающей песней.
***
ИТАК, ПОДЫТОЖИМ, некоторые особенности ЖАНРА ПОСВЯЩЕНИЯ:
• наличие конкретного или абстрактного, обобщённого, адресата, кому относится посвящение
• доверительность и открытость передаваемых чувств и мыслей, надеясь на понимание даже скрытых факторов, объединяющих автора с адресатом
• форма монолога, возможно, со скрытыми элементами диалога, подразумевая его
• указание имени адресата в сноске в начале или в самом тексте, но не обязательно при наличии других признаков, по которым определяется адресат
• форма, стилистика, средства выразительности в поэтическом произведении зависят от того, кому посвящается, и выбранной синтаксической конструкции жанра, которые перечислены выше в статье
• описание самого адресата, включая биографические данные, или отношение к нему автора - всё зависит от вида выбранного автором направления: восхваление (возвеличивание) адресата или вступление с ним в диалог на одном понятном обоим языке - всё это зависит от выбора автора и поставленной задачи
• возвышенный стиль, соответствующий настоящему искусству, а не обесцениванию его
• согласованность формы и ритмической структуры с содержанием
По форме и системе стихосложения поэтическое произведение может быть любым! Никаких ограничений!
==============================
Верим в каждого участника, что он сможет доказать, что и в наше время поэзия живёт и продолжает развивать преемственные связи с великим достоянием прошлого!
******************************************************
Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в ИЮНЕ 2023-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к ЛЮБОМУ РАЗДЕЛУ, по вашему разумению, но СТИХИ, которые можно будет отнести к жанру ПОСВЯЩЕНИЕ.
Другие стихи приниматься не будут. Объём произведения - без ограничений!
Наш конкурс, по определению, лучшего стихотворения, написанного в ЖАНРЕ ПОСВЯЩЕНИЕ в текущем месяце, а не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.
Автор может предложить только ОДНО своё лучшее произведение в этом жанре, или виде, опубликованное в ИЮНЕ 2023 года. Будем внимательны!
Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.
Принимаются стихи, написанные только на РУССКОМ языке. Разрешаются переводы.
Ненормативная и бранная лексика запрещена. Чёрный юмор - не наш стиль. Стихи призывающие к разжиганию межнациональной и религиозной розни, а также откровенной злобной критики политического содержания будут отклонены. Соблюдайте тактичность в рамках жанра! Не забываем, что наш проект Метаморфозы жанра, поэтому возможны новые открытия и неожиданные ракурсы! Дерзайте, поэты! Время позволяет!
Порядок заявки:
Имя автора - название стихотворения - ссылка.
Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.
Приём стихов будет осуществляться до конца месяца. Затем 1 ИЮЛЯ будет открыто голосование. Авторы, которые уклонятся от участия в голосовании, к следующему конкурсу не будут допущены.
Премиальный фонд конкурса:
1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов...
(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников)
Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!
БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.
**
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!
Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова
Свидетельство о публикации №123061200445