Исток России

Всё имеет своё начало, всё течёт и изменяется в мире, поток человеческой жизни вбирает в себя помыслы и деяния личностей и народов, преобразуясь в память.
Я думаю, Владимиро-Суздальское княжество и его основателя Андрея Боголюбского можно назвать символическим Истоком России.
Середина XII века – переходное время. Завершилась древняя эпоха, распадалось единство, взрастившее восточно-славянскую культуру. Однако она не погрузилась в хаос, в её животворящем лоне возникала новая отечественная история, у основ которой мощным исполином встала фигура Святого Благоверного Князя, внука великого Владимира Мономаха, легендарного правителя Киевской Руси, и, одновременно, сына основателя Москвы Юрия Долгорукого и половецкой княжны. Так, удивительным образом, через его сознание транслировалась и забила источником былинная сила и православная духовность канувшей в Летопись Нестора цивилизации, а через его плоть и кровь корни европейской и восточной традиции питали мощные потоки пассионарной энергии зарождающейся российской культуры.
Андрей, будучи преемником Юрия Долгорукого, покинул Киевское княжество в 1155г., уехав в северо-восточные земли вопреки воле отца, повинуясь, видимо, историческому чутью. Этот шаг явился поворотным, т.к. именно здесь на благодатной почве, «не заражённой пороками торгашества и раздора», в соответствии с исторической тенденцией этногенеза, направляющей волю правителя, формировался центр русской духовности и государственности.
Материальное выражение эта политика обрела в утверждённом здесь почитании Богоматери в противовес культу Святой Софии уходящей эпохи, воспринятому из Византии. Так наследие предков, сохраняя свои основы, обновлялось в преображённом смысле, а с ним Владимиро-Суздальская земля возносилась в белокаменном порыве соборов Богоматери – Покрова, Рождества, Положения Ризы, Успения, а молитвенный Боголюбский Образ, вдохновлённый Первообразом, созданным евангелистом Лукой, перевезённым с Вышгорода, на долгие столетия стал Хранителем её величия и залогом процветания.
Собрав волю под сенью куполов кружевных храмов, осенив православным Распятием свои владения, приступил Благоверный к утверждению их могущества. Основанный Владимиром Святым, укреплённый Мономахом град – теперь уже стольный, а поверженный Киев уступает и политическую роль, поднимающемуся духовному центру. Возводятся крепостные валы, ворота, в т.ч. триумфальные Золотые и Серебряные.
Из своей резиденции в Боголюбово, по благословению Богоматери разместившейся в междуречье Клязьмы и Нерли, Андрей приводит к повиновению бояр, контролируя речные торговые пути.
Зачинатель великих преобразований, особенно, на государственном поприще, нередко становится заложником своих свершений. Усилия Боголюбского по собиранию земель и власти натолкнулись на растущее сопротивление боярской верхушки, не желающей терпеть ущемления своих прав, служилое сословие тяготилось лишениями походной жизни. В этой среде созрел заговор: призванный Богом Князь пал его жертвой, ставшей знаком его служения и прообразом судьбы Российской Империи, в фундамент которой он заложил краеугольный камень.
Тело убитого было найдено 17 июля... Эта трагическая страница ещё раз перевернулась в 1918г. В ночь с 16 на 17 июля были расстреляны император Николай II и его семья.
Совпадения в истории имеют свой символический смысл... Служение Отечеству и сейчас подвиг трудолюбия, любви, самоотдачи и беззаветной преданности его интересам, долг памяти и веры в незамутнённую чистоту его живительного истока – Любви Божией.
                01.12.2017


Рецензии