Б23. Илина Гумер. Замечания члена жюри

Здравствуйте!

Какой сочный букет произведений получился на этом конкурсе – авторы очень разные, стили и жанровые предпочтения не похожи друг на друга, большое разнообразие тем и подходов к стихосложению… Читать было очень интересно! И, честно говоря, совсем нелегко определиться с местами, потому что сразу хочется дать и несколько первых, и несколько вторых и так далее. Многие стихи уровневые, что называется, и мастерством написания не уступают друг другу. Как выбирать самые-самые и выстраивать шорт? Наверное, просто положиться на интуицию и слушать своё сердце.
Так я и сделала. И вот мой выбор.


1. Татьяна Павлова-Яснецкая. БЕЛАЯ НОЧЬ

К 315-й годовщине основания
Санкт-Петербурга

Ночь белая жемчужной пеленою
легла на плечи города Петра.
Вновь над Адмиралтейскою иглою
кораблик будет грезить до утра.

И конь, змею отбросив, с пьедестала
сойдёт на берег каменный Невы,
и Медный всадник, оглядев устало,
свои владенья в патине молвы,
поскачет по старинным першпективам,
хранящим след отеческих забот,
и конь под ним в волнении ретивом
окровенит уздой железной рот.
И город, вздрогнув, вспомнит до минуты,
как он рождался, кто его отец,
свои победы, горести и смуты,
имперский и терновый свой венец…

Но в пелене жемчужной грёз кораблик
исчезнет с первым солнечным лучом.
Окаменеют снова конь и всадник,
забыв о путешествии ночном.

Этим стихотворением я просто заворожена, потому с него и начинаю. Получилась живая картина, которую вбираешь душой сразу и целиком. Истинная магия – под стать объекту – ощущается в каждой строчке этого поистине классического стихотворения. Тем более что для меня «Петра творенье» тоже много значит, и посвящения ему всегда вызывают особый интерес. Это посвящение – «штучное», оно так густо замешано на благоговейной любви, что читатель это немедленно чувствует. И да! – как же ещё писать об этом чуде, если не старинным «штилем»?!
Авторов часто шпыняют за инверсии. Но инверсия инверсии рознь. Иные лишь от недостатка мастерства и опыта случаются, а бывают и такие – тонкие и выверенные. Повторюсь, что инверсия в строчках «Но в пелене жемчужной грёз кораблик / исчезнет с первым солнечным лучом» делает речь нерядовой, выводит её из поля обыденности. Люблю такую инверсию – подобные обороты находим у Пушкина и Цветаевой (и не только), и это всегда действует на восприятие особым образом: совмещает эпохи, накладывая их друг на друга и делая тебя как бы причастным каждой из них... В этом контексте смешения эпох очень уместны «першпективы». Вообще, чувство стиля у автора превосходное!
И хоть последние строчки такие прозрачные, тем не менее весь финал получился очень мощным. А вот это: «имперский и терновый свой венец…» – сильнейший посыл к размышлениям над историей великого города, да и многими людскими судьбами...
Спасибо за это удивительное ночное путешествие!
________________________


2. Евгений Багрянцев. ДЕД

Отгремело. За давностью лет
тень войны изменила привычке.
В свояках с одиночеством дед,
и уже в строевой перекличке

рядового не ставят в графу,
отступили, тревожить не стали;
отдыхают на полке в шкафу
все его ордена и медали.

Не смыкает прищуренных глаз,
глядя в небо, в цветущие дали,
привыкает: уже много раз
на обед из окна не позвали…

И не греет накинутый плед
по погоде прохладной и зябкой;
греет с неба цветной трафарет
колобка, испечённого бабкой.

Пронзительное стихотворение. Глубина, образность, концентрация – ни одного лишнего движения и слова, всё на месте, всё в точку. Оптимальная форма. И динамика идёт по нарастающей: от начала к финалу, бьющему наповал – с его небесным колобком, испечённым бабкой, которая давно уже, видно, там, на небе...
Замечательно передана тихая трагедия одиночества и покинутости одного из тех, кому мы, живущие, обязаны всем... Для меня это стихотворение несомненно одно из лучших в шорте.
_______________________________________


3. Дульсинея Ейская. МИФИЧЕСКИЕ САДЫ

Вижу – чернильные облака
Свесились лозами свысока,
Будто сады Ассирии.
Вижу террасы седьмой ступень,
В волны шагнувшую светотень
Полной луны.
Там синие
Стены мифического дворца,
Сада цветущие деревца
В зеркале вод красуются.
Древний садовник тревожно спит,
Дух его видит во сне сильфид.
Танцами их любуется.

Этот садовник, наверно, я –
Всплыл миражом из небытия.
Вавилонянин – предок мой.
И не какой-нибудь свинопас,
А архитектор живых террас –
Семирамиде преданный.
Я и теперь среди клумб хожу:
Розы сажаю и госпожу
Царственную глоксинию.
В сумраке неба висят сады,
Падают в море его плоды –
Ах, нереально синие!

Это удивительное стихотворение – живое подтверждение того, что придумать что-то новое в области темы и сюжета вряд ли возможно, потому что всё уже так или иначе было. Но вот придумать какие-то новые способы выражения ещё есть шанс – и тут вся надежда на форму.
И здесь именно так: сама мысль проста, тема обыденна. Хозяйка на своей даче или участке возле дома выращивает цветы – весь сюжет! А как выражен! Какие найдены аллюзии, какой впечатляющий ракурс в прошлое, в мифологию, какие сопоставления и параллели – голова кругом! И, конечно, великолепен сам язык – образный, точный, богатый, нетривиальный. Истинное произведение искусства. Под стать тем садам Семирамиды )
 ____________________


4. Чен Ким. В СЕТИ

Твой город спит. А ты не спишь.
В кромешной тьме за монитором
С тупым усердием сидишь.
А мир вокруг тебя, в котором
Найти себя не можешь ты,
Не дарит больше веры в чудо.
Лишь ощущенье пустоты.
Внутри, снаружи - в общем всюду.
И кажется, что жизнь – монтаж
Теней и гаснущего света...
Вбиваешь в поиск "Отче наш"
И ждешь от сервера ответа...

Совсем, совсем не простое это стихотворение...
Скупыми средствами и малым количеством слов выражено то, что чувствует сегодня большинство. Говорить в унисон со временем – это даже не мастерство, это большая тайна.
Каких-то двенадцать строк, три четверостишия (оптимум, как считают мэтры) – а прочитал, и «в зобу дыханье спёрло», потому что увидел всё, как в кино, как бы далеко сверху (сразу вспоминается момент в «Солярисе», когда в конце камера медленно отъезжает…).
В общем, всё здесь сказано: что было, что стало, и чем сердце успокоится...

–––––––––––––––––––––


5. Виктор Вороненко ЧАТ-РУЛЕТКА

У неё пирсинг под носом, на шее татушки, ты для неё современник Пушкина, ну или, по крайней мере, деда-БГ. Она расскажет, как сдавала ЕГЭ, тут же интересуется, слышал ли я Коржа; отвечаешь, что ты с него откровенно ржал. Обижается: сам-то и так не сможешь, хоть тресни! Ну давай баклан, изобрази что-нибудь интересное.
И ты расчехляешь свою гитару, поёшь ей "Солнечный остров". Она говорит: Ну, ни фига себе, какой ты старый! Это же вроде из девяностых? Поправляешь: вообще-то я её пел в восемьдесят втором. Кстати, шла на ура под вьетнамский ром. (Жуткое пойло, но правда цепляло сразу. Пару стаканов и отшибало разум). Потом споришь с ней, что в общем-то ты не так уж и стар. Что вот недавно из-за девчонки прыгнул с моста (вдруг осознаёшь: с тех пор прошло уже сорок лет), впору поплакаться в чей-то жилет, что жизнь пролетела быстро (такая стерва), И ты все никак не освоишься в двадцать первом. Впрочем тебе есть чем поделиться (пятьдесят пять за плечами) ,но уже через пару минут она откровенно скучает. Зачем ей твой опыт, картина мира и мысли? У неё все своё: и кумиры и коромысло.
Думаешь как спасти разговор (вари, горшочек, точи, точило).
А всё... тебя отключили...

Мастерски написано – ни прибавить, ни убавить. Большое удовольствие читать такой текст, который погружает в себя читателя и долго не отпускает. Абсолютно гармоничное произведение – полное соответствие формы содержанию (вообще люблю этот стиль «а-ля рэп» и тоже интуитивно его использую).
Стихотворение захватывает и неумолимо, с первой фразы, закручивает тебя в воронку, из которой не вывернуться, пока не дойдёшь до финала – чувствительного, как неожиданный щелчок по носу, хотя что неожиданного в том, что «она» – у которой «пирсинг под носом, на шее татушки» (и, само собой, то самое пресловутое «клиповое мышление» – то есть потребность в быстрой смене картинки, темы, собеседника), – резко теряет к тебе интерес – а ей за это время ещё пара бакланов маякнули, и надо глянуть – чо там…
И в этой быстро прокрученной воронке, кстати, раскрутилась ещё и целая жизнь поколения – через отдельную судьбу, – рассказанная замечательно ярко, ненавязчиво и узнаваемо (не то чтобы «культурные коды» промелькнули, нет, но всё же какие-то знаковые верстовые столбы).
Герою сочувствуешь. Но он же умный – всё сам понимает. Трагедия одиночества – это ещё и когда некому отдать свои сокровища.
_________________________________


6. Александр Ганул. СИДЕТЬ У РЕКИ

Сидеть с друзьями у реки,
Сидеть, смотреть на поплавки,
Друг друга чувствовать плечом,
И вместе думать ни о чём.

Пасутся звёздные стада
И там, где тихая вода,
Мы среди звёзд отражены,
Глядим из чёрной глубины,

Как рыбы мимо нас плывут,
Как берег травянистый крут,
Как трое с этой крутизны
На нас смотреть обречены.

Скрипит уключина. Весло
По звёздам шлёпает не зло...
И берег пуст. Вода темна.
Мы каждый сам себе волна

К иным несёмся берегам,
Созвездиям и временам,
Чтоб, отразившись из реки,
Сидеть, смотреть на поплавки,

Друг друга чувствовать плечом,
И вместе думать ни о чём.


Хорошее стихотворение – оно как бы и очень частное, и, с другой стороны,  такое «всеохватное», философское, поднимающее над обыденностью.
Замечательно переданы чувства, настроение, прекрасны образы – чего стоит одно только весло, шлёпающее по звёздам! Сюжет с отражениями из воды самих себя, сидящих на крутом берегу, зацепил, увлёк.
И вот это «перебрасывание воланчика» от высокого к простому: «И берег пуст. Вода темна. / Мы каждый сам себе волна / К иным несёмся берегам, / Созвездиям и временам, Чтоб, отразившись из реки, / Сидеть, смотреть на поплавки...» – просто чудесно.
Словно и я сама посидела рядышком с героями стихотворения, «подумала ни о чём». Так бывает в те редкие моменты, когда окунаешься в благодать рядом с очень близкими людьми. И здесь как раз этот драгоценный момент выхвачен из времени, подсвечен и «обессмерчен» )
_________________________________________


7. Ариша Сергеева. ПЕРЕВОД С ИЮНЬСКОГО

Сбросив белорозовые пачки,
Яблони ушли в декрет до Спаса...
У июня сборник рифм в заначке –
Вот бы растрясти его запасы!

Чтоб душе стихами плодоносить
Спелыми - а не с боков припёка!
Но июнь - любитель поматросить –
Не даёт ни форы, ни намёка.

Впрочем, у него свои резоны
На любые степени свободы...
Неспроста же прячут горизонты
Золотые крылья небосвода.

Неспроста, когда палитру цвета
Окунает в сумеречность вечер,
Хочется подслушать шёпот лета
И перевести на человечий.

Прикоснусь к заждавшемуся грифу,
Только снова струнам промолчится –
Ведь июнь упрямо прячет рифму
К твоему дыханью на ключице...

Для меня в этом стихотворении всё гармонично, всё упоительно. Ну какое чудо чудесное!
Было замечание по поводу заезженности тех или иных рифм... А по мне, выдача на-гора новых не должна быть самоцелью, всё зависит от конкретного произведения: если оно цельное, богато авторскими образами, небанально по сути, то и простые рифмы его не испортят – их просто не заметишь.
Такие стихи дают силы жить дальше, иногда просто возвращают способность сделать глубокий вздох и увидеть светлые стороны нашего мира. И за это автору сердечное спасибо!
______________________


8. Ида Лабен. МИНДАЛЬ

В этом марте опять без меня на бульваре миндаль расцвел.
Сладко пахнет - и пчелы гудят в вышине, наполняя слух.
Узловатой неверной тенью зацепился на склоне ствол.
Под обрывом изгиб шоссе повторяет извивы бухт.

Лепестки заметают редут, налетая, как поздний снег.
Где тропинка, петляя, вилась, склон зарос молодой травой.
В эполетах зеленой бронзы Тотлебен смотрит поверх
Суеты современности. Долу клонится ствол кривой.

А стемнеет под вечер - когда канут в море следы зари –
В амальгаме агатовой вод и небес огни задрожат.
Лабиринтами узких улиц обозначатся фонари,
Тьму разгонят в провалах лестниц и пустотах ночных аркад.

Глажу выгнутый ствол, улыбаясь гудящей юной пчеле.
Ты укроешь меня светотенью, наклонишься, храня мой сон
В каменистой, сухой и чистой, бесконечно родной земле,
Там, где память, ярость и боль затихают под говор волн.

Ещё одно завораживающее, магическое, замечательно льющееся стихотворение. Чудесный размер – слегка неровный, дышащий, живой, нервный… Этот ритм, мне кажется, помогает двигаться за авторской мыслью и чувством – вперёд, вперёд, через все сложные и необычные образы до самого финала, где «память, ярость и боль затихают под говор волн». Подумалось: сколько раздумий и эмоций может вызвать всего лишь дерево на склоне! Конечно, при условии, если на него смотрит истинный поэт…
__________________________


9. Айк Лалунц. МОРЕ СИНЕЕ

Море синее! Небо синее!
Море с небом на синь щедры.
Где же эта простая линия,
Разделяющая миры.
Горизонт растворился полностью,
Будто не было и вовек,
Песню радости, песню вольности
Синева поет синеве!
Всё сегодня с такими сдвигами,
Что так сразу и не понять –
То ли море мерцает бликами,
То ли неба сияет гладь.

Мы восторженны. Весла брошены.
И реалии таковы –
Околдованы мы (ах, Боже ж мой!)
Этим празднеством синевы.
Паруса зависают клиньями
В зыбком мареве, словно сон.
Где же эта простая линия
Под названием горизонт?
И кружится простор неистово,
И не ясно, хоть засмотрись –
То ли небо на землю брызнуло,
То ли море взметнулось ввысь!

Стихотворение «живительное», прямо-таки терапевтическое ) Читаешь – и «Море синее» пробуждает море воспоминаний именно о тех мгновениях, когда смотрел в эту волшебную даль и на самом деле не мог понять, где одна великая стихия перетекает в другую. Безусловно, автору удалось передать всю гамму чувств и мыслей, которые обуревали при этом, найти «те самые» слова.
_____________________________________________


10. Фадей Максимов. РЫБА ПО ИМЕНИ САХАЛИН

Шепчут торосы, плюются желчью морской,
Злятся, ползут, тени сжимая сопок.
Белая рыба мой будоражит сон –
Лёд поедая, плещется на востоке.

Хочет отбросить старую чешую,
Трётся прозрачным брюхом о мелководье.
Бьют плавники штормами, торосы бьют,
Шкура трещит, пластами на дно уходит.

Зазеленеет рана. Помятый бок
Хвоей пропахнет, морошковой сладкой кровью.
Чаячьим криком из глотки раскрытой боль
Вырвется с ветром и полетит над взморьем.

Рыба откроет саранковые глаза,
Шумно вздохнёт и... рассеется безвозвратно.
Вспомнить?.. забыть?..
Знаю точно: забыть – нельзя!
Я просыпаюсь.
Рыба, приснись мне завтра.

Яркое стихотворение, запоминающееся. Сколько в нём энергии! «Морошковая сладкая кровь» будоражит воображение… Вообще образы очень зримые, выпуклые и неожиданные. Кажется, начинаешь видеть воочию, как автор пишет крупными мазками то, что наблюдает и чувствует. И эти авторские ракурсы открываются и читателю.
Ещё на одну мысль натолкнуло меня это произведение: многие пишут по-настоящему чувственные строки на любовную тему, но попробуй вот так ; опрокидывающе страстно ; написать о любимых местах и краях! )
_____________________________


11. Татьяна Воронова 6. БАРСУК

Эпических подвигов бремя
Не я, надрываясь, несу.
Я верен тебе, моё племя –
Я просто нарнийский барсук.

Куда нам за славою гнаться –
И стать, и походка не та...
От памяти не отрекаться –
Барсучья задача проста.

И если надежду похерить
Последний готов идиот, -
Барсук всё равно будет верить,
Что помощь когда-то придёт.

Он знает, как мир обустроен,
И вряд ли волнует его,
Что враз, по щелчку не утроен
Терпенья запас твоего,

А беды стоят у порога,
И сохнет от страха во рту...
Но звукам волшебного рога
Не свойствен уход в пустоту.

Интересное произведение. Есть над чем поразмышлять. Манифест барсука. Между прочим, мир на них держится )
Финал отличный, запоминающийся.
_________________________________________________


12. Наринэ Карапетян. «В рассеянье сосновом и еловом…»

В рассеянье сосновом и еловом,
На перепадах зубчатых вершин
Пронзая полусумерки полого,
Разбиться оземь сноп лучей спешит.
Как переплетено пространство бора –
Весь тот рангоут корабельных мачт –
Снастями золотыми, без которых
Усильям ветра парус не напрячь.
Летели шишки, будто из пищали –
Забавы ради отрока Петра,
И кроны вековые обещали
Доставить к берегам нездешних стран.
И рыжим юнгой промелькнула белка,
Метнувшись вверх до самых дальних рей,
И облака, обрызгав пеной ветки,
Со дна срывали зубья якорей.
И веруя посулам их богатым
В который раз, хоть брошен был вчера,
Тяну я руки к солнечным канатам,
А в них дрожит и пляшет мошкара.

Поэтический взгляд, мир образов автора радует и удивляет, как всегда. Живу рядом с дендропарком, где много тех самых «корабельных сосен», возле которых часто замираю в благоговении перед их магической мощью, красотой, – и эта живопись словом привлекает меня особенно. Ещё вижу перекличку с образом белки (здесь «рыжим юнгой промелькнула белка», а у меня в одном из стихотворений – «дискретное движенье белки»). Вообще, здорово, когда автор каждую деталь не только подмечает, но и умеет выразить нестандартно! 
_____________________________


13. Александр Быстров 4. МУЗЕЙ

В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.
- Я поведу тебя в музей! - сказала мне сестра.
Сергей Михалков

В Египте не сочтёшь людей и не сочтёшь дорог.
Одной из них в воскресный день к евреям шёл пророк.
Он проповедовал и шёл, и больше – ничего,
но проникала в каждый дом святая речь его.
- На свете, братья, место есть, где - мир и благодать,
мечтаю я пойти в музей и вас туда забрать.
Вставай, потерянный народ, очнись от жизни сей,
я поведу тебя в музей! - воскликнул Моисей.
Евреи встали, взяли скарб, щепоть родной земли,
запас еды на сорок лет, вздохнули и пошли…

В воскресный день, в такой-то год, как летопись гласит,
поляки шумною толпой болтались по Руси
и разоряли то амбар, а то обоз с треской,
тут подошёл случайно к ним крестьянин костромской.
- Панове, так заведено, что дорогих гостей
первейшим делом на Руси всегда ведут в музей.
Обычай надобно блюсти, давно на том стоим,
и я вас поведу в музей, - сказал крестьянин им.
Поляки спели «Отче наш», поцеловали крест
и за крестьянином пошли в непроходимый лес…

Года, как волны по реке, торопятся, бегут,
а старый лодочник, один, сидит на берегу.
Вот, человек пришёл к реке, не зная почему.
- Я повезу тебя в музей, - сказал старик ему.
- Я всех в музей вожу с тех пор, как здесь течёт река,
и за провоз беру всего два медных пятака.
Слаб человек. В земную жизнь впервые сделав шаг,
к искусству тянется его заблудшая душа.
Еврей ли, русский ли, поляк, от века всё одно –
идёт, когда его ведут в музей,
в театр,
в кино…

Интересное стихотворение, захватывающее. Остроумно (и горько – воистину смех сквозь слёзы!) обыграна мысль об одной из человеческих слабостей – поочерёдно в обрамлении библейской, исторической и философской декораций.
_____________________________


14. Евгения Белто. ДВА ГОРОДА

Я приехала в город востока – дикарь! –
И свалилась в него, как в колодец Алиса.
 Город въелся в меня, как въедается гарь,
Как эфирное масло из липы с мелиссой.

Я влезала в бездонные щели дворов,
На холмы поднималась под лысой луною
По манящей границе меж двух городов –
Настоящим и тем, что придуман был мною.

Я никак не могла города примирить,
Не мешались друг с другом – реальный и книжный –
И тянули к себе, словно это магнит,
Не давая притом подобраться поближе.

В них народ обитал наяву и во сне:
Город – тот, что хвалился восточным базаром,
Шумный, душный, влекущий туристов в турне,
С полумраком айванов, прохладою арок, –

Был внутри у другого – хранителя тайн
В очарованных книжных волнующих строках.
Я жила в двух мирах, в двух домах, в двух местах –
В настоящем и в прошлом, как всё на Востоке.

Вообще классный стих, яркое впечатление производит. Две ипостаси одного города – интригующий образ, который удалось здесь создать в полной мере. Может быть, не всем он близок, но это уже второй вопрос... Зато нетривиально, и у каждого читателя есть возможность отыскать тут что-то своё, найти собственные ассоциации. А это всегда ценно.
______________________________


15. Сергей Иванов. БЕДА НЕ БЕДА

Восторженно ухнув до пят,
Прильнув к маякам безнадёги,
Вернуться не сможет назад,
Не зная обратной дороги.
Так сердце хотело любви
И млело, от боли страдая,
Из моря свои корабли
У пристани душ поджидая.
Прибоем шумела вода,
Солёные брызги летели,
А сердцу беда не беда
Все пенные эти метели!
Ему бы опять растолочь
Кровавую бурю по венам,
Споткнуться и вдруг занемочь...
Дублера позвав на замену.
Но только ролями в груди
Никто не хотел поменяться,
Люби, моё сердце, люби!
И падай, чтоб снова подняться.

Яркое стихотворение с необычными образами. Очень эмоциональное, очень открытое. При этом лишённое штампов и какого бы то ни было намёка на вторичность – чем нередко грешат произведения подобной тональности.
Перечитываю – и мне кажется, лучше его оформить отдельными четверостишиями, «разнести в пространстве», чтобы дать читателю возможность перевести дух от фразы к фразе, настроиться.
_________________________________________________


16. Марина Быстрова-Докс. ОДНАЖДЫ В САН-МАРИНО

Однажды в Сан-Марино
Мы с Мариной
Вкушали капучино не спеша,
И ощущали, как неуловимо
От скверны очищается душа.
Л.Д.

В большие окна маленькой таверны
Вливался бледный солнечный поток,
И лучше места не было, наверно,
Чем этот столик с видом на восток.

Неслышные шаги официанта,
Цветы и вазы из папье-маше...
Здесь тишина была для нас гарантом
Спокойствия и праздника в душе.

И таяли просторы Антарктиды,
И плавилась пудовая печаль,
И были благосклонными планиды,
И падали стрекозы в пастораль.

Мы видели Венецию и Вену,
И совершали в горы марш-бросок,
Но лучше места не было, наверно,
Чем этот столик с видом на восток.

Стих живой, интересный, захватывающий. Из тех, которые тут же подбрасывают тебе массу цветных иллюстраций – то ли картинок из кино, то ли каких-то сцен из жизни, которым ты то ли был свидетелем, то ли сам в них участвовал… В общем, хорошее стихотворение, не проходное, «материализующееся» ) Особенно хороша концовка, она углубляет всё прежде сказанное.
___________________________________________________


17. Аля Воронкова. ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОЙ ДОЧЕРИ

Так вышло, что рано рассталась я с домом,
И стал он из отчего просто знакомым,
Где люди чужие с чужими вещами
Любить и беречь его не обещали…
Вот так и узнала из писем соседки,
Что больше не тянутся гибкие ветки
Вишнёвого сада к калитке и ставням,
Что новый хозяин кота не оставил,
И ласточек нет,
И забыла про мальвы
Завалинка – место любимое мамы…
И мне бы приехать, ворваться как ветер,
В мой дом, что без солнца и лампочек светел,
Обнять его вместе с дровами, мышами!
Вот только, что делать с чужими вещами
И судьбами тех, кто купил за бесценок
Без мамы поникший
Родной пятистенок?
…Откуда взяла я, что жизнь бесконечна,
И люди на свете прописаны вечно?
Всё те же иконы и печь из самана,
Вот только твой голос не помню я, мама,
И трудно назвать три обрубыша садом,
И слёзы сдержать, что бегут водопадом!
…Давлюсь я чужими невкусными щами,
И давится дом мой
Чужими вещами.

Прекрасное стихотворение. Очень трогает, невозможно не сопереживать, не вспоминать что-то своё близкое. И сделано хорошо.
_______________________________


18. Ольга Королева. СТАРАЯ УСАДЬБА

Луна над крышей.
Черви в саду.
Я покупаю этот дом.
Аллен Гинзберг

В усадьбе бабушки поэта
С дорожек сдвинуты скамьи.
И вынесен из кабинета
Весь Рубенс жадными людьми.

Не чищен пруд, покрытый ряской.
Изъела ржавчина замки.
Давно ключи от дома связкой
Зарылись в ил на дне реки.

Подобно юности сбежавшей,
Бесследно вся вода стекла
Со дна литой фонтанной чаши.
И следом трещина легла.

Блуждая с палочкой по саду,
Какой-то родственник, старик,
Снимает с вымокшей ограды
Прилипшие листы из книг.

И в летних сумерках аллеи
Закатным пламенем горят.
Среди дубовых крон белея,
Стоит камен скульптурный ряд.

Их руки сломаны по плечи.
Ветшает старый барский дом.
Но стая ласточек щебечет,
Порхнув под арочный пролом.

Там ты со мной в библиотеке,
У растворенного окна...
Нас ждут долины, горы, реки…
И золотые времена.

Стихотворение чудесное, глубокое, образное. Даёт возможность и созерцать, следуя авторской воле, и вспоминать о своём, и грезить – о многом, не только о том, что включает непосредственно сюжет (хотя он охватывает огромный наш культурно-исторический пласт, выходящий далеко за даты жизни поэта, мистически близкого многим из нас). Великолепен финал – он как раз об этой мистической связи...
Ещё одно достоинство этого стихотворения – его побудительная сила, импульс к тому, чтобы освежить свои чувства по поводу темы и героя, порыться не только в собственной памяти, но и в источниках (благо, в Инете столько всего!), взять в руки том... И более – к тому, чтобы захотеть сорваться в те места и отдать дань странному гению нашей земли в месте его навечного упокоения...

________________________________

19. Фидель Сагитов. ГЁТЕБОРГСКОЕ ЧУДО 

Одно и то же я вспоминаю который год –
За оцепленьем в оцепененьи стоял народ,
Октябрьский вечер, осенний ветер, у входа в сад,
Смотрю - десятки, да что там, сотни людей стоят.

За огражденьем, что отделяло от горожан,
Какой-то блогер, кривясь, беснуясь, поджёг Коран,
В толпе народа немало было и мусульман,
Сирийцев, турок, ливийцев, курдов и египтян.

Здесь это было, как ни печально, не в первый раз,
Прошла секунда, за ней другая - огонь погас,
И вдруг чуть слышно, как лёгкий шёпот, как ветерок,
Я детский голос в толпе притихшей услышать смог.

Его аят подхватили люди, один, другой,
И зазвучали слова молитвы над той толпой,
Поочерёдно Коран на память народ читал,
Когда уставший смолкал на время, другой вступал.

Не ошибался, не запинался никто из них,
За сурой сура, стихи звучали и каждый стих
Понятен был и без перевода всем, кто в тот час
Был очевидцем того, что было на Альтен-плац.

И их слова устремлялись к небу, они неслись
Над Гётеборгом, его домами, всё выше, ввысь,
А им Всевышний из горних далей внимал с небес,
Благословляя всех стойких в вере, стоявших здесь.

…Минули годы, десятилетья, прошли века,
Но речь Корана мудра всё так же, чиста, легка,
Не заменить те слова другими, не поменять,
Они всегда нам помогут верить и побеждать.

Остросоциальное стихотворение, современное и сильное по эмоциям – «до мурашек», как теперь говорят. Уничтожение истинной религии, убийство в людях веры – что может быть страшнее? Какие ещё язвы общества могут быть ужаснее этой? И размер такой интересный – очень хорошо передаёт интонации рассказчика, заставляет почувствовать волнение и силу авторских эмоций. Не могу не включить его в свой шорт.
___________________________________________________________


20. Павел Черкашин. «В гремящем на стыках плацкартном вагоне…»

В гремящем на стыках плацкартном вагоне
В полуночный час так светло от луны.
Осталось былое на дальнем перроне,
С собою лишь память да редкие сны.
Не спится. Трезвонят в ночи переезды,
Отсек озаряется солнцами фар.
И снова не звёзды, а именно звезды
Сияют как времени вещий пожар.

Тоже очень хорошее стихотворение.
Словом «звезды» без буквы «ё» автор как бы отсылает читателя к золотому веку русской поэзии, к пушкинскому произношению. Это подкупает и настраивает на особый лад. Тем более что содержание здесь каждому позволяет додумать что-то своё. И вообще такая ёмкость и концентрация дорого стоит.
__________________________________


В целом хочется ещё раз сказать, что чтение было захватывающим, и мне кажется, сила наших авторов именно в их колоссальном несходстве друг с другом. Каждый привносит что-то своё, а вместе получается яркая и впечатляющая палитра произведений.
Благодарю своих коллег-редакторов за доброжелательность, а всех авторов – за замечательные стихи.

Благоденствия всем, мира и надежды!


Рецензии
Спасибо за обзор...

Сергей Иванов 126   18.06.2023 19:14     Заявить о нарушении
И Вам спасибо!

Илина Гумер   19.06.2023 18:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.