О стихотворчестве в стихах ПушкинаАС и СергееваВА
https://obrazovaka.ru/biblioteka/pushkin/prorok-stih
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Филологический анализ
стихотворения А.С. Пушкина “Пророк”
Краткий анализ №1 стихотворения “Пророк” (от филолога №1)
Стихотворение “Пророк” является внутренним монологом Пушкина, который, с одной стороны, рассказывает читателю о самом существе поэзии, как он его понимает, а с другой – передает собственные переживания, повествует о своем опыте душевного преображения.
Это произведение одновременно автобиографично и глубоко духовно, в нем нетрудно проследить влияние не только державинской поэзии и Библии, но и Корана. Став средоточием религиозно-мистических переживаний поэта, который в то время много размышлял о смысле жизни, оно приоткрывает перед читателем тайну его личности.
Чтобы читать стихотворение “Пророк” Пушкина правильно, важно понимать, в какой момент его жизни оно написано: 1826-й год, Михайловская ссылка, ставшая плодотворной в творческом плане, подошла к концу, но горечь от того, что восстание декабристов 1825 года провалилось, еще не прошла. И в преддверии встречи с императором Александр Сергеевич высказывает свободолюбивые идеи о том, что над искусством властны только высшие силы, а не земные законы.
Однако основной темой этого произведения является все же не политический манифест, а размышления того, кто сам творец, о роли поэзии и о месте поэта. Он сравнивает себя с библейскими пророками, которые несли истину, несмотря на гонения, уже в предчувствии этих гонений. Лирический герой стихотворения меняется, чтобы более не празднословить, а видеть правду и именно ее доносить до читателя своих произведений.
Таким образом, по мнению Пушкина, поэт, с одной стороны – это служитель (его предназначение – защищать правду и свободу), с другой – просветитель (его призвание состоит в том, чтобы учить людей тому, что он осознает сам). И обе его миссии обоснованы мистической, божественной природой самой поэзии.
Аллегорический сюжет стихотворения раскрывает также мысль о самоценности и самостоятельности литературного творчества и демонстрирует, что поэзии чуждо морализаторство.
Переходя от повествовательной формы к повелительной, в тексте стиха Пушкина “Пророк”, которое сегодня легко найти онлайн, великий русский поэт меняет и настроение своего произведения: сначала оно раздумчивое, наблюдательное, ведь лирический герой является пассивным участником происходящего. Но постепенно накал действия нарастает, пока стихотворение не заканчивается яростным призывом серафима к действию. И в последней строфе раздумчивость сменяется на жажду действия, желание изменить мир своим пророческим словом. Настроение становится беспокойным, кипучим, грозя буквально выплеснуться из завершающей строки.
Детальный анализ №2 стихотворения “Пророк” (от филолога №2)
История создания – произведение было создано в 1826 г., в имении Михайловское после того, как поэт узнал о казни своих друзей-декабристов.
Тема стихотворения – роль и предназначение поэта.
Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится.
Жанр – ода.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, в стихотворении использованы все виды рифмовки.
Метафоры – «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнём, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей».
Эпитеты – «шестикрылый серафим», «горний ангелов полёт», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый».
Сравнения – «персты, лёгкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».
История создания произведения связана с печальным событием – казнью друзей Пушкина, которые были участниками декабристского движения. Под впечатлением горькой потери в 1826 г. был написан «Пророк». Видимо, те, кому посвящено произведение, ассоциировались у автора с пророками.
Впервые стихотворение было опубликовано в 1828 г. в «Московском вестнике». Критики неоднозначно восприняли пушкинское творение, так как считали, что им поэт пытался вознести себя над другими служителями пера.
Тема. В стихотворении поднимается вечная философская проблема предназначения поэта и поэтического творчества. Исследователи утверждают, что источниками для её раскрытия стали шестая глава книги пророка Исайи и Коран. Пушкин оперся лишь на некоторые детали из священных книг, отсылки к конкретному сюжету мы не найдем.
В центре стихотворения лирический герой. Этот образ сложный, так как в нём воплотился поэт-пророк и сам автор. Герой рассказывает, как он блуждал по пустыне, где встретился с ангелом. «Шестикрылый серафим» оказался посланником Бога. Он превратил человека в пророка.
Начал он с глаз. Через лёгкое прикосновения к ним главный герой получил дар видеть то, что скрыто от простых глаз. После прикосновения Божественного посланца к ушам, рождающийся пророк услышал голоса неба, птиц, подводных «гадов» и растений. Язык был заменён на змеиное жало. И это не удивительно, ведь оно традиционно символизирует мудрость. Наконец, дело дошло до сердца. В Пушкинском понимании, у пророка вместо него пылающий уголь.
После перевоплощения герой был в изнеможении: как труп, но к жизни его вернул голос Бога. Он призвал восстать и идти к людям, чтобы доносить им вечные истины. То, что под образом пророка скрывается поэт, становится понятно в последней строчке: «Глаголом жги сердца людей».
Таким образом, Пушкин по-своему интерпретировал традиционную для литературы тему. Настоящий мастер слова должен, по его мнению, слышать и видеть всё, что происходит на земле, на небе и под водой. Но и такого восприятия для него недостаточно – нужно уметь пропускать всё сквозь пламенное сердце и доносить людям без «празднословных и лукавых» слов. Только в таком случае можно называть себя пророком.
Композиция стихотворения несложная. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится, его строчки сплетаются между собой замысловатой рифмовкой: автор использует все виды рифмовки. Из-за особенностей сюжета в монолог лирического героя автор вписывает прямую речь – обращение шестикрылого серафима.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Автор использовал мужские и женские рифмы.
Жанр – ода, то есть торжественное стихотворение. На принадлежность к оде указывает и множество старославянизмов.
Средства выразительности. Чтобы создать образ пророка, раскрыть заявленную тему и реализовать идею, автор использует средства выразительности. В них чётко проявляется библейская составляющая. Преобладают в стихотворении метафоры: «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей». Также в тексте есть эпитеты – «шестикрылый серафим», «горний ангелов полет», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый», сравнения – «персты легкие, как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».
Система образов определяет особенности лексического состава стихов, поэтому в них много церковной и старославянской лексики: серафим, десница, глас, Бог, пророк, виждь, внемли.
Другой взгляд на суть «Пророка» (от В.А. Сергеева = Влансера).
Это стихотворение можно охарактеризовать как мутное и длинное богомольное словоблудие = «празднословие» о поэтах и о стихотворчестве. Этим стилем А.С. Пушкин отличился во многих своих произведениях. Суть «Пророка» такова: (1) мистический религиозно-сказочный «Бог» дарует поэту способность «внимать» (воспринимать все (?) реалии Мира); (2) этот «Бог» наделяет поэта «мудростью змеи» (не ясно, с какими ценностями и идеологемами – с любыми?!) и наделяет «пылающим огнём» страсти (какой страсти? – психопатической?, агрессивной и разрушительной?, нежной и доброй?, страсти отстаивания важных, истинных и возвышенных смыслов или страсти бултыхания в мелкоте неважных, ложных и низких смыслов?); не ясно также, чем хуже бывшее "сердце трепетное" Пушкина, которое вынул этот «Бог», чем "угль, пылающий огнем", которое этот «Бог» вставил; (3) важно, что при этой воображаемой "трансплантации" этот «Бог» не наделяет стихотворца (по версии Пушкина) ПОЭТИЧЕСКИМ МАСТЕРСТВОМ, позволяя тем самым бездарным придуркам и наглецам засорять своими никчемными виршами информационное пространство поэзии!
Заметим, что год 1826, в котором был написан «Пророк», был рубежным для идейных установок А.С. Пушкина. Если в юности он был жёстким атеистом и антимонархистом (вспомним его стишок 1817 года: «Мы добрых граждан позабавим и у позорного столпа кишкой последнего попа последнего царя удавим»), то после отбывания своих ссылок за вольнодумство, а также после провала восстания «декабристов», он смигрировал к лояльности религиям с церквями и самодержавию с императором.
Некоторые краткие стихотворные альтернативы
В.А. Сергеева = Влансера «Пророку» А.С. Пушкина
о сути стихотворчества –
- это стихотворения «Поэт», «Зародыш» и «Душа» - опубликованы в книге стихов: В.А. Сергеев «Ты у меня…». – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2004. – 248 с (книга размещена на стихи.ру по адресу: http://stihi.ru/2020/01/19/9493 ). Их тексты – далее. К этой теме примыкает и моё стихотворение "Товарищу Пушкину" - см. http://stihi.ru/2022/06/06/1092
Душа
Какой энергии струенье
Рождает свет стихотворенья?
Есть генератор небольшой,
Поименованный «душой»;
В него включают мысли, чувства,
Способности постичь искусства,
Ствол воли и исканий гель,
Строй логики, мечтаний хмель,
Ток темперамента и память,
Уменье взором панорамить,
Отзывчивость на стон и смех
И заряжённость на успех.
Согласны? Только вот поэт
Произнесёт учтиво: «Нет,
Как «душу» ни определяй,
Её широт не ведом край».
В.А. Сергеев 27.12.2003
Зародыш
Незримо ветра дуновение
В рассветной утренней тиши;
Вот так же – и стихотворение –
Зародыш ищущей души.
Кусочком глины у ваятеля
Мерцает зыбко чувство-мысль:
Поэт и муза – два приятеля –
Опять в любви стиха слились.
Едва творенье разгорается;
Причуден поиск форм и слов!
«Рыбалка» только начинается;
Отраден будет ли «улов»?
В.А. Сергеев 27.6.1999
Поэт
Кто он, поэт? – он переводчик
С предъязыков мышленья, чувств;
Мортиры собственной наводчик
С картечью рифм на Град Искусств;
Певучий дрозд, своею трелью
Влекущий жаждущих внимать,
Или кустарь, визгливой дрелью
Гораздый ближних донимать.
Он может быть в своих твореньях
Коряв, бесчувственен и глуп;
Но не ищите засоренья
В его стихах посредством луп!
Себя он видит безупречным,
Почти что гением, и тот,
Кто стих его сочтёт увечным,
«Помнёт авто его капот».
В.А. Сергеев 6.1.2004
Свидетельство о публикации №123061001220