О занятиях физикой
один случай, когда я, будучи молодым учёным, работал в Кембридже у
профессора Резерфорда, очень крупного учёного, который положил
основание современному учению о радиоактивности. И вот мне пришлось
быть свидетелем такой картины: молодой учёный, окончивший
университет, проработавший два года по заданной теме и выполнивший
кандидатскую работу, пришёл к профессору и говорит: <Вот я защитил
свою кандидатскую работу, что мне теперь делать дальше?> Резерфорд
ему ответил: "Бросить заниматься наукой! Если Вы после кандидатской
защиты, после двух лет практической работы не знаете сами, что Вам
делать дальше, значит из Вас учёного не выйдет!"
На самом деле, сон разума начинается гораздо раньше --- еще в школе.
Грубо говоря, есть два типа учеников: те, которые сами интересуются,
задают вопросы, что-то пытаются делать (иногда успешно, чаще ---
нет!), сами находят направления и задачи и не могут удержаться, чтобы
не попробовать решать их, даже если чувствуют, что не подготовлены -
таких подавляющее меньшинство. Другая (основная по численности) часть
--- в режиме пассивного ожидания: "Вы нам дайте, а мы возьмем (может
быть)!" И дело здесь не в природных способностях: и в одной, и в
другой группе они могут быть довольно высокими, средними, или даже
низкими --- суть вопроса не в этом! Первичным импульсом
познавательной активности является простое любопытство на уровне
совершенно детских вопросов: "А как оно там --- на самом деле?"\, В
детстве этот импульс имеют все без исключений, а вот по мере
взросления с ним что-то происходит. Вопросы трансформируются в более
"взрослые": "А что я за это получу?"\, "А не буду ли я выглядеть
глупо?", "А зачем мне это нужно?", "А пригодится ли мне это в
будущем?"\, и т.д. Я далек от мысли и попыток в чем-то разубеждать
этих маленьких "взрослых": мой опыт свидетельствует о том, что это
практически невозможно. Хотя иногда случается чудо: юный "взрослый"\,
вдруг открывает в себе способность находить интересные вопросы и
находит вдруг, что размышлять над ними не менее интересно, чем играть
в Доту. Хочу сказать только, что если бы физика и математика были на
самом деле скучны, --- откуда в истории появилось бы столько ярких и
неординарных людей, которые посвятили им всю свою жизнь и которым не
наскучило их занятие до конца жизни? Это значит, что в науке есть
что-то такое, чего со стороны никак не увидишь, но что по мере
погружения в нее цепляет и держит или, как говорят некоторые,
"качает"\,! Но не всех, а тех кто сохранил способность задавать
глупые вопросы и удивляться. Физика --- это средство сделать многие
обыденные вещи экстраординарными и удивительными, а некоторые
запредельные вещи --- чрезвычайно легкими и простыми!
Свидетельство о публикации №123060903908