О прямых путях в обучении

Люди избегают прямых путей . Несмотря на то, что прямой путь ---
кратчайший и он сильно экономит драгоценное время, многие люди,
кажется, не верят в его возможности и, даже, в его реальность, и ищут
пути окольные, дополнительные, путанные, которые по каким-то
удивительным причинам представляются им более привлекательными. На
протяжении многих лет наблюдаю эту картину в своем физмат центре. Если ученик
центра регулярно посещает все занятия хотя бы начиная с 9-ого класса,
выполняет домашние задания, эпизодически посещает консультации и по
мере возможности читает дополнительную литературу, к 11-ому классу он
гарантированно выйдет на уровень, достаточный для поступления на
физ-мат отделение в любой вуз. Преимущество такой систематической
работы заключается в построении прочного фундамента для знаний и
приведения их в систему, которая в принципе позволит справляться с
любыми задачами. Это --- прямой путь, он реально самый короткий, хотя
он и нелегкий. Вместо этого 90\% учеников находят себе кучу кружков,
курсов, репетиторов, пытаются преуспеть в олимпиадах и других
интеллектуальных соревнованиях, думая, что их широта охвата
компенсирует недостаток глубины погружения. Отдельно о физ-мат
олимпиадах. Я считаю, что олимпиады - хорошее подспорье для обучения,
если они не рассматриваются как самоцель. То есть олимпиады для
обучения --- это правильно, а вот если обучение для олимпиад --- это
уже перегиб. В идеале ученик не должен специально готовится к
олимпиадам: все что ему нужно --- это с интересом изучать физику и
математику. Если это получается, то и результат на олимпиаде
получится сам собой. Если же натаскивать себя только на первенство и
интересоваться только победой, то средство незаметно подменяет цель и
мотивация становится сомнительной. Когда такой ученик попадет в свой
вуз и познакомиться с нормальными курсами по математике и физике, он
обнаружит вдруг, что те "хитрые приемчики", которые он старательно
штудировал при подготовке к олимпиадам, являются заурядными частными
случаями некоторой общей теории. Он думал, что знает многое, а на
самом деле, находился на едва заметном островке. Чтобы увидеть
горизонты и оценить их красоту, нужны физико-математическая культура
и фундамент, на который можно опереться, а не отрывочные знания обо
всем понемногу. Я разговаривал на эту тему со многими выпускниками,
бывшими олимпиадниками от областного до международного уровня. Задним
числом все из них переоценивают роль своей олимпиадной активности и
признают, что она ни необходима, ни достаточна для того, чтобы
состояться как профессионал. Возвращаясь к прямым путям, стоит
заметить, что ввиду массовости отклонения от прямой и единичности ее
приверженцев (они есть, но их реально мало, зато как высоко они
выстреливают к 11-ому), у этой закономерности, вероятно, есть
некоторая фундаментальная причина. Она связана отчасти с психологией,
отчасти с более высокими духовными материями, на которых я не буду
останавливаться. В любом случае, можно попробовать извлечь пользу
даже из этого отклонения: ведь оно преподносит свои уроки, которых,
вероятно, не было бы на прямолинейной траектории...


Рецензии