Я

 Я --- привычное личное местоимение, которое мы употребляем не
задумываясь о его смысле, потому что смысл вроде бы лежит на
поверхности. Проблемы начинаются, когда мы начинаем задавать вопросы
типа: а) Кто тот, кто говорит о себе "Я..."? --- Очевидно, что он,
она, они, ты или Вы --- это не Я; б) Имеет ли хоть какой-нибудь смысл
утверждение "Я не существую"? в) Почему утверждение "Он лжет", ---
не приводит к парадоксу, а утверждение "Я лгу", сразу порождает
известный парадокс лжеца с бесконечной цепочкой последовательных
отрицаний? г) Верно ли, что всегда Я=Я? д) Вместо "он"\, можно
сказать "этот" или "тот". Почему у Я не существует синонимов? е)
почему в большинстве языков Я звучит очень созвучно и коротко
(известное мне исключение --- японское ватаси)?

Существует две крайности философской интерпретации Я: первая ---
материализм, который превращает "Я", в "оно", второе ---
субъективный идеализм (или даже его крайняя разновидность ---
солипсизм), который превращает весь мир в "Я". Философские концепции
практически невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Это означает,
что проблема Я, если она вообще существует как проблема, поднимается
выше философских концепций. Мое личное мнение таково: если проблема Я
каким-то образом и решается, то она всегда решается только каким-то
одним конкретным Я в отношении только одного своего конкретного Я и
она никогда не решается в какой-то общей постановке, которую так
любят философы. Ты уже решил проблему своего Я? Ты --- это Ты или Я?


Рецензии