Москвы не бывает, Россия, 2021

Америки не бывает


Вероятно, такого кино, как 'Москвы не бывает', не может да и не должно быть много, но когда такое попадается, получаешь глоток свежего воздуха. В пространстве фильма встречаются Салтыков -Щедрин и Тарковский, Оруэлл и Кубрик, концепции Мира Дикого Запада и Звездного крейсера Галактики, атмосфера фильмов Звягинцева и Быкова - все сконцентрировано в полуторачасовом действии, в котором развязка отвечает на некоторые вопросы, но только для того, чтобы в голове зрителя родились новые вопросы, над которыми создатели фильма предлагают поразмышлять самостоятельно. В отношении жанра я бы в целом определил этот фильм как социально-философская фантастика, но и с жанром все многопланово и неоднозначно: фильм несет хороший заряд сатиры с элементом черного юмора и даже трэша, элементы классического триллера, панк-культуры в ее российской версии скоморошества или даже юродства.

Нет смысла пересказывать содержания, - кино делается, чтобы его не пересказывали, а смотрели, но 'Москвы не бывает' - кино из разряда 'не для всех'.

Каждый зритель, помимо того, что сказал режиссер, выуживает из фильма что-то свое. Лично я разглядел знакомую и актуальную для меня тему настоящего и ненастоящего: часть действующих лиц фильма пытаются жить по-настоящему, не зная правды. Другая часть знает правду и имеют возможность жить по-настоящему, но вместо этого она подчиняет себя 'великой идее' и становится частью какого-то гигантского механизма. В этом отношении фильм выходит за рамки российской действительности: пространство фильма можно сопоставить со всем современным человечеством, живущим на Земле, в котором есть 'золотая тысяча' рулевых, а остальные стоят перед выбором: стать частью системы или остаться самими собой)

Фильм демонстрирует и еще один факт, который относится ко всему кинематографу в целом: идея - первична, сознание определяет бытие. Фильм по меркам мирового кино малобюджетен, но в нем есть мощный заряд смысла, его проблематика актуальна и, вместе с тем, она вне времени и географических границ, потому что настоящий ответ на вопрос: 'Кто ты?' выводит человека, который ищет на него ответ, за пределы конкретных времени и пространства.

По этой причине, некоторые недостатки сценария и съемок (если они действительно есть - я не профессионал в области кино) второстепенны и я не буду писать о них здесь вовсе.


Рецензии