Пушкинский взгляд на пространство, время и числа
Мысли сивые кобыл.
То вдруг зверь во мне завоет,
То стихи мычит дебил.
(В текст оригинала внесены незначительные изменения).
Большой Жано,
Мильон бонмо
Без умыслу проворит,
А наш Француз
Свой хвалит вкус
И матерщину порет.
Лицейский фольклор
Жано – Пущин.
Француз – Пушкин.
«У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи.»
Я.И.Карцев, Преподаватель физико-математических наук в Царскосельском Лицее.
Одной из мыслительных проблем Пушкина была неспособность отличать числа множественные от единственного.
Интересно было бы, если бы психиатры взялись за исследование психики поэта с целью постановки точного диагноза.
Вот примеры:
Ужасный день, Нева всю ночь
Стремилась к морю против бури
Не одолев их буйной дури,
И спорить стало ей невмочь.
Медный Всадник
При чём здесь «ИХ»? Речь идёт о БУРЕ в единственном числе. Ведь легко мог этот «Солнец Русской Поэзии» написать:
Ужасный день, Нева всю ночь,
Стремилась к морю против бури,
Её не пересилив дури,
И спорить стало ей невмочь.
Буря то ли одна у Пушкина, то ли ИХ много. И все -- над одной Невою, бедной, бледной или медной?
Шли годы, бурь порыв мятежный,
Рассеял прежние мечты...
К Керн.
Опять бури. Теперь их множество, что, наверно, для всей планеты Земля естественно. В разных местах и в разное время где-нибудь действительно возникают бури, но, почему-то, у Пушкина они слились в едином порыве как раз над ним (или в его мозгах?), точно, как советские трудящиеся в едином порыве делают пятилетку за три года или чего-нибудь ещё, дружно, в порыве и неизменно успешном!
Здесь наоборот, множественное стало единственным числом. Все бури во множестве слились в ОДИН ПОРЫВ. (Ветра, бури, девятом валу????)
Другой пример, правда, не только в смысле единственного и множественного.
Недвижен он лежал, и странен
Был томный мир его чела.
Под грудь он был навылет ранен;
Дымясь из раны кровь текла.
Тому назад одно мгновенье
В сём сердце билось вдохновенье,
Вражда, надежда и любовь,
Играла жизнь, кипела кровь...
В тоске сердечных угрызений,
Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений.
«Ну, что ж? Убит», – решил сосед.
Убит! .. Сим страшным восклицаньем
Сражён, Онегин с содроганьем
Отходит и людей зовёт.
Зарецкий бережно кладёт
На сани труп оледенелый,
Домой везёт он страшный клад....
Здесь сразу двойная симптоматика:
Каких-таких «ЛЮДЕЙ» зовёт Онегин, если всего-то их было четверо: Ленский и его секундант – Зарецкий, и Онегин со своим слугой, французом Гильё.
Ленский – мёртв, класть себя на сани уже не очень может и зова Онегина не услышит.
Зарецкий занят уложением трупа на сани, остался лишь monsieur Guillot – слуга да и сам Евгений. Так, КАКИХ ЛЮДЕЙ он зовёт?
Опять разлад с числами.
Теперь включаем секундомер.
Ленский убит наповал. Онегин, стиснув рукой пистолет, смотрит на него, из раны дымясь кровь льётся, и уже через минуту, «Зарецкий бережно кладёт на сани труп оледенелый...»
Даже в мороз, даже лёжа пару минут на снегу, НЕ МОГ Ленский превратиться в оледенелую статую. И трупное окоченение тоже наступает не сразу после смерти, а лишь через несколько часов...
Да, это же в психиатрии называется: «Дисориентирован в пространстве и во времени..»
Вот, что происходит, когда стихи сочиняешь в сильном подпитии..
«Так случиться может с КАЖДЫМ,
Если пьян и мягкотел...!»
Но беда-то одна: Без spiritus vini стихи не складываются, очевидно. Так что выбирать не приходится...
Или творить, прилично до неприличия залив за воротник, или вообще не творить.
Для поэтов – Tertium non datur!
Как уже упомянул раз, НЕ ПЬЮ вообще, поэтому – НЕ ПОЭТ!!!
«В чужие сани НЕ САДИСЬ!»
Тем паче, если невыпимши и неоледенелый!
7 VI 2023
Свидетельство о публикации №123060800394