Эссе Вечеря воспоминания или Ужин Господа

ВЕЧЕРЯ ВОСПОМИНАНИЯ ИЛИ УЖИН ГОСПОДА.

Трапеза, или приём пищи, устраиваемая в память о смерти Господа Иисуса Христа. Это единственное событие, которое, согласно Библии, должны отмечать христиане. Ужин Господа также называется Вечерей воспоминания, а иногда «вечерей Господней» (1Кр 11:20, СП).

Ужин Господа, который ввёл Иисус, описали два апостола, которые были очевидцами и участниками этого события,— Матфей и Иоанн. Некоторые подробности сообщают также Марк и Лука, хотя они тогда не присутствовали. Дополнительные детали раскрывает Павел, давая указания коринфскому собранию. Из этих сообщений видно, что вечером накануне своей смерти Иисус собрался с учениками в большой верхней комнате, чтобы отметить Пасху (Мк 14:14—16).

Матфей пишет: «Когда они ели, Иисус взял хлеб и, помолившись, разломил его, дал ученикам и сказал: „Возьмите его и ешьте. Это означает моё тело“. Он взял также чашу и, воздав благодарность Богу, подал её им, сказав: „Пейте из неё все, потому что это означает мою „кровь соглашения“, которая прольётся за многих для прощения грехов. Но говорю вам: я больше не буду пить вино, плод виноградной лозы, до того дня, когда буду пить с вами новое вино в царстве моего Отца“. В конце они спели хвалебные песни и пошли к Масличной горе» (Мф 26:17—30; Мк 14:17—26; Лк 22:7—39; Ин 13:1—38; 1Кр 10:16—22; 11:20—34).

КОГДА БЫЛ ВВЕДЁН.

Пасха всегда отмечалась 14 нисана (авива), приблизительно или точно в день полнолуния, поскольку по еврейскому календарю первым днём каждого (лунного) месяца считался день, когда люди замечали новолуние. Следовательно, 14-й день месяца приходился примерно на его середину. Иисус умер 14 нисана 33 г. н. э. Чтобы определить день его смерти по григорианскому календарю, следует учесть, что, согласно астрономическим вычислениям, в пятницу 3 апреля 33 г. н. э. по юлианскому календарю, или в пятницу 1 апреля по григорианскому календарю, произошло лунное затмение (Oppolzer T. Canon der Finsternisse. 1887. С. 344).
Лунные затмения случаются только во время полнолуния. Получается, что 14 нисана 33 г. н. э. соответствует четвергу — пятнице 31 марта — 1 апреля 33 г. н. э. по григорианскому календарю.

Вечером накануне своей смерти Иисус последний раз отпраздновал Пасху и после этого ввёл Ужин Господа. Он отпустил Иуду, ставшего предателем, ещё до начала Вечери. Согласно Евангелию, тогда «была уже ночь» (Ин 13:30). Так как по еврейскому календарю день начинался вечером одного дня и заканчивался вечером следующего, то Ужин Господа также пришёлся на 14 нисана, или на вечер четверга 31 марта.

КАК ЧАСТО СЛЕДУЕТ ОТМЕАТЬ.

По словам Луки и Павла, Иисус, вводя Вечерю воспоминания своей смерти, сказал: «Делайте это в воспоминание обо мне» (Лк 22:19; 1Кр 11:24). Кажется логичным, что Иисус хотел, чтобы его последователи отмечали Ужин Господа раз в год, не чаще. Пасха, которую праздновали в память о том, как в 1513 г. до н. э. Бог освободил Израиль из египетского рабства, отмечалась только раз в год, в годовщину этого события, 14 нисана. Значит, Вечерю тоже следует отмечать раз в год, 14 нисана.

Павел привёл слова Иисуса о чаше с вином: «Делайте это всякий раз, когда пьёте из неё, в воспоминание обо мне» — и добавил: «Всякий раз, когда вы едите этот хлеб и пьёте из этой чаши, вы провозглашаете смерть Господа, пока он не придёт» (1Кр 11:25, 26). Используемое здесь выражение «всякий раз» может указывать на событие, которое происходит только раз в год, особенно на протяжении многих лет (Евр 9:25, 26).

Христос отдал своё буквальное тело в жертву на столбе мучений и пролил свою кровь для прощения грехов 14 нисана. Поэтому 14 нисана — это день «смерти Господа» и, следовательно, день, в который нужно вспоминать его смерть.

Участники Вечери не находятся с Господом и должны отмечать Ужин Господа «всякий раз», пока не умрут, оставшись верными до конца. После воскресения к небесной жизни они будут с Христом, и им уже не нужно будет вспоминать о нём. Говоря о том, что Вечерю нужно проводить, «пока он [Господь] не придёт», апостол Павел, очевидно, имел в виду время, когда Христос вернётся и возьмёт их к себе на небо, воскресив во время своего присутствия. Такое понимание подтверждается словами Иисуса, с которыми он обратился к 11 апостолам позднее в тот вечер: «Если я пойду и приготовлю вам место, то приду опять и возьму вас к себе, чтобы и вы были там, где я» (Ин 14:3, 4; 2Кр 5:1—3, 6—9).

После того как Иисус выпил вино во время Пасхи (перед Вечерей), он сказал ученикам: «Я больше не буду пить вино, плод виноградной лозы, до того дня, когда буду пить с вами новое вино в царстве моего Отца» (Мф 26:29). Поскольку на небе Иисус не будет пить буквальное вино, он, очевидно, подразумевал радость, которую в Писании иногда символизирует вино. Он и его ученики с нетерпением ожидали того времени, когда будут вместе в Царстве (Рм 8:23; 2Кр 5:2). Стоит отметить, что царь Давид упомянул в песне о «вине, которое веселит сердце человека», а его сын Соломон сказал: «Вино делает жизнь радостной» (Пс 104:15; Эк 10:19).

СИМВОЛЫ.

О хлебе, который Иисус использовал, вводя Ужин Господа, Марк написал: «Когда они ели, он взял хлеб, помолился, разломил его и дал им, сказав: „Возьмите, это означает моё тело“» (Мк 14:22). Это был хлеб, оставшийся после Пасхи, которую только что отпраздновали Иисус и ученики.

Хлеб был незаквашенным, так как во время Пасхи и последующего Праздника пресных лепешек в домах евреев не должно было быть никакой закваски (Исх 13:6—10). В Библии закваска может обозначать греховность. Поэтому уместно, что хлеб был незаквашенным, ведь он представлял безгрешное тело Иисуса (Евр 7:26; 9:14; 1Пт 2:22, 24). Этот хлеб был тонким и ломким, поэтому Иисус разломил его, как это было принято в те дни (Лк 24:30; Де 27:35). Когда ранее Иисус чудом умножил хлеб, чтобы накормить тысячи человек, он разломил его и раздал (Мф 14:19; 15:36). Следовательно, преломление хлеба во время Вечери, по всей видимости, не имело никакого символического значения.

Передав хлеб, Иисус «взял чашу, воздал благодарность Богу и подал её им, и они все пили из неё». Он сказал им: «Это означает мою „кровь соглашения“, которая прольётся за многих» (Мк 14:23, 24). Это было перебродившее вино, а не виноградный сок, который не подвергся брожению. Под вином в Библии никогда не подразумевается небродивший виноградный сок.

В отличие от виноградного сока, перебродившее вино способно разорвать, по словам Иисуса, «старые бурдюки». Противники Иисуса называли его «любителем пить вино»; это обвинение было бы бессмысленным, если бы «вино» было всего лишь виноградным соком (Мф 9:17; 11:19). Вводя Вечерю воспоминания своей смерти, Христос вполне мог использовать то вино, которое он с апостолами пил во время празднования Пасхи. Без сомнения, вино было красным, поскольку только красное вино может служить подходящим символом крови (1Пт 1:19).

МИРНАЯ ЖЕРТВА.

В древнем Израиле человек мог принести мирную жертву. Он приводил животное к святилищу, где его закалывали. Часть животного клали на жертвенник как приношение, «благоухание которого приятно Богу». Часть давалась священнику, совершавшему приношение, часть — другим священникам из рода Аарона; в трапезе также принимал участие приносивший жертву и его домашние (Лв 3:1—16; 7:28—36). Тому, кто по Закону считался нечистым, запрещалось есть мирную жертву, иначе он мог быть истреблен из своего народа (Лв 7:20, 21).

Ужин Господа можно назвать мирной жертвой, поскольку это совместная трапеза. Бог участвует в ней как Создатель этого установления, Иисус Христос — как искупительная жертва, а его духовные братья принимают от символов как участники. Они едят «со стола Бога», и это показывает, что у них с Богом мирные отношения (1Кр 10:21).

Когда участники этой трапезы едят хлеб и пьют вино, они показывают, что приобщаются к Христу и полностью с ним объединены. Апостол Павел написал: «Разве чаша благословения, которую благословляем, не означает приобщение к крови Христа? И хлеб, который преломляем, не означает ли приобщение к телу Христа? Поскольку хлеб один, мы, хотя нас и много,— одно тело, потому что все едим от одного хлеба» (1Кр 10:16, 17).

Принимая от символов, участники трапезы также показывают, что состоят в новом соглашении и пользуются благами, которые оно приносит: Бог прощает их грехи на основании крови Христа. Они высоко ценят «кровь соглашения», которой освящены (Евр 10:29). Писание называет их «служителями нового соглашения», которые содействуют достижению целей этого соглашения (2Кр 3:5, 6). Они по праву едят служащий символом хлеб, ведь они могут сказать: «По этой-то „воле“ мы освящены приношением тела Иисуса Христа, сделанным раз и навсегда» (Евр 10:10). Они разделяют страдания Христа и, как он, умирают, сохранив непорочность. Они надеются объединиться с ним «подобием его воскресения», воскреснув к бессмертной жизни в духовном теле (Рм 6:3—5).

Об участниках этой трапезы апостол Павел пишет: «Кто ест хлеб или пьёт чашу Господа недостойным образом, на том будет вина за тело и кровь Господа. Пусть человек, исследовав себя, сначала убедится в том, что он достоин, и тогда пусть ест хлеб и пьёт из чаши. А кто ест и пьёт, не осознавая, что это тело, ест и пьёт себе в осуждение» (1Кр 11:27—29).

Тот, кто ведёт нечистый, небиблейский или лицемерный образ жизни, недостоин принимать от символов. В этом случае он ест и пьёт себе в осуждение. Он не ценит жертву Христа, её цель и значение. Он относится к ней с пренебрежением и презрением. (Ср. Евр 10:28—31.) Такому человеку грозит истребление из народа Бога, какое ожидало того, кто в Израиле ел мирную жертву, будучи нечистым (Лв 7:20).

Павел, по сути, сравнивает Ужин Господа с мирной жертвой, которую приносили израильтяне. Сначала он упоминает о тех, кто приобщился к Христу, а затем говорит: «Посмотрите на Израиль по плоти: разве те, кто едят жертвы, не имеют части с жертвенником? [...] Не можете пить чашу Бога и чашу демонов, не можете есть со „стола Бога“ и со стола демонов» (1Кр 10:18—21).

УЧАСТНИКИ УЖИНА И ДРУГИЕ ПРИСУТСТВУЮЩИЕ НА НЁМ.

Собравшись с 12 апостолами, Иисус сказал им: «Я очень хотел есть эту пасхальную еду вместе с вами перед теми страданиями, которые мне предстоит перенести» (Лк 22:15). Иоанн, присутствовавший при этом, сообщает, что Иисус ввёл Вечерю после того, как отпустил Иуду, который позднее предал его. Во время Пасхи Иисус, зная, что Иуда предаст его, обмакнул кусок хлеба, подал ему и велел уйти (Ин 13:21—30). Такую последовательность событий можно увидеть также из Евангелия от Марка (Мк 14:12—25). Затем, во время Ужина Господа, Иисус подал хлеб и вино 11 оставшимся апостолам (Лк 22:19, 20). После этого он сказал им: «Вы оставались со мной в моих испытаниях», и это служит дополнительным доказательством, что Иуда уже ушёл (Лк 22:28).

Нет оснований полагать, что Иисус сам ел хлеб и пил вино, которые он дал апостолам во время Вечери. Он отдал тело и пролил кровь за них, а также для утверждения нового соглашения, благодаря которому могли быть прощены их грехи (Иер 31:31—34; Евр 8:10—12; 12:24). Иисус же был безгрешным (Евр 7:26). Он посредник нового соглашения между Богом и теми, кто избираются как соправители Христа (Евр 9:15).

Кроме апостолов, присутствовавших во время той трапезы, в духовный «Израиль Божий», названный также «малым стадом», входят другие люди, которые станут царями и священниками вместе с Христом (Гл 6:16; Лк 12:32; Отк 1:5, 6; 5:9, 10). Поэтому все духовные братья Христа, живущие на земле, каждый раз участвуют в этой трапезе. О них говорится как о «первых плодах, избранных из его [Бога] созданий» (Иак 1:18), купленных из людей «как первые плоды Богу и Ягненку», и, согласно видению Иоанна, их насчитывается 144 000 (Отк 14:1—5).

НАБЛЮДАТЕЛИ, НЕ ПРИНИМАЮЩИЕ УЧСТИЯ.

Господь Иисус Христос открыл, что во время его присутствия некоторые будут делать добро его духовным братьям, навещая их в трудные времена и поддерживая их (Мф 25:31—46). Могут ли эти люди, которые присутствуют на Ужине Господа, принимать от символов? Писание говорит, что «наследникам самого Бога, сонаследникам же Христу», имеющим право принимать от символов, Бог посредством своего святого духа даст доказательство и заверение, что они сыновья Бога.

Апостол Павел пишет: «Этот самый дух свидетельствует с нашим духом, что мы — дети Бога». Далее он объясняет, что есть и другие, кому принесёт пользу Божье установление, связанное с этими сыновьями: «Всё творение с горячей надеждой ожидает, когда сыновья Бога открыто проявят себя» (Рм 8:14—21). Поскольку 
сонаследники Христу будут править землёй как цари и священники, Царство принесёт пользу тем, кто будет жить под его правлением (Отк 5:10; 20:4, 6; 21:3, 4). Поэтому эти люди интересуются Царством и тем, что оно делает для достижения своей цели, а также присутствуют на Ужине Господа и наблюдают за происходящим.

Но поскольку они не сонаследники Христу и не духовные сыновья Бога, они не принимают от символов, как это делают те, кто объединён с Христом его смертью и имеет надежду воскреснуть к небесной жизни (Рм 6:3—5).

НЕ ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ И НЕ КОНСУБСТАНЦИАЦИЯ.

Когда Иисус предлагал хлеб, он ещё не отдал своё тело. Оно целиком и полностью должно было быть принесено как совершенная и непорочная жертва за грехи на следующий день (тот же день по евр. календарю, 14 нисана). Также он сохранил всю свою кровь для той совершенной жертвы. «Он отдал свою душу [которая в крови] на смерть» (Иса 53:12; Лв 17:11). Следовательно, он не совершил чудо пресуществления: он не превратил хлеб в свою плоть и вино в свою кровь. По тем же причинам нельзя сказать, что он чудом сделал так, чтобы его плоть и кровь присутствовали в хлебе и в вине или сосуществовали с ними, как утверждают сторонники учения о консубстанциации.

Вышесказанное не противоречит словам Иисуса, записанным в Иоанна 6:51—57. В том случае Иисус не говорил об Ужине Господа, который был введён лишь год спустя. Слова Иисуса Христа о том, что нужно есть его плоть и пить его кровь, имеют символический смысл и означают, что необходимо проявлять веру в него, как это видно из стихов 35 и 40.

К тому же есть плоть и пить кровь в буквальном смысле было бы каннибализмом. Поэтому иудеи, которые не верили в Иисуса и неправильно поняли его слова о том, что нужно есть его плоть и пить его кровь, были возмущены. Из этого случая видно, как иудеи, воспитанные в согласии с Законом, относились к тому, чтобы есть плоть людей и пить их кровь (Ин 6:60).


Кроме того, пить кровь было бы нарушением закона Бога, данного Ною ещё до соглашения Закона (Бт 9:4; Лв 17:10). Господь Иисус Христос не стал бы побуждать других нарушать Божий закон. (Ср. Мф 5:19.) К тому же Иисус сказал: «Делайте это в воспоминание обо мне», а не «Приносите меня в жертву» (1Кр 11:23—25).

Итак, хлеб и вино служат символами плоти и крови Христа, так же как его слова о том, что нужно есть его плоть и пить его кровь, имеют символический смысл. Тем, кто преткнулся из-за его слов, Иисус сказал: «Этот хлеб — моя плоть, которую я отдам за жизнь мира» (Ин 6:51). Он отдал её, когда умер жертвенной смертью на столбе мучений. Его тело было положено в склеп, а затем удалено его Отцом, прежде чем оно увидело тление (Де 2:31). Никто никогда не ел плоть Христа и не пил его кровь буквально.

СЛЕДУЕТ ОТМЕЧАТЬ ПОДОБАЮЩИМ ОБРАЗОМ.

Христианское собрание в Коринфе в некоторых отношениях оказалось в плачевном духовном состоянии, так что апостол Павел сказал: «Многие среди вас слабы и больны, и немало спят смертным сном». В значительной степени на это повлияло то, что они неправильно относились к Ужину Господа и не понимали его значения. Они не проявляли уважения к этому святому событию.

Некоторые приносили с собой ужин и ели его до или во время встречи. В результате кто-то переедал и напивался, в то время как другие члены собрания, не имевшие ужина, оставались голодными и испытывали стыд в присутствии тех, у кого было много еды и вина. Одних тянуло в сон, другие не могли сосредоточиться, и это мешало принимать от символов должным образом.

Кроме того, в собрании были разделения: одни следовали за Петром, другие — за Аполлосом, а третьи обращались за руководством к Павлу (1Кр 1:11—13; 11:18). Они не понимали, что Ужин Господа должен был напоминать о единстве. Они не осознавали до конца серьёзность события: что символы представляли тело и кровь Господа и что этот ужин был в память о его смерти. Павел указал, в каком опасном положении находились те, кто, принимая от символов, упускал всё это из виду (1Кр 11:20—34).


Рецензии