69. СтопХам
1+. Замечательный пример реально работающей самостоятельной социальной инициативы, который обнаруживает, что люди могут (или, точнее говоря, в сложившихся условиях даже должны) сами находить способы (законные или формально законные!) решения существующих проблем и воплощать их в жизнь.
2+. Организация рейдов в Москве и Питере представляет некоторый образец для подобного рода деятельности. Очень грамотно выбраны точки приложения усилий (в основном неправильная парковка и езда по тротуарам), методы борьбы с нарушениями (приклеивание стикеров, живая блокировка автомобилей), тактика (диалог - предупреждение - реакция - действие - силовая блокировка+настойчивость), видеосъемка (дублированная с прикрытием). Достаточно посмотреть несколько роликов с их рейдов, чтобы убедиться, что даже самые "крутые" и "распальцованные" нерадивые водители вынуждены ретироваться, потому как частнособственнический инстинкт (который лежит в самом центре всей интриги на рейдах) обычно делает окончательный выбор в сторону сохранения имущества, а не ущемленных личных амбиций.
3.+Рейды явным образом обнаруживают и демонстрируют сколько негатива и агрессии существует в нынешнем российском обществе. При этом количественно негатив и агрессия примерно пропорциональны стоимости автомашины. В обычных условиях они возможно почти не проявляются и человек может думать, что он богат, уверен в себе, хорош, добр и т.д. Однако нетипичная ситуация, в которой "молодые и бедные" предъявляют формально законные требования и "учат жизни" действует как лакмусовая бумажка и говорит о человеке больше, чем куча психологических тестов: у одних это вызывает уважение и добрую улыбку, других - приводит в исступленную ярость, вызывает поток брани и желание пробить кому - нибудь голову битой или травматикой.
1. - Провинциальные рейды часто уступают по организации столичным. Участники увлекаются троллингом водителей, иронизируют и смеются над ними больше, чем того требует и позволяет ситуация, в результате симпатии пешеходов, проходящих мимо, и зрителей роликов оказываются на стороне водителей, а не СтопХама. Здесь конечно определяющую роль играет личность лидера - руководителя.
2. - Рейды, в целом по идее направленные на восстановление и поддержание порядка, вытаскивают на свет агрессию и злобу. Возникает вопрос: если подсчитать позитив (временный и условный порядок на проезжей части и тротуарах) и негатив (агрессия, злоба, ненависть, оскорбления, затаенные чувства обиды и мести а также все их последствия, в том числе и отдаленные) и сложить все вместе, будет ли сумма положительной? В существующей схеме работы СтопХама - вряд ли!
3. - СтопХам существует как движение за соблюдение некоторых пунктов ПДД, доступных для общественных рейдов. Но проблемы существуют не только на дороге, а широкие группы населения проблемы на дороге вообще не волнуют. Через некоторое время акции СтопХама станут привычными даже в провинции, водители будут просто уезжать при виде людей со стикерами, как это часто происходит в Москве или Питере (при этом проблема остается нерешенной - они все равно продолжают парковаться неправильно, рассчитывая на то, что не нарвутся на рейд; соблюдение правил из опасения или страха - это не то же самое, что изменение сознания...), рейды станут незрелищными, не интересными даже для самих участников и... движение захлебнется, если ... оно не будет распространяться на новые проблемные точки со столь же продуманными и интересными решениями. А таких точек много: сфера обслуживания, экология, чиновники госучреждений, образование и т.д. Если движение не развивается и не растет, то оно умирает - Tertium non datur!
Свидетельство о публикации №123060704300