Юным моделистам СССР

Начало 60-х годов прошлого века явилось прорывом в освоении космоса человеком. События в мире, связанные с полетами космонавтов, уже не казались, как прежде фантастикой. Радио и телевидение все чаще будоражило население нашей советской страны темой освоения космоса. Многие школьники тех лет, вдохновлённые сообщениями об успехах советской космонавтики, мечтали в будущем стать лётчиками космонавтами, такими, как наши Герои Советского Союза Гагарин,  Титов, Быковский, Николаев, Терешкова, Леонов и за ними следующие, ставшие примером в воспитании нас школьников восьмилетней школы номер 15 города Подольска. Собственно нас, это четверо друзей-приятелей третьего Б класса, которых объединило желание создавать модели всего, что могло летать. Двое из нас, это Коля Блашенков и Витя Пронин занимались в доме юного техника в кружке авиамоделизма, а мы с Вовой Булыгиным всегда старались быть с ними рядом, потому что они будучи фанатиками воздухоплавания, также занимались в секциях бокса в спортклубе Космос, который был напротив дома юного техника на улице Подольских Курсантов. Мы с Вовкой тоже хотели заниматься в секции бокса, но нас туда не приняли, потому что мы были очкариками. Зато нас с Вовой взяли в секцию спортивной гимнастики, куда мы несколько месяцев ходили на занятия после школы. Клуб Космос по периметру был огорожен крепким деревянным забором с кирпичными трехметровыми столбами.  А зимы в те времена, ещё не тронутые изменением климата, были снежные, морозные. Забор Космоса выглядывал наполовину из снежного покрова. И после занятий в секции мы всей ватагой шли крутить сальто со столбов забора в глубокий снег, который при падении гарантировал безболезненное приземление. Целью таких прыжков было выполнить двойное сальто сгруппировавшись, что у Коли получалось.  Эти прыжки мы старались выполнить правильно, соревнуясь друг перед другом. Но получалось не всегда, а точнее совсем не получалось, но было очень весело. Витя, подпрыгнув со столба вверх, крутанулся, сгруппировавшись, и так получилось что в снег он вошел немного недокрутив, и застрял очень глубоко в снегу. Когда мы его руками откопали и вытащили, то мы его вытащили даже из штанов и из трусов, куда снег и засыпался. Я же, когда прыгал, очки снимал, иначе бы я их до весны потерял, потому что приземлялся головой вниз. Домой мы шли счастливые и мокрые до нитки, обсуждая каждый интересно выполненный кульбит.
На перемене в школе Блашенков рассказал, что у него дома есть законченная модель самолёта биплана Поликарпова, ПО-2. И он пригласил нас к себе домой вечером поучаствовать в пробном запуске микромотора этой модели. Мы собрались на кухне, довольно тесной, такие квартиры назывались хрущобами в панельном доме. Сидел на табурете один человек, остальные умещались рядом стоя.
Коля в своем кружке авиамоделизма собрал очень симпатичный самолёт из тонкой фанеры с усилением носовой  конструкции фюзеляжа в месте крепления поршневого микродвигателя. Самолет был окрашен морилкой коричневого цвета. Элероны и стабилизатор тягами из проволоки соединялись с планкой управления самолетом, от которой должны идти два корда к человеку, управляющему полетом по кругу модели самолёта.  Бензобак модели Николай спаял оловянным припоем из жести, вырезанной из консервной банки. В бак впаяны две тонкие медные трубочки, одна для заправки топлива, а от другой по резиновому шлангу из велосипедного ниппеля топливо подавалось в карбюратор двигателя. Топливом двухтактного двигателя была смесь эфира с касторовым маслом в определенной пропорции, которую было сложно выдержать. Двигатель, закрепленный болтиками на модели, Коля выпросил у своего знакомого из дома юного техника. Двигатель был не новый, а новый по нашим меркам, был слишком дорогим, в магазине его можно было купить за 25 рублей. Кстати, о ценах того времени, за 60 копеек в столовой общественного питания в меню обеда входило первое, это суп или борщ, на второе котлета шницель с гарниром, компот, винегрет. Хлеб к обеду не ограниченно предлагался на раздаче.
- [ ] Итак, эфир в составе самолетного топлива очень летуч и с сильным неприятным запахом, дополнительно добавлялась вонь касторки. Все это свободно продавалось за копейки в любой аптеке. Вонь с кухни дошла до Колиного отца, сидящего в одной из комнат, батя его скоро нас прогнал из квартиры на лестничную клетку отапливаемого подъезда.  На улице зима, метель, а тут тепло, только света маловато. Мы расселись по ступенькам лестничного марша, пробуем запустить двигатель. Витя держит самолет двумя руками, а Коля двумя пальцами резким ударами закручивает пропеллер, время от времени подкручивая винт степени сжатия топлива на цилиндре. Двигатель чихает, но не заводится. Пробуем изменить пропорцию смеси топлива. Не помогает, крутим второй винтик дозирования топлива на карбюраторе, двигатель заводится на секунду, сильно бьет по пальцам Коли и опять глохнет, как после выстрела из ружья. Напугали проходящую по лестнице женщину, когда двигатель все же завелся и грохотал секунд пять. Этот грохот разбудил Колиного отца, который вышел из квартиры и спросил, когда мы закончим. Ещё немного и мы кончаем, но продолжаем регулировать карбюратор и снова заводить двигатель. У Коли отбитые  пальцы болят, теперь он держит модель в руках, а дерущийся пропеллер раскручивает Пронин.  Через полчаса Колин папа опять подошел к нам, видно, что очень недоволен нашим шумом, время позднее, все спать собираются. Отец Николая своими здоровенными ручищами забирает у нас самолет и с хрустом превращает модель в кучу щепок, молча уходит. Всё, испытания модели закончились, пошли по домам. Прощаемся до завтра, всё обсудим в классе.
Жалко конечно, хорошая была модель самолёта. Но через несколько дней Пронин, собрав нас на перемене в школе, предложил строить ракету. Принёс собственный чертёж с размерами. Все размеры его ракеты привязаны к диаметру ракетного двигателя. Модель ракеты нам очень понравилась, особенно то, что в ней был уложен парашют, стропами привязанный к конусу деревянного носового обтекателя, который должен в верхней точке полёта отстреливаться и к земле опускаться с парашютом.
Двигатель ракеты это бумажная гильза от патрона охотничьего ружья 12 калибра, снаряжаемая уплотненным специальным ракетным порохом. Состав пороха придуман ещё древними китайцами, селитра калийная, сера толченая, древесный уголь в порошке. Тайна состава пороха в том, чтобы он не взрывался, а быстро горел, выделяя максимум пороховых газов. Чем больше объём газа, тем дальше летит ракета. Струя порохового газа выходит из отверстия-сопла,  высверливаемого в углублении торца гильзы патрона, предназначенного для капсюля. Корпус ракеты клеится в виде цилиндра из плотной бумаги ватмана в два слоя. Диаметр корпуса это диаметр ствола охотничьего ружья 12 калибра.
Мы договорились что двигатель с порохом делают Пронин и Блашенков, корпус клеит Булыгин, а я мастерю деревянный конус обтекателя и парашют.
В те далёкие времена серу можно было раздобыть вдоль путей на железнодорожной станции, где разгружали товарные составы, сера была кристаллическая, попадалась небольшими просыпанными кучками около рельсов.
Калийная селитра продается как удобрение в хозяйственном магазине, а древесный уголь всегда можно найти в остывшем вчерашнем костре в виде прогоревших колчушек.
Блашенков все это находил, измельчал до состояния порошка, взвешивал в пропорциях 36-16-6, и нес Пронину, у которого отец охотник и этих бумажных гильз для патронов после охоты остаётся много.
Самое сложное в моделировании ракетного двигателя, это правильно уплотнить в гильзе пороховую смесь. Для этого существуют специальные приспособления, сделанные из стали на хорошем токарном станке, в котором закрепляется бумажная гильза в оправке с фланцем, привинчиваемым к тяжелому основанию четырьмя болтами М10. Основание имеет в центре штырь, проходящий внутрь гильзы на некоторое расстояние через отверстие, будущее сопло двигателя. Когда топливо уплотнится до каменного состояния, извлекаемый штырь оставит в массе пороха цилиндрическую полость, служащую для увеличения площади поверхности горения смеси.
Уплотнение смеси выполняется вначале металлическим цилиндром с нижним углублением под штырь, потом по заполнению выше штыря, уплотнение выполняется сплошным стальным цилиндром. Эти цилиндры мы называли «забиваловками» номер один и номер два. После окончания заполнения смеси топлива в верхнюю часть снаряженного патрона вклеивается картонный пыж, необходимый как поршень для выталкивания парашюта с конусом обтекателя из корпуса ракеты.
Процедура набивки смеси в гильзу очень опасная, если случайная искра возникнет под «забиваловкой», порох может воспламениться и забиваловка полетит как снаряд из пушки. В чем однажды Пронин и Блашенков убедились воочию. Работы по снаряжению гильз они производили в подвале их дома. Этот подвал был предназначен под бомбоубежище, когда дом начинали строить ещё в тридцатых годах прошлого века. Высота потолков в подвале более двух метров, потолок это железобетонное перекрытие. После одного из неосторожного удара молотком по забиваловке порох воспламенился и забиваловка врезалась в потолок подвала, отколов кусочек бетона с потолка. Хорошо, что в лоб не попало.
На бумажном корпусе ракеты закреплялись клеем сверху и снизу два колечка из проволоки или из бумаги, которыми ракета насаживалась на ровный стальной прут, называемый «направляющая». При старте ракеты она разгоняется строго в направлении стального прута, втыкаемого в землю или снег.
Зажигание смеси в ракете на старте выполняется несколькими способами, первый самый простой, это склееные несколько спичек вставляются серной головкой в сопло гильзы, потом пучок спичек снизу поджигается. Второй способ зажигания через самодельный бикфордов шнур. Более сложный способ через электрическую схему: нихромовая спиралька, батарейка, выключатель, соединенные проводами.
Запущенная ракета взлетает с шипением метров на сто, и после хлопка медленно опускается конус обтекателя на парашюте.
Но однажды мы придумали, как сделать двухступенчатую ракету. Получили в итоге разъёмный корпус из двух частей, в каждой по своей гильзе, на выходе гильзы первой ступени вместо пыжа кусочек самодельного «бикфордова» шнура из войлока, пропитанного жидкой пороховой смесью и высушенного потом до готовности.  Теперь уж точно до космоса долететь ракета должна. Вышли на широкий пустырь между домами квартала, направляющую строго вертикально, зажигание уже стандартно на батарейке, старт, ракета пошла.  Только поднялась уже не на сто метров, а много ниже, вес ведь в два раза тяжелее. И вторая ступень замешкалась, и ракета отработав первой ступенью повернула к земле, в момент поворота вторая ступень зашипела отбросив загоревшуюся первую, и под небольшим углом к горизонту ракета полетела вбок. Все замерли, летит в направлении окон соседнего дома и врезается в стену между окон третьего этажа, обломки падают на отмостку. С того пуска следующие эксперименты мы устраивали только на футбольном поле, вдали от жилых домов. Но восторгу тогда нашему не было предела. Горизонтальный полет ракеты с огненной струёй горящего газа выглядел как полет кометы. Вот такие мы были лётчики космонавты в третьем и четвёртом классе нашей восьмилетней школы.


Рецензии