Второгодница

            Наступила  теплая золотая осень. Птицы пели последние песни, перелетая с дерева на дерево, будто прощаясь с каждым из них  на долгую, холодную зиму. Под ногами печально  хрустела  засохшая листва.   
Озорной  ветерок, нежно трепал её волосы, заигрывая, заглядывал  в глаза и осторожно, смахивая с детского  личика  слезинки, неназойливо подталкивал  вперёд.
Неуверенными  шагами  она  подошла к  двери  класса,  опустив голову  и  потупив глаза в пол, робко переступала с ноги на ногу, не решаясь зайти.  Внутри неё, всё пыталось сопротивляться  несправедливости, из-за которой она  не совсем понимала, как  теперь  себя  вести.
– Дети у нас новая ученица, знакомьтесь, – назвав  фамилию и имя,  учительница  привычным  движением  пригласила её встать рядом.
– Проходи и садись за третью парту, – сказала она.
Мальчик, что сидел на соседнем стуле хмыкнул и отвернулся.

– Второгодница, – выдавил он сквозь зубы, глянув на неё, как на прокажённую, с призрением.
От неожиданности происходящего,  девочка  съёжилась и попыталась спрятать за парту своё хрупкое, худенькое тельце.
От обиды, что-то сдавило горло, стало трудно дышать.
– Кто ему сказал, ведь мама говорила,  никто не узнает, а, получается, знают все…?  Голова стала тяжёлой, на глазах выступили слёзы, а сердце казалось, сейчас выпрыгнет из груди и пустится наутёк, подальше из этого злого класса.
Светлана  росла болезненным ребёнком. Первый класс закончила на Урале, где жила у бабушки с дедушкой в городе Карпинске. Во втором классе мама увезла её  в Сибирь, где  вместе  с  отчимом они  жили в городе Топки Кемеровской области. Ну а третий, уже заканчивала в Тирасполе.  Из-за частых переездов и длительных отсутствий по болезни, Светлана  пропускала много занятий и,  хотя  она  хорошо училась, стараясь догонять упущенное, учительница всё равно убедила её мать оставить  дочку  ещё раз в третьем классе.

– Она маленькая, худенькая, никто и не заметит, – говорила Елена Григорьевна.
– Светлана ничем не будет отличаться от своих сверстников, пусть закрепит материал.

– Мама, не надо, – умоляла Света.
– Если я где-то отстала, я  догоню, у меня ведь хорошие оценки.

Мама посмотрела на неё и отрезала, чтобы не приставала.
– Учителю виднее. 

В тот момент,  Светлане  казалось, что земля уходит из под ног,  колени вдруг стали ватные, в голове зазвенело. Она  уже не совсем понимала, о чём говорят взрослые, просто  смотрела на них, широко раскрыв глаза, пытаясь понять, почему с ней так  поступают?  Её  душила обида, еле сдерживая слёзы, Светлана  пыталась обратить на себя внимание мамы, теребя её за руку, но её попытки  были бесполезны.  Увлечённая беседой с учительницей, мама совсем не обращала  на дочь  никакого  внимания.  Осознав всю безнадёжность сложившегося положения, девочка  всё же заплакала.  Слёзы градом катились по её  бледным щекам, а голос продолжал просить, но звучал всё тише и тише: – «не надо мама…, пожалуйста,  не надо…».

По воле судьбы, Светлана  попала в чужой класс, к чужому учителю, где совсем не было друзей. Каждый раз, выходя на перемену, она с завистью  смотрела на игры ребят из бывшего, родного класса. Глядя на её  растерянный вид, с вопросами подходили подружки  и, утешая ее, возвращались к своим одноклассникам.
В новом классе, Светлана  не прижилась, держалась особняком. Мальчишки дразнили её второгодницей, а девчонки ехидно хихикали, отходя в сторонку.  Она  часто уединялась, плакала от одиночества и безысходности, что не может  больше  быть со своими  друзьями. В голове постоянно звучало, «второгодница». В школу идти больше не хотелось, интерес к учёбе пропал, а издёвки одноклассников сделали своё чёрное дело. Светлана  начала врать. Уходя утром, якобы, в школу, она часто гуляла по городу или просто сидела где-то на свободных площадках детских садов. К обеду, когда все дети заканчивали уроки, также возвращалась домой. На вопросы мамы, «как дела в школе?», – отвечала, «всё хорошо». А хорошо уже давно не было. От учебной программы  теперь она  действительно отстала,  и догонять её у Светланы не было никакого желания. От былого рвения к занятиям и получению грамот за отличную учёбу не осталось и следа. Ведь как бы  она не училась, для всех всё равно оставалась второгодницей.
Так и начались её первые, школьные проблемы.
Мама не захотела её услышать, а учительнице было всё равно и Светлану  сломали. Сломали безжалостно, не задумываясь о последствиях. Взрослые решили её судьбу по-своему, решили за неё, так и не спросив, а нужно ли ей это…?

Часто взрослые  игнорируют своеобразный  духовный мир ребёнка, навязывая своё видение, которое с точки зрения умудрённого опытом человека, кажется верным, но  зачастую ошибочно и, сломав однажды их решение, меняют всю их жизнь, обрекая на страдание и одиночество.
Из отличниц  Светлана постепенно перешла в группу учеников средних способностей, и это повлияло на всю её дальнейшую судьбу.  Уже, будучи  взрослой, она с горечью вспоминала, – если бы тогда прислушались к ней, к её мольбам: не ломать, и без того, её хрупкой жизни, все было бы потом по-другому.

P.S.


Рецензии