Князь Семён Пожарский - святой герой Малороссии
Дело в том, что после смерти Богдана плавный ход объединения Малороссии и Великороссии был был нарушен внезапным мятежом предателя Ивана Выговского( умер в 1664),который вошел в сговор, с польским королем Яном Казимиром о возвращении Малороссии в состав Речи Посполитой. Нарушив тем самым присягу данную московскому царю Алексею Михайловичу (1629-1676).
О грядущей измене предупреждал проезжавший по Малой Руси в декабре 1657 года греческий митрополит Колоссийский Михаил, «гетмана Ивана Выговского заднепровские черкасы любят. А которые по сю сторону Днепра, и те де черкасы и вся чернь ево не любят, а опасаютца того, что он поляк, и чтоб де у него с поляки какова совету не было».
Совет таки случился и Выговский переметнулся, приняв титул «Великого гетмана княжества Русского».
Возврат в Польшу был выгоден казацкой старшине, стремившейся стать дворянами и закрепостить население Гетманщины - части Малороссии в пределах Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств. Большинство же населения Гетманщины
было за союз с Москвой. Но Выговский прикрываясь поляками и крымскими татарами жёстко уничтожал всех, кто был за союз с Москвой.
Москва как всегда реагировала медленно и вот Царь узнаёт, что казаки Выговского уже не просто откололись, а начали грабить окрестности российских городов Севска, Рыльска,Путивля и угонять в полон мирных жителей и продавать их крымчакам в рабство.
Царь посылает князя Алексея Трубецкого навести порядок, под Конотоп - город расположенный примерно посередине между Киевом и Курском в современной Сумской области.
Сорок дней Трубецкой уговаривал мятежников решить дело миром, но безрезультатно.
20 апреля 1659 года началась осада Конотопа, защищаемого примерно 4 000 мятежных казаков, которых Выговский убедил их в то, что хотел сделать сам, он сказал, что Москва хочет «гетмана и казачью старшину позабивати, права и вольности их поломати, казаков крестьянами вечными сотворити».
Пожарский во время Конотопских событий 29 июня 1659 года командует дворянской конницей.
Трубецкой отправляет полк Пожарского, казаков Ивана Беспалого(1619-1662) во главе с полковниками Григорием Ивановым и Михаилом Козловским - всего всего около 4 000 всадников, преследовать наскочивших и отскочивших от нашего лагеря татар, не зная о подходе всего многотысячного войска крымского хана.
Увлёкшись преследованием Пожарский попал в окружение превосходящих сил противника. Он дал команду пробиваться назад к лагерю, сам оставшись отвлекать врага рубился с напиравшими татарами. В прорыв пошли казаки Беспалого и поместная московская конница, почти все они погибли или попали в плен.
Пробиться сумели только сам гетман Беспалый с несколькими казаками и несколько боярских детей из отряда Пожарского.
Борис Семенов сын Толстой «по правой щеке и по носу посечён саблею, да по правой руке ниже локтя пострелен из лука», Михайло
Степанов сын Голенищев Кутузов предок великого фельдмаршала, «сечен саблею по обеим щёкам, да по левому плечу, и по левой руке»,
Иван Ондреев сын Зыбин «по голове посечен саблею да по правому виску от глаза и до уха пострелян из лука».
Под Пожарским убили коня, на него навалились толпой взяли в плен и привели к хану Мехмеду Четвёртому Гераю (1610-1674).
Сторонник Выговского полковник Нежинского полка Пётр Забела (1580-1689) бывший свидетелем допроса и казни Пожарского позднее уже снова перейдя на сторону Москвы рассказывал, что «окольничие воеводы князь Семен Романович Пожарской да князь Семен Петрович Львов под Конотопом на бою взяты живы и приведены к хану,
и хан расспрашивал князя Семена Романовича про татарской побой (разгром Пожарским крымчаков на Дону в 1646 году), а про какой побой, того неведомо, и окольничей князь Семен Романович хану говорил противно, и изменнику Ивашку Выговскому измену ево выговаривал при хане, и за то хан окольничего князя Семена Романовича велел перед собою казнить, а окольничего князя Семена Петровича Львова хан возит с собою скована».
Хан казнил Пожарского за дерзкие речи. Кстати Забела закончил карьеру в должности генерального обозного, то есть начальника снабжения всего гетманского войска. Он прожил на 67 лет дольше Пожарского - 109 лет в возрасте 85 лет женился второй раз родил двоих детей, часто бывал в Москве.
Турецкий историк того времени Найма Челеби записал, что все русские пленные по требованию турецких послов были казнены на следующий день после битвы.
Утром 29 июня 1659 года хан Мухаммед-Гирей повелел своим воинам «приступить к кровопролитию. Пред палатою ханскою отрубили головы всем значительным пленникам: после чего и каждый воин порознь предал мечу доставшихся на его долю пленников».
Только чинов московских было казнено 249 человек.
В нэзалэжной украинской истории Конотопская битва считается величайшей победой украинцев за всю их историю. В учебниках их истории Украины это вообще одно из важнейших событий Европы того времени, ибо представьте себе 15 000 украинцев уничтожили 150 000 русских оккупантов и весь цвет русского дворянства.
Дело в том, что в 1651 г. общее число ратных людей в России вообще равнялось 133 210 человек.
Московских вместе с верными казаками под Конотопом в 1659 года было около 30 000 человек. Врагов же их было до 54 000, это и поляки и наёмные немцы и украинцы и около 30 000 крымских татар.
Самих украинцев - то есть тех, кто воевал против своего русского народа на стороне иноверцев и иноземцев - поляков и турок во время уничтожения отряда Пожарского не было никого. Часть казаков Выговского сидели в Конотопе,
а часть пришли уже потом. Формально на стороне Выговского было около 15 000 казаков, но Выговский подошёл к месту боя уже на второй день. Он лишь поприсутствовал на кровавом пиру который устроил Хан, казнив сотни русских воинов в том числе и малороссийских казаков Беспалого.
Полк Пожарского окружили и вырубили именно крымчаки. Причём с Пожарским было не менее 2 000 запорожских казаков.
А всего в войске Трубецкого - около 7 000 запорожцев. И именно казаки в народной песне после нашли, собрали и сохранили тело князя.
Согласно российским архивным данным, «Всего на конотопском на большом бою и на отводе: полку боярина и воеводы князя Алексея Никитича Трубецкого с товарищи московского чину, городовых дворян и детей боярских, и новокрещенов, мурз и татар, и казаков, и рейтарского строю начальных людей и рейтар, драгунов, солдатов и стрельцов побито и в полон поймано 4769 человек». Основные потери
пришлись на отряд князя Пожарского.Возможно потери занижены, но это меньше чем потеряли крымчаки, поляки и украинцы Выговского раза в два.
Да после того как Трубецкой понял, что попал в ловушку, он начал отступать и при отступлении украинцы пытались минимум трижды атаковать отступавших русских в том числе и казаков, но безуспешно и с большими потерями так как русские отходили под прикрытием гуляй-города из за стен которого обстреливали нападающих.
Попытка предателей выдать себя за 300 спартанцев просто смешна. Просто посмотрите чего они добились в других местах и в другие времена.
Отделившись от русского мира они всегда были мало боеспособными, вспомогательными отрядами оккупантов всех времён или просто бандитами. Грабеж, расправы над пленными и полицейские функции, работорговля - вот в основном на, что способны так называемые "херои украiньцы", а потому они испытывая острый комплекс неполноценности, выдумывают себе героическую историю называя оккупантами тех, кго грабят и продают в рабство иностранцам.
После отступления русских войск союзники украинцев - крымчаки, сожгли 4674 домов и взяли в плен более 25000 малороссийских крестьян.
Так за кого воюют украинцы из века в век?
В Конотопе же по приказу гетмана Ивана Брюховетцкого (1623-1668)в 1667 году, был построен Свято-Вознесенский кафедральный собор с приделом во имя Сорока мучеников. То есть собор гетман посвятил нашим бойцам погибшим как мученики от врагов и предателей под Контопом в окружении. Пожарского чтили там как местного святого мученика за веру. А народ сочинил про князя Семёна былину "Гибель Семёна Пожарского", в которой его подвиг описывается так:
Полонили князя Пожарского,
Увезли его во свои степи крымские,
К самому хану крымскому,
Деревенской шишиморы.
Его стал он допрашивать:
«А и гой еси, Пожарской-князь,
Князь Семен Романович!
Послужи мне верою,
Да ты верою-правдою,
Еще как ты царю служил,
Да царю своему Белому,
А и так-то ты мне служи,
Самому хану крымскому,
Я ведь буду тебе жаловать
Златом и серебром,
Да и красными девицами!»
Отвечает Пожарской-князь
Самому хану крымскому:
«А и гой еси, крымской хан,
Деревенской шишиморы!
Я бы рад тебе служить,
Самому хану крымскому,
Кабы не скованы мои резвы ноги,
И не связаны белы руки
Во чембуры шелковые,
Кабы мне сабелька вострая,
Послужил бы тебе верою
Я срубил тебе буйну голову!
Скричит тут крымской хан,
Деревенской шишиморы:
«А и вы, слуги мои поганые!
Увезите Пожарского на горы высокие,
Срубите ему голову,
Изрубите его бело тело
Во части во мелкие,
Разбросайте Пожарского
По чисту полю!»
Кабы черные вороны
Закричали-загайкали,
Ухватили крымчаки
Князя Семена Пожарского,
Повезли его на гору высокую,
Отрубили ему буйну голову,
Иссекли тело белое
Во части во мелкие,
Разбросали Пожарского
По дАлече по чИсту полю,
Они сами уехали
А из полку было государева
Казаки двоя выбрались,
Эти двоя казаки-молодцы,
Они на гору пешком пошли
И увидели те молодцы
То ведь тело Пожарского:
Голова его по собе лежит,
Руки, ноги разбросаны,
А его бело тело во части изрублено
И разбросано по раздолью широкому.
Эти казаки-молодцы его тело собрали
Да в одно место складовали,
Оне сняли с себя липовой луб
Да и тут положили его,
Увязали липовой луб накрепко,
Понесли его, Пожарского,
К Конотопу ко городу.
В Конотопе-городе
Пригодился там епископ быть,
Собирал он, епископ, попов и дьяконов
И церковных причетников
И тем казакам, удалым молодцам,
Приказал обмыть тело Пожарского,
И склали его бело тело в домовище дубовое
И покрыли тою крышкою белодубовою.
А и тут люди дивовалися,
Что его тело вместо срасталося.
Отпевавши надлежащее погребение,
Бело тело его погребли во сыру землю
И пропели пение вечное
Тому князю Пожарскому.
Свидетельство о публикации №123060505378