55. Иные

Есть люди, которые в нормальном обществе становятся изгоями, маргиналами или шутами. Общество не принимает их, потому что они иные. Если их "инаковость" относится к числу физических недостатков, общество в целом прощает их, или относится снисходительно, поскольку причина видима и понятна. Ситуация сложнее, когда различия лежат в тонкой ментальной или духовной сферах: они часто непонятны, а потому вызывающи или даже страшны. Конечно, внутренняя инаковость может иметь совершенно различную природу, но один ее случай попытался описать Платон в диалоге Сократа с Главконом, в котором была использована аллегория пещеры. Мир - темная пещера, люди - закованные узники, обращенные спиной к длинной узкой трещине в стене, через которую немного пробивается свет из внешнего мира. Они плохо видят друг друга, а из внешнего мира иногда видят лишь бледные тени. На основе этого они строят правила и законы своей жизни.

  " Когда с кого - нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх - в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да еще если станут указывать на ту или иную мелькающую перед ним вещь и задавать вопрос, что это такое, и вдобавок заставят его отвечать! Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?"
 
  Можно пойти дальше и предположить, что человек из внешнего мира (или побывавший там недолгое время) волею судьбы оказался гражданином пещеры. Как он будет восприниматься окружающими? Как он будет воспринимать окружающее большинство? Очевидно, его инаковость будет естественна, потому что он ВИДЕЛ, а они нет. При этом, наверное, большего уважения заслуживает не оголтелая, а спокойная "инаковость", поскольку она сочетается с великодушием и способностью прощать недостатки и слепоту. "Глубокие воды текут спокойно" - говорит древняя японская пословица...


Рецензии