Зигзаги Вишни. Леди Макбет в СССР. 89-а часть
из Дагестана по личному контракту
идут обе от «Вишнёвой» дачи в Жуковке
на дачу Дмитрия Шостаковича
..в ВОЛНУ,- волнуются ЧУВСТВенно
Галина Вишневская,
иногда похрУстывая пальцами в скрип..,
но ещё держится муЖЕНственно..,-
страшно ей,- потому и молчит…
А Оська-пианистка рядом причитает:
«- Ой, Галина Павловна.. Боюсь..
У меня от страха живот болит…»
Галина в ответ почти шипит..:
«- Вот и молчи..! Обе помолчим…
У меня не только живот болит,
у меня трепыхАется всё изнутри…
Ещё что скажешь..,- комар запищит
на твоей руке в щип-щип !!!»
Испугалаь Оська,- молчит…
Но нервной дрОжью дрожит…
Да и в самом деле:
Вишне такую оперу ей петь !!
А Осе играть,— самому Шостаковичу !!!
Не споткнуться-бы ей
руке-о руку и ноге-о-нОгу…
Да хоть и друзья
Вишневская с Ростроповичем
для Дмитрия Дмитриевича Шостаковича,
но, как говорится, дружба,- дружбой,
а служба,- службой !!
Все волновались перед ним…
И даже Ростропович волновался,
как никогда и ни перед кем..!!
Ибо,- всё-таки Гранд-Маэстро !!!
Помнилось Галине Вишневской,
что когда исполняли Блоковский цикл,
написанный Шостаковичем для сопрано*,
скрипки, виолончели и рояля, -
так у Давида Ойстраха*,
у этого великого Мега-скрипачА,
от волнения руки дрожали,
потому что в зале сидел Шостакович
и сверлил всех очками-ЛАЗЕРом !!
Услышит ведь любую микро-фальшь !!
После концерта Давид Ойстрах
сказал Вишневской и Ростроповичу,
что никогда ещё в своей жизни
он так не волновался
в НЕРВные писки и скрипы…
И когда Вишневская начинала петь
на генеральной репетиции,
то Дмитрий Шостакович не останавливал,
не делал никаких замечаний;
а мгновенно в микрон слуха замечая,
что, как только Вишня подходит
к трудным местам, он вдруг то пальцы
начинат сам..себе кусать..;
то встаёт, нервно ходит по комнате,
берёт папиросы, потом спохватывается,
что нельзя закурить, садится снова;
телом удавом в кресло вжимАется
и очками куда-то в потолок…
И его нервозность передается всем...
Хорошо, что в таких случаях
Галина Вишневская вмиг концентрИруется,
всегда внутренне собирается,
как перед затяжным прыжком разведчица,
как в детстве вольном довоенном
и поёт даже лучше вчерашнего,
чем в спокойном состоянии !!
…
ДопианИнила Оська…
Допела Вишня в самый высокий голос…
Но вот маэстро-Ш сел, опустил голову
и, закрыв лицо рукою,
и стал просто слушатьв такты ногою…
А тут не лирика, а как на-зло..,-
сцена «пОрки Сергея» с высочЕнной
для певицы тесситурой…
Причитания «Катерины-убийцы»
над покойником-стариком…
И когда Галина Вишневская
в полную силу заголосила,-
Дмитрий Шостакови резко вЫпрямился
в кресле и широко раскрыл глаза…
Появление призрака…!!??!!...
Наконец, сцена «ареста Катерины»
с высоким финальным до-диез:
«Ах, Сергей, прости меня!..»
..И — тишина….
Пауза кажется Вишне невыносимой…
Сердце бешено колотится в груди !!!
НЕРВное лицо маэстро Шостаковича
ИМПУЛЬСивно переДЁРГ-ДЁРГивается,
и Вишня боится смотреть на него..!!
Молчит.. Почему он молчит..?!..
Может, что-то не так? И вдруг слышно
из его мрачного затИшья..:
«- Знаете, Галя, многое из того,
что вы сейчас пели,
я, на своём векУ, на самом деле..,-
никогда почему-то не слышал…»
Теперь не только Галина-Вишня,
но и всех переДЁРГ-ДЁРГнуло…
Даже у кого-то поневоле ОХнулось
из 5-рых в зАмершей комнате…
Вишневская опомнилась..:
«- Как так, Дмитрий Дмитриевич?
Я вас совершенно не понимаю…»
Но Шостакович взглЯД
медленно с потолка на Вишню опускает
и кощЕевым тоном продолжает..:
«- Видите-ли, милая вы моя Галина..,-
многие фразы моей оперы я слышу
в голосе сегодня впервые..;
и потому, вы меня, старика, извините..;
ибо я также очень волнуюсь
на самые высокие в творчестве новИзны..»
Галина удивляется осторожно..:
«- Но..,- это-же невозможно..!!
Дмитрий Дмитриевич…!!
Мы же с Осей
репетировали по вашим нОтам...»
Но и ей в тон отвечал Шостакович;
«- Когда я написал «Леди макбет»,
то певицы отказывались петь — говорили,
что боятся сорвать голос…
И тогда мне пришлось переделать
вокальную партию по-новому…
А в ваш клавир я вписал её
в первоначальном её виде.
Схитрил.. Каюсь.. Чегоже бОле...
Я не надеялся, что вы споёте..;
но я знал, что вы обязательно попробуете !
В вашем характере и не попробовать ??!!
Нет ужЖж,- извольте !!
Я знал это пророчески !!!
Вот ведь, оказывается, можно спеть…»
@@^^^^>>
И вдруг вскакивает..!!!
Страшно-то как..!!!!
Очки поправляет..!! руками машет..!!!!
И голос-то как повышает..!!!:
«- Слышите все ?!! Можно спеть !!!
Да как я мог не поверить ??!!!
А значит, вот как это звучит
В таком вишнёвом её пении !!!
Ах ты, Боже мой, Боже мой!
А я-жЖж так и представлял…!!!
Спасибо вам, спасибо Галя !!!
Ах вы-ж Вишенка наша сладкая !!!»
Бросается к своим бумагам…
Очки поправляет.. Плачет..!!!
Слёзы у него обильно капают..!!!
Боже..!! БожечЪки-ж ты нашШш !!!
Но почему страшно-то как..??!!!
Маэстро-Ш листает партитуру,
и руки у него трясутся…!!!
Попросил еще раз
сыграть Осю-пианистку
и спеть Галину Вишню,-
сцену «пОрки Сергея» и поголоси-ить,
сочно так поГОЛОСИть !!!
А сам аж очками впИлся
в её вот-вот начало голосистости !!!
Галина повторила…
Ожидание за его состоянием дивным,-
Из потолочного чтива
чего-то мистического
в медленное приземление душИ…
И он вдруг заулыбался
своей удивительно светлой,
детской улыбкой !!!
Ей-БОГу,-
проСВЕТлело в комнате намного !!!!
ЭЄхххххххххххххЭЄ
БоевОй ДонбАсс - Боевая ГОРловка
*ДНР – НовоРОСсия*
П\с – 1:
Все части поэмы Зигзаги Вишни на 2023-й
http://stihi.ru/2022/12/11/2797
Свидетельство о публикации №123060503969