Эссе Варнава

ВАРНАВА.

(«сын утешения»).

Христианин, игравший важную роль в раннехристианском собрании. Впервые в Библии его упоминает Лука в Деяниях 4:34—36. Из указанного отрывка мы узнаём, что этот богобоязненный человек был левитом родом с острова Кипр (в то время, когда речь о нём заходит впервые, он находился в Иерусалиме).

Из многочисленных верующих, которые вскоре после Пятидесятницы продали свои поля и дома и отдали вырученные деньги апостолам на христианскую деятельность, Варнава — один из тех, кто назван по имени. Изначально его звали Иосифом, но апостолы прозвали его Варнавой, что означает «сын утешения». Давать имена, отражающие характер человека, в то время было вполне обычным.

Варнава был очень сердечным и щедрым христианином. Он не колеблясь отдал самого себя и своё имущество для служения интересам Царства. Он охотно пришёл на помощь своим братьям (Де 9:27), а увидев новых интересующихся, он «обрадовался и стал побуждать всех их пребывать в Господе с решимостью в сердце». Варнава был «добрым человеком, исполненным святого духа и веры» (Де 11:23, 24). Он также был пророком и учителем в Антиохии (Де 13:1).

Апостолы говорили о Варнаве как об одном из «любимых», которые «рисковали своими душами ради имени нашего Господа Иисуса Христа» (Де 15:25, 26). Хотя Варнава не был одним из 12 апостолов, он тем не менее назван апостолом (Де 14:14), и справедливо, ведь он был послан святым духом (Де 13:4, 43).

Тесное многолетнее общение Варнавы с Павлом началось примерно через три года после того, как Павел стал христианином,— в то время, когда Павел хотел установить отношения с иерусалимским собранием. Как Варнава впервые с ним встретился, неизвестно. Но именно Варнава был тем, кто представил Павла Петру и ученику Иакову (Де 9:26, 27; Гл 1:18, 19).
 
Тем временем христианская деятельность некоторых говорящих по-гречески евреев с Кипра и из Кирены вызвала немалый отклик в сирийской Антиохии. Поэтому руководящий совет, находившийся в Иерусалиме, отправил Варнаву в Антиохию, чтобы он ободрял и укреплял новых верующих. Варнава хорошо подходил для этого задания, ведь он был родом с Кипра и говорил по-гречески.

Когда в Антиохии «к Господу присоединилось много людей», Варнава поспешил в Тарс и уговорил Павла пойти с ним в Антиохию и помочь в служении. Примерно в то же время братья в Антиохии, услышав исходившее от Бога предупреждение о грядущем голоде, собрали много припасов, которые в нужное время были отправлены иерусалимскому собранию через Варнаву и Павла (Де 11:22—24, 27—30; 12:25).
После завершения этой работы по оказанию помощи Варнава и Павел вернулись в Антиохию (ок. 47 н. э.) и оттуда под руководством святого духа отправились в миссионерское путешествие.

Вначале они прибыли на Кипр, где благодаря им Божью истину узнал проконсул Сергей Павел. Затем их путь проходил через Малую Азию, где они несколько раз подверглись нападениям разъяренной толпы. Когда они исцелили хромого человека в Листре, им едва удалось удержать «народ, чтобы им не принесли жертву» (ведь люди приняли Варнаву за бога Зевса, а Павла, того, кто «вёл разговор», за Гермеса, или Меркурия). Однако иудеи вскоре «убедили народ, и они побили Павла камнями и вытащили его за город» (Де 13:1—12; 14:1—20).

Примерно в 49 г. н. э. Варнава и Павел представили вниманию руководящего совета, находившегося в Иерусалиме, остро стоявший вопрос об обрезании неевреев. Вскоре после разрешения этого вопроса они вернулись в Антиохию и начали готовиться к следующему миссионерскому путешествию (Де 15:2—36).

Но, поскольку они не могли договориться о том, брать ли с собой Иоанна Марка, они расстались друг с другом и направились в разные места. Варнава взял с собой своего двоюродного брата Марка на Кипр, а Павел с Силой отправились в путешествие по Сирии и Киликии (Де 15:37—41). Больше о Варнаве в Писании ничего не говорится, если не считать кратких упоминаний о нём в письмах Павла (1Кр 9:6; Гл 2:1, 9, 13; Кл 4:10).


Рецензии