Стоимость безлюдной красоты

      Недавно отмечали 25-летие покорения «Арктикой» Северного полюса. Тогда, в 1977 году участники достославного похода получили высокие  государственные награды и об этом знала вся страна и добрая часть мира.
      А вот нынче ледокол «Ямал», младший брат «Арктики», сходил на полюс четыре раза за сезон. С туристами на борту. И мало кто знает об этом. Знает тот, кто заплатил, да тот, кому заплатили.
      Что представляют собою круизные арктические рейсы. Что это за товар?

      «Ямал» – самый «полюсный» ледокол. На его счету уже 22 прихода на северную макушку планеты. И дело не только в том, что он помоложе своих собратьев из семьи 75-тысячников. У него и проходимость побольше благодаря пневмообмыву скул. На «Арктике» и на «Сибири» этой смазки еще не было.
      Но «Ямал» работает не только и не столько на круизах. В прошлом году, например, после них он еще 8 месяцев ходил по Северному морскому пути, занимаясь обычной проводкой.
      Круизы – тоже дело не простое. И начиналось оно со скрипом. Многих туристов отпугивала ядерная начинка ледоколов. «Из-за этого в 1994 году, - вспоминает нынешний капитан «Ямала» Александр   Лембрик, - пришлось идти на полюс двумя корпусами, совместно с дизельным ледоколом «Капитан Драницын», где поселились те туристы, которые опасались нашего «сердцебиения». На полюсе, впрочем, они пришли к нам в гости и убедились, что всё здесь не так страшно, как им представляется, все мы живы и здоровы».
      Деньги за погляденье редчайшей экзотики платятся немалые: до 20 и более тысяч долларов. И это тоже обязывает: надо соответствовать ценнику, показать и медведей, и моржей, и земли невиданные, а они дикие, не всегда показываются. Даже на землю не всегда и не везде удается высадиться из-за погоды. Тем более живность: киту или моржу не прикажешь, а и дожидаться, искать их особенно некогда, - для туристов уже заказаны билеты в обратный путь.
      Зато на самом ледоколе многое устроено в угоду дорогим пассажирам. Им отдана кают-компания в качестве ресторана и бара. Отданы лучшие каюты, вплоть до старпомовских. Для туристов отводится самое удобное время бассейна, сауны. Московская фирма «Посейдон» обеспечивает туристам доскональное обслуживание в рейсе: наняты повара из лучших столичных ресторанов, вышколенные стюарды, обеспечен насущный лекторий на основных языках, экспедиционный лидер, которым в этом круизе оказался Виктор Боярский, он же писатель и директор Института Арктики и Анкартики, обаятельный, исключительно моторный, зажигательный человек.
Время на ледоколе раздвоено. Экипаж живет по московскому, а туристы с «посейдоновцами» – по среднеевропейскому, всё у них происходит на два часа позже, в аристократическом режиме.
      Основной национальный состав в этом последнем круизе нынешнего года – японцы: 56 из 67. «Посейдон» вообще ориентируется на азиатов. Американцев и европейцев почти безраздельно завлекает и обслуживает американская туристическая фирма, с которой «Посейдон» пытается конкурировать и, по отзывам экипажа, это у нее неплохо получается: «посейдоновцы» стараются, увлекают русской размашистой щедростью.
      Александр Лембрик в десятый раз идет на полюс в качестве командира. Помню, говорит, одного американского старичка, который всюду опаздывал, потому что уже еле ходил. Я заметил это и по моей рекомендации старичка стали сопровождать, помогать ему. Но ближе к полюсу выяснилось, что он там намерен искупаться, а купание в Арктике, сами понимаете, для такого кризисного организма чревато. Но старичок уперся, это мечта его жизни. И пришлось потворствовать: выделил я четырех моряков, обмакнули охотника, удовлетворили, всё обошлось благополучно.
      Благополучным был и наш рейс. Особенно благодаря Земле Франца-Иосифа, ее островам, проливам и окрестностям. Здесь туристы увидели и китов, и дельфинов, и моржей. И даже белых медведей, для которых архипеелаг – дом родной. ЗФИ и для туристов в конечном счете оказывается подлинным центром, «полюсом» круиза. Здесь сосредоточено большинство красот, - «высокомерных», «высоколобых» отличий Арктики от нашего повседневного мира. Конечно, интересно даже и просто стоять у борта, следить как рушатся двухметровые льдины под мощным форштевнем «Ямала», поражая масштабом и своеобразием своего поведения. Но это разнообразие в рамках однообразия. Сам полюс – тоже только лед, символическая точка над четырехкилометровой глубиной водяного холода. А ЗФИ – это поразительная земля, уже почти не годная для человеческой жизни, но все еще годная для любования и любви.

2003
 


Рецензии
"...это поразительная земля, уже почти не годная для человеческой жизни, но все ещё годная для любования и любви". Вот такая она, Земля Франца-Иосифа. Действительно, интересная. Как славно пишете – всегда с удовольствием читаю Ваши заметки. Благодарю.

Марина Юрченко Виноградова   06.06.2023 06:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Марина. Вы сами как солнышко.

Владимир Смирнов 25   06.06.2023 08:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.