Не всякая мудрость впору
Тогда, помню, я чувствовал солидарность с ответом моего кумира. Но шли годы, я всё внимательнее присматривался к жизни, и понял, что данная мудрость, сформулированная раввином Гиллелем, жившем в ту же эпоху, что и Христос, далеко не всегда «работает», то есть не всегда действует положительно. В этой формуле мерилом нравственного поведения поставлен сам человек, а ведь люди очень разные, и по характерам, и по пристрастиям. Кто-то дня не может прожить без того, чтобы не втягивать других и не втягиваться самому в полемики и митинги, а другие предпочитают тихую жизнь вне подобных словесных и не только словесных схваток. Отсюда очевидно, что первым просто необходимо будоражить окружающих и ждать ответного возбуждения со стороны, а для других подобная практика невыносима. И ведь при этом и те, и другие в своем поведении следуют «правилу Гиллеля». Иными словами, то, что вы не хотите чего-то в отношении себя, вовсе не означает, что и другие этого не хотят. Вот такой непреложный факт получается.
Разумеется, в жизни самого Окуджавы правило Гиллеля работало вполне удовлетворительно, поскольку Булат Шалвович был человеком чутким и деликатным, то есть формировало его не только и не столько правило древнего раввина, сколько христианские представления о законах человеческого общежития. Без этой воспитанной чуткости и деликатности старинная заповедь Гиллеля ветшает и может, неожиданно обрушившись, навредить человеку.
Во всяком случае, мудрость Гиллеля здорово помолодеет, если мы к формуле «Не делай ближнему того, чего не желаешь себе» скромно добавим:
«Грамм чуткости килограмм валидола бережет».
Свидетельство о публикации №123060403364
Марина Юрченко Виноградова 04.06.2023 15:35 Заявить о нарушении
Владимир Смирнов 25 04.06.2023 17:45 Заявить о нарушении