44. О смысле зла
Все философские и религиозные системы главным образом характеризуются тем, чтО они говорят нам о природе добра и зла. К примеру, в христианстве зло не имеет самостоятельной метафизической основы, оно - недостаток добра. В зороастризме добро и зло - равноправные начала, в буддизме и то и другое - иллюзии. Уже по одному этому универсальная философия или религия - невозможны. Тем не менее, общее место многих философских и религиозных систем существует в более практической плоскости вопроса: в чем смысл зла? Один из ответов, который в некотором смысле все объединяет, таков: зло необходимо для нашего испытания. Зло каждый день испытывает нас: одних примитивно, других хитроумно или коварно и никто не может уклониться от этого испытания, даже его сознательные служители. Наш ответ на повседневное зло - это наш выбор и именно в нем - кульминация нашей свободы. Когда мы отвечаем добром на добро или злом на зло, мы действуем по некоторому подобию закона: в первом случае - по закону добра, во втором - по закону зла. Когда мы отвечаем злом на добро, мы злоупотребляем своей свободой. Апогей нашей свободы и нашего испытания наступает тогда, когда мы способны отвечать добром на зло. На этом пути испытание постоянно умножается, поскольку известная пословица: "Не сделай добра - не получишь зла" начинает работать в обратную сторону. Но именно в этом направлении лежит дорога к подлинному преображению реальности, преображению не по видимости, а по сути...
Рецензии