О фильме Иваново детство

Я хочу рассказать вам об одном художественном фильме. С первых его секунд я поняла, что он останется в моей памяти надолго. "Иваново детство" - военная драма, в которой рассказывается о двенадцатилетнем мальчишке, ставшем разведчиком. Великая Отечественная война лишила его детства: мать и сестрёнку расстреляли фашисты. Оставшись сиротой, Иван уходит в воинскую часть и становится неуловимым разведчиком. Но война есть война...
Понять глубокий смысл фильма, ощутить на себе переживания героев и перенестись в атмосферу происходящего помогает режиссёр картины А. Тарковский. И в начале фильма, и на протяжении всей ленты мы видим сны Ивана. Ему видится обыкновенное счастливое детство, мама, а в жизни - та страшная нелепость, которая просиходит, когда ребёнок вынужден воевать. По словам самого Тарковского сны, использованные в фильме - его реальные сны. Музыкальное оформление играет огромную роль в нашем восприятии картины. Мелодии, написанные В. Овчинниковым, переносят нас в центр событий. То напористая и ритмичная, музыка заставляет нас замирать и гадать, что же будет дальше, то нежная и лёгкая позволяет на секунду забыть о жестокой реальности и насладиться сценой знакомства старшего лейтенанта Гальцева и медсестры Маши. Всю важность музыкального сопровождения в фильме мы можем оценить в финальном эпизоде. Война закончилась, товарищ Вани - Гальцев, ходит по Рейхстагу и находит дела заключённых. Он перебирает и рассматривает их, пока не замирает безмолвно перед знакомой фотографией. Гальцев узнал, что Ваня казнён. В этот момент в ушах у лейтенанта зазвучала немецкая речь, сопровождаемая напряжённой мелодией, и шум вс; нарастал и нарастал, доводя трагический момент до точки кипения.
Раскрытию характеров персонажей также помогают костюмы. Конечно, благодар военной форме легко отличить подполковника, старшину, лейтенанта, но костюм Вани это нечто иное. Режиссёр сам выбирал одежду для 14-летнего Николая Бурляева: рвал рубахи, дырявил ватники, "фактурил" штаны.
Изначально съемками занимался Э. Абалов, но Мосфильм не принял его материал, и снимать картину заново был приглашён А. Тарковский. Он переписал сценарий, сохранив изначальную концовку рассказа В. Богомолова. Когда мы видим документальные кадры, на которых запечатлены убитые собственными родителями дети Геббельсов, мы начинаем понимать, что где бы мы ни находились, дети не должны страдать, погибать и воевать.
В сво;м фильме А. Тарковский не показывает масштабных боёв, сражений, не говорит каждую секунду о смелости и подвигах, а просто рассказывает об изуродованной войной судьбе мальчика. В картине вы не услышите криков "Ура! ", не увидите ни одного фашистского захватчика. Это и не нужно. Режиссёр показывает нам обратную сторону войны. Мы видим людей с поломанными судьбами, бойцов, тяжёлую жизнь фронта.
Операторская работа В. Юсова в фильме просто необыкновенна. Он показывает нам поля, с одиноко торчащими печными трубами, делает резкий и болезненный переход из снов Ивана в реальность, как будто разбивая зеркало, в которое можно увидеть прошлую жизнь, мирную жизнь. Внезапно в фильме пепелище сменяет стройный березняк. Несмотря на то, что фильм чёрно-белый, свет как средство выразительности играет здесь огромную роль. Во снах, которые являются воспоминаниями о прежней жизни Вани, он смеётся, улыбается, брызгается в речке с мамой, эти кадры более светлые. В реальной военной действительности нет светлых кадров, все темно и безнадежно. Ваня серьёзный и замкнутый, жажда мести горит в нём
Я считаю, что эту картину можно назвать синтезом искусств. Музыка, театр, фотография сочетаются в этом фильме

2019 год


Рецензии