Гражданин соврамши

Вообще-то, роман "Мастер и Маргарита" - это евангелие от Булгакова, то самое "шестое доказательство" бытия божьего, над которым потешались Берлиоз с Бездомным и оба (заметьте) были сурово наказаны за свою развязность.
 Берлиоз - натурально поплатился головой, а Бездомный - прошёл суровый путь катарсиса души и полного духовного обновления, граничащего с безумием. Что касается Понтия Пилата, то он получает прощение и вечный приют вовсе не от Га Ноцри, а по воле самого автора, выдумавшего этот персонаж, стало быть сам Булгаков дал полную легитимизацию воплощению зла в обмен на право творчества художника слова?!
 Роман Булгакова достаточно путаный и сомнительный с морально-этической точки зрения: ведь одно дело безнаказанно бесчинствовать в квартире Латунского с помощью нечистой силы и совсем другое - оправдывать тирана и диктатора Пилата!
А все прочие персоналии романа от "борова" Николая Ивановича, проведшего ночь на балу у Сатаны и до Азоизия Могарыча - стукача и хапуги, всё это не более чем осколки андерсеновского злого зеркала, засевшие в глазах и в сердцах обыкновенных земных людей, падких на червонцы и бесовские фокусы...


Рецензии
А как вам фильм? С уважением.

Сергей Карасёв 4   28.05.2023 22:49     Заявить о нарушении
Вы имеете в виду версию Бортко или Карры?
Я ещё смотрел и польский вариант экранизации романа и бесчётное число театральных постановок, в том числе : любимовский на Таганке, в театре на Юго-Западе, в Израиле (мюзикл).

Мне думается, что никому не удалось в полной мере воплотить текст романа.
У Карры - гениальный молодой Гармаш в роли Бездомного, у Любимова - Воланд в исполнении Смехова, у Бортко - хороши Азазелло , Маргарита, Варенуха и Римский.
Но в целом, такой универсальной многомерности и духа текста, как это удалось тому же Бортко в "Собачьем сердце", не удалось никому.

Олег Стоеросов   29.05.2023 07:14   Заявить о нарушении
Хотел бы я всё это увидеть в объме обрисованом Вами. Спрашивая за фильм я имел в виду сериал с Басилашвили в роли Воланда мне собственно сериал видится хроникальным и мне это импонирует.

Сергей Карасёв 4   29.05.2023 07:56   Заявить о нарушении
Единственное образ Иисуса не раскрыт(смазан "нежностью" и обречённостью) мне очень понравился в "страстях христовых"

Сергей Карасёв 4   29.05.2023 08:04   Заявить о нарушении
Понимаете какая штука.

В романе есть 4 героя, вокруг которых и завихряется всё действие.
Это: Воланд, Пилат , Га Ноцри и Мастер.
Воланд - очеловеченная версия Сатаны.
Пилат - некий собирательный образ диктатора и тирана.
Га Ноцрпи - олицетворение ипостаси духовности человека.
И, наконец, Мастер, - это Автор, выдумавший всех своих героев.

Но в каждом из этой четвёрки мы отчётливо видим некие мистические черты, т.е. все они - не вполне люди, а скорее литературные монстры, очеловеченные Автором, который и сам-то является заложником Воланда.

Хроникальность предполагает некий временной "шампур" на который "нанизаны", как куски мяса, исторические события , расположенные в определённом порядке, а в романе, все пласты (исторический, реальный, сатирический, мистический, философский, евангельский), тесно переплетены, перемешаны и неотделимы один от другого.
Одним из достоинств этого романа - является его необыкновенная пластичность и органика, но в этом же и заключается сложность восприятия читателем и зрителем при попытках экранизаций и театральных интерпретаций.

Олег Стоеросов   29.05.2023 08:15   Заявить о нарушении
А это не вполне Иисус, это скорее "идиот" Достоевского, мятущийся среди людей и сводящий их с ума своей неземной добротой и светом.

Га Ноцри оставляет в мире единственного и верного ученика-последователя - Левия Матвея.

А Берлиоз (с помощью "происков" Воланда) - способствует реинкарнации поэта Бездомного, в профессора истории и философии - Ивана Николаевича Понырёва.

В небытие уходит Пилат.

Олег Стоеросов   29.05.2023 08:23   Заявить о нарушении
Под хроникальностью я имел в виду точное следование повествованию.

Сергей Карасёв 4   29.05.2023 08:56   Заявить о нарушении
Не просто уходит Пилат, а оставляет всем надежду.

Сергей Карасёв 4   29.05.2023 08:58   Заявить о нарушении
Это да, но вставки с человеком во френче и сапогах, НКВДшника, меня откровенно говоря раздражали.
Это уже всё было сделано нарочито и конъюнктурно.

Насчёт надежды - не понял. Пилат прощён автором, т.е. Булгаков оправдывает тиранию и диктатуру в обмен на право художника творить.
А то, что автор оставляет за одним своим героем опцию искать ИСТИНУ в спорах с другим героем, так это не более, чем авторская уловка.

Олег Стоеросов   29.05.2023 10:09   Заявить о нарушении
Прощен т е делать то что по силам в надежде на правый суд.

Сергей Карасёв 4   29.05.2023 15:45   Заявить о нарушении
Как вы думаете, Сергей, при всей собирательности образа Пилата, чьи черты в нём всё таки превалируют, кого "замаскировал" под "губителя Пилата в плаще с кровавыим подбоем у ног которого многие века блестит невысыхающая кровавая лужа"-?

Не знаю читали ли вы "Золотую розу" К.Паустовского, в которой есть такой эпизод.
Полуопальный Булгаков в компании тогдашних советских литераторов, на даче, блещет остроумием и устными рассказами, в которых якобы он сам (т.е. Булгаков) беседует с самим Сталиным.
-Вот вхожу я к нему по приглашению в Кремль, а Сталин поглядел на меня и спрашивает: "Что же это ты в таких потёртых брюках ходишь?"
-Так капиталы мои скудные, - отвечает ему Булгаков.
Нажимает Сталин какую-то кнопку и тотчас входит хмырь с малиновыми петлицами, а Сталин ему так сурово и говорит: "Что же это вы, дармоеды, одного видного русского писателя одеть не можете?"
И вот ведут меня на одёжный склад и одевают с ног до головы по первому разряду!
Возвращаюсь я в кабинет, а Сталин мне говорит: "Вот, Миша, все кругом только и слышу, как говорят: "Гений, гений, а рюмку коньяка выпить не с кем!"

Ну и т.д. в таком же духе.

За этой шутовской ширмой трёпа и ёрничества, Булгаков глубоко и серьёзно размышлял о роли Сталина в судьбе России и эти мысли и виртуальные диалоги очень напоминали беседы Пилата гуляющего по укатанной маслом лунной дороге с Га Ноцри?!
И Булгаков выписывает тирану индульгенцию, не дожидаясь божьего суда - вот в чём суть и соль всей этой чертовщины!

Олег Стоеросов   29.05.2023 16:28   Заявить о нарушении
Я не думаю что следует ждать порядка от Булгакова.

Сергей Карасёв 4   29.05.2023 17:52   Заявить о нарушении
Он художник кричащего хаоса.

Сергей Карасёв 4   29.05.2023 17:54   Заявить о нарушении
По крайней мере по душевному воздействию.

Сергей Карасёв 4   29.05.2023 17:56   Заявить о нарушении
А насчёт кого замаскировал - расчётливого праведника(только расчёт пришлось ждать долго)

Сергей Карасёв 4   29.05.2023 18:00   Заявить о нарушении
Ну что вы?

Булгаков происходил из семьи профессора духовной академии, получил капитальное всесторонее общее образование, стал дипломированным практикующим медиком, а по своим общественно-политическим взглядам Булгаков был убеждённым монархистом.
Поэтому диктатура тирании в лице Сталина , для Булгакова была вполне приемлемым вариантом, наиболее близким к абсолютистской монархии в основе которой лежали строгие каноны порядка и закона державной власти.

Олег Стоеросов   29.05.2023 18:03   Заявить о нарушении
Так если брать монархию как одно нечто то воздействие будет многоликим взависимости от разнообразных обстоятельств подхода.

Сергей Карасёв 4   29.05.2023 18:09   Заявить о нарушении
А тем более монархия Сталина. Конечно воздействие можно будет разделить на группы и подгруппы и возможно таковых окажется достаточно много.

Сергей Карасёв 4   29.05.2023 18:15   Заявить о нарушении
Не согласен с вами в том, что Булгаков "певец кричащего хаоса" и прочих "стохастических протуберанцев мыслей и эмоций".

Стиль письма Булгакова подчинён очень строгому и капитальному логическому построению сюжетных линий, убедительной логике поведения героев в заданных автором обстоятельствах.

Читая, к примеру, "Мастера", у меня создавалось ощущение того, что автор, словно бросает в воду камешки затравки всех своих сюжетных линий и проч., от которых расходятся правильные концентрические окружности подтекста.

Помните, как в самом начале второй части романа, в которой появляется герой Мастер, булгаков пишет о том, как Мастер вдохновенно работал над своим романом и ещё в разгаре работы над ним, он уже знал, что последними словами в романе будут: "Всадник золотое копьё, Пятый Прокуратор Иудеи - Понтий Пилат", т.е. Булгаков держал в своей гоглове очень чёткий и строгий композиционный план романа и воплощал его на бумаге в соответствии с замыслом!

Булгакова, как и его героя Воланда, бесило и раздражало то обстоятельство, что в советской России, чего ни хватишься, ничего нет - ни бога, ни дьявола, только сплошной атеизм.

Олег Стоеросов   29.05.2023 18:25   Заявить о нарушении
Я может несколько эмоционально выразился но при этом уточнил хаос по душевному воздействию что то сродни большому взрыву по тому сколько эмоций вызывает плюс сконцентрированное разнообразие действий. Я когда эта книга попалась мне в руки начав читать остановился (дословно) только когда прочёл полностью. И эйфории от прочтения коллосальной и полученной более не припоминаю.

Сергей Карасёв 4   29.05.2023 19:55   Заявить о нарушении
А насчёт России и Воланда полагаю что атеизм перерос в остервенелую уверенность.

Сергей Карасёв 4   29.05.2023 19:59   Заявить о нарушении
А вот у меня всё было по нисходящей. Сперва ошеломление, восторг, затем стал анализировать прочитанное более трезво и холодно, а это, в свою очередь, переросло в критическое отношение и осознание того, что "Мастер" - это не верх достижений человечества в области художественной литературы.

Я думаю (просто уверен), что за время написания романа (с 1928-го и по 1940-ой годы), менялись и взгляды Булгакова, и сентенции, и оценки реалий.

Олег Стоеросов   29.05.2023 20:20   Заявить о нарушении
И вы правы что в последствии эйфория уходит в том числе и как то: после прозрения начинаешь себя чувствовать (простите) дураком.

Сергей Карасёв 4   29.05.2023 20:37   Заявить о нарушении
А насчёт "мастера" мне ближе Ремарк и Хименгуэй, ну и Толстой

Сергей Карасёв 4   29.05.2023 20:40   Заявить о нарушении
И отдельно Лем и Желязны и Стругацкие.

Сергей Карасёв 4   29.05.2023 20:44   Заявить о нарушении
Если говорить о романном жанре, то я отдаю приоритет таким авторам, как: Флобер, Достоевский, Фолкнер, Набоков, Трифонов, Теккерей, Житков ("Виктор Вавич"), Шолохов ("Тихий Дон"), Платонов, Эко, Фаулз, Маканин, Джойс, Гессе.

Олег Стоеросов   29.05.2023 21:05   Заявить о нарушении
Я не столь начитан и даже из названных мною авторов знаком лишь с немногими образчиками за исключением фантастики там
я проглотил почти всё особенно у Стругацких и Лема

Сергей Карасёв 4   29.05.2023 21:19   Заявить о нарушении
У меня просто был период особенный когда можно было достаточно много читать в остальном же я повеса и попросту балдел иногда почитывая то что интересно мне. А да, ну и конечно же школьные годы чтение было на первом месте.

Сергей Карасёв 4   29.05.2023 21:28   Заявить о нарушении
За школьные годы наверно не совсем на первом месте но по крайней мере в приоритете.

Сергей Карасёв 4   29.05.2023 21:36   Заявить о нарушении
К Толстому у меня отношение сложное и противоречивое.
Мне нраваятся у него отдельные куски "Войны и мира", "Казаки", "Холстомер", "Хозяин и работник", "Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната", остальное же - я не приемлю.
Ремарк и отчасти Хемингуэй - это писатели, чьё творчество ценно для становления жизненных позиций и поиска идеалов в юности и в молодости.
Ремарк для меня - это безусловно "На Западном фронте без перемен" и "Три товарища", а Хемингуэй - "Фиеста".

Что же касается фантастики - то здесь я профан, читал в этой области мало и бессистемно, но люблю Стругацких, Лема, Бредбери, Беляева и Булычова.

Олег Стоеросов   30.05.2023 06:52   Заявить о нарушении
Толстой - война и мир, Ремарк - триумфальная арка, Хименгуэй - по ком звонит колокол. Я как видите вовсе не оригинал. А фантастику (за исключением фэнтези) проглотил в достаточно большом объёме.

Сергей Карасёв 4   30.05.2023 07:46   Заявить о нарушении