Гражданин соврамши
Берлиоз - натурально поплатился головой, а Бездомный - прошёл суровый путь катарсиса души и полного духовного обновления, граничащего с безумием. Что касается Понтия Пилата, то он получает прощение и вечный приют вовсе не от Га Ноцри, а по воле самого автора, выдумавшего этот персонаж, стало быть сам Булгаков дал полную легитимизацию воплощению зла в обмен на право творчества художника слова?!
Роман Булгакова достаточно путаный и сомнительный с морально-этической точки зрения: ведь одно дело безнаказанно бесчинствовать в квартире Латунского с помощью нечистой силы и совсем другое - оправдывать тирана и диктатора Пилата!
А все прочие персоналии романа от "борова" Николая Ивановича, проведшего ночь на балу у Сатаны и до Азоизия Могарыча - стукача и хапуги, всё это не более чем осколки андерсеновского злого зеркала, засевшие в глазах и в сердцах обыкновенных земных людей, падких на червонцы и бесовские фокусы...
Свидетельство о публикации №123052606760
Я ещё смотрел и польский вариант экранизации романа и бесчётное число театральных постановок, в том числе : любимовский на Таганке, в театре на Юго-Западе, в Израиле (мюзикл).
Мне думается, что никому не удалось в полной мере воплотить текст романа.
У Карры - гениальный молодой Гармаш в роли Бездомного, у Любимова - Воланд в исполнении Смехова, у Бортко - хороши Азазелло , Маргарита, Варенуха и Римский.
Но в целом, такой универсальной многомерности и духа текста, как это удалось тому же Бортко в "Собачьем сердце", не удалось никому.
Олег Стоеросов 29.05.2023 07:14 Заявить о нарушении
Сергей Карасёв 4 29.05.2023 07:56 Заявить о нарушении
Сергей Карасёв 4 29.05.2023 08:04 Заявить о нарушении
В романе есть 4 героя, вокруг которых и завихряется всё действие.
Это: Воланд, Пилат , Га Ноцри и Мастер.
Воланд - очеловеченная версия Сатаны.
Пилат - некий собирательный образ диктатора и тирана.
Га Ноцрпи - олицетворение ипостаси духовности человека.
И, наконец, Мастер, - это Автор, выдумавший всех своих героев.
Но в каждом из этой четвёрки мы отчётливо видим некие мистические черты, т.е. все они - не вполне люди, а скорее литературные монстры, очеловеченные Автором, который и сам-то является заложником Воланда.
Хроникальность предполагает некий временной "шампур" на который "нанизаны", как куски мяса, исторические события , расположенные в определённом порядке, а в романе, все пласты (исторический, реальный, сатирический, мистический, философский, евангельский), тесно переплетены, перемешаны и неотделимы один от другого.
Одним из достоинств этого романа - является его необыкновенная пластичность и органика, но в этом же и заключается сложность восприятия читателем и зрителем при попытках экранизаций и театральных интерпретаций.
Олег Стоеросов 29.05.2023 08:15 Заявить о нарушении
Га Ноцри оставляет в мире единственного и верного ученика-последователя - Левия Матвея.
А Берлиоз (с помощью "происков" Воланда) - способствует реинкарнации поэта Бездомного, в профессора истории и философии - Ивана Николаевича Понырёва.
В небытие уходит Пилат.
Олег Стоеросов 29.05.2023 08:23 Заявить о нарушении
Сергей Карасёв 4 29.05.2023 08:56 Заявить о нарушении
Сергей Карасёв 4 29.05.2023 08:58 Заявить о нарушении
Это уже всё было сделано нарочито и конъюнктурно.
Насчёт надежды - не понял. Пилат прощён автором, т.е. Булгаков оправдывает тиранию и диктатуру в обмен на право художника творить.
А то, что автор оставляет за одним своим героем опцию искать ИСТИНУ в спорах с другим героем, так это не более, чем авторская уловка.
Олег Стоеросов 29.05.2023 10:09 Заявить о нарушении
Сергей Карасёв 4 29.05.2023 15:45 Заявить о нарушении
Не знаю читали ли вы "Золотую розу" К.Паустовского, в которой есть такой эпизод.
Полуопальный Булгаков в компании тогдашних советских литераторов, на даче, блещет остроумием и устными рассказами, в которых якобы он сам (т.е. Булгаков) беседует с самим Сталиным.
-Вот вхожу я к нему по приглашению в Кремль, а Сталин поглядел на меня и спрашивает: "Что же это ты в таких потёртых брюках ходишь?"
-Так капиталы мои скудные, - отвечает ему Булгаков.
Нажимает Сталин какую-то кнопку и тотчас входит хмырь с малиновыми петлицами, а Сталин ему так сурово и говорит: "Что же это вы, дармоеды, одного видного русского писателя одеть не можете?"
И вот ведут меня на одёжный склад и одевают с ног до головы по первому разряду!
Возвращаюсь я в кабинет, а Сталин мне говорит: "Вот, Миша, все кругом только и слышу, как говорят: "Гений, гений, а рюмку коньяка выпить не с кем!"
Ну и т.д. в таком же духе.
За этой шутовской ширмой трёпа и ёрничества, Булгаков глубоко и серьёзно размышлял о роли Сталина в судьбе России и эти мысли и виртуальные диалоги очень напоминали беседы Пилата гуляющего по укатанной маслом лунной дороге с Га Ноцри?!
И Булгаков выписывает тирану индульгенцию, не дожидаясь божьего суда - вот в чём суть и соль всей этой чертовщины!
Олег Стоеросов 29.05.2023 16:28 Заявить о нарушении
Сергей Карасёв 4 29.05.2023 17:52 Заявить о нарушении
Сергей Карасёв 4 29.05.2023 18:00 Заявить о нарушении
Булгаков происходил из семьи профессора духовной академии, получил капитальное всесторонее общее образование, стал дипломированным практикующим медиком, а по своим общественно-политическим взглядам Булгаков был убеждённым монархистом.
Поэтому диктатура тирании в лице Сталина , для Булгакова была вполне приемлемым вариантом, наиболее близким к абсолютистской монархии в основе которой лежали строгие каноны порядка и закона державной власти.
Олег Стоеросов 29.05.2023 18:03 Заявить о нарушении
Сергей Карасёв 4 29.05.2023 18:09 Заявить о нарушении
Сергей Карасёв 4 29.05.2023 18:15 Заявить о нарушении
Стиль письма Булгакова подчинён очень строгому и капитальному логическому построению сюжетных линий, убедительной логике поведения героев в заданных автором обстоятельствах.
Читая, к примеру, "Мастера", у меня создавалось ощущение того, что автор, словно бросает в воду камешки затравки всех своих сюжетных линий и проч., от которых расходятся правильные концентрические окружности подтекста.
Помните, как в самом начале второй части романа, в которой появляется герой Мастер, булгаков пишет о том, как Мастер вдохновенно работал над своим романом и ещё в разгаре работы над ним, он уже знал, что последними словами в романе будут: "Всадник золотое копьё, Пятый Прокуратор Иудеи - Понтий Пилат", т.е. Булгаков держал в своей гоглове очень чёткий и строгий композиционный план романа и воплощал его на бумаге в соответствии с замыслом!
Булгакова, как и его героя Воланда, бесило и раздражало то обстоятельство, что в советской России, чего ни хватишься, ничего нет - ни бога, ни дьявола, только сплошной атеизм.
Олег Стоеросов 29.05.2023 18:25 Заявить о нарушении
Сергей Карасёв 4 29.05.2023 19:55 Заявить о нарушении
Сергей Карасёв 4 29.05.2023 19:59 Заявить о нарушении
Я думаю (просто уверен), что за время написания романа (с 1928-го и по 1940-ой годы), менялись и взгляды Булгакова, и сентенции, и оценки реалий.
Олег Стоеросов 29.05.2023 20:20 Заявить о нарушении
Сергей Карасёв 4 29.05.2023 20:37 Заявить о нарушении
Сергей Карасёв 4 29.05.2023 20:40 Заявить о нарушении
Олег Стоеросов 29.05.2023 21:05 Заявить о нарушении
я проглотил почти всё особенно у Стругацких и Лема
Сергей Карасёв 4 29.05.2023 21:19 Заявить о нарушении
Сергей Карасёв 4 29.05.2023 21:28 Заявить о нарушении
Сергей Карасёв 4 29.05.2023 21:36 Заявить о нарушении
Мне нраваятся у него отдельные куски "Войны и мира", "Казаки", "Холстомер", "Хозяин и работник", "Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната", остальное же - я не приемлю.
Ремарк и отчасти Хемингуэй - это писатели, чьё творчество ценно для становления жизненных позиций и поиска идеалов в юности и в молодости.
Ремарк для меня - это безусловно "На Западном фронте без перемен" и "Три товарища", а Хемингуэй - "Фиеста".
Что же касается фантастики - то здесь я профан, читал в этой области мало и бессистемно, но люблю Стругацких, Лема, Бредбери, Беляева и Булычова.
Олег Стоеросов 30.05.2023 06:52 Заявить о нарушении
Сергей Карасёв 4 30.05.2023 07:46 Заявить о нарушении