По конкурсу - Любовь нечаянно нагрянет

http://stihi.ru/2023/04/21/3984 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2023/05/25/5365 - Итоги конкурса

Мне всегда казалось, что любовная лирика - это самый распространенный жанр на нашем сайте - именно с него большинство авторов начинают свой путь в поэзию. И в этом нет ничего удивительного: когда еще, как не в состоянии влюбленности, человеку хочется выразить себя и легче всего сочиняются стихи, причем стихи , полные энергии - эмоциональные, искренние, рождающиеся без особых усилий!  Я почти два года не предлагала этот жанр в ТМА в качестве конкурсного задания и подумала, что это неправильно: хочется и его рассмотреть, а заодно и расширить круг наших постоянных участников, среди которых, увы, не так уж много лиц, находящихся в состоянии влюбленности в настоящее время. В лучшем случае они могут представить на конкурс свои старые стихи, написанные тогда, когда они были влюблены. Жанр любовной лирики лучше всего удается тем, кто охвачен чувством,  этим особым состоянием души, к сожалению, не длящимся долго.

Согласно конкурсному заданию требовалось представить стихи о любви, написанные в жанре любовной лирики и раскрывающие фразу «Любовь нечаянно нагрянет». Стиль письма и содержание могли быть разными (все мы переживаем и описываем свои чувства по-разному!), главное, чтобы стихи были написаны правильным литературным языком, желательно с умелым использованием подходящих для раскрытия содержания средств поэтической речи.

 Любовная лирика, так же как и пейзажная,  неразрывно связана с литературным образным, иногда даже возвышенным стилем речи. Всякие банальности, пошлый юмор,  любой сниженный стиль речи в этих жанрах не уместен, это не только не годится, но и убеждает читателя, что стихи сочинены не о любви, а о чем-то другом - о поиске партнера для развлечения, о собственных эгоистических желаниях, о кратковременных  страстях или о холодной рассудочности и надуманном "красивом" пустословии на тему любви - о чем угодно, но только не о высоком чувстве. По стихам всегда видно, в каком состоянии души они написаны. Единственное исключение - наличие у автора актерских способностей перевоплощаться в любой заданный образ и сочинять то, чего в настоящий момент нет. Но это не всем дано.

Таился в этом конкурсе и некоторый подводный камень. Нужно было уметь отличать жанр «любовной лирики»  от жанра «рассказа в стихах». В последнем  рассказывается о чьей-то любви или автор вспоминает и выносит суждения о том, что было и к чему потом пришло, или просто мудрствует на тему любви. Таких рассказов о любви вместо любовной лирики (искреннего, доверительного  монолога в первом лице) было предложено на конкурс довольно много. Названию конкурса соответствовала только ТЕМА стихов - стихи были про любовь, но не соответствовал ЖАНР - любовная лирика. Кстати, кто-нибудь из вас еще помнит определение лирики?

Лирика, точнее, лирическая поэзия — это род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора. Поэтому почти всегда истинно лирическое стихотворение пишется от первого лица единственного числа (от имени Я, а не МЫ или ОНИ). При этом Я - не обязательно автор стихов, это может быть и лирический герой (героиня) стихотворения.

Сделаем вывод. Стихи, в которых автор рассказывает  о любви, совершенно не обязательно написаны в жанре любовной лирики. Очень часто это совсем другие жанры, в том числе, и шуточные. Чаще всего - "рассказ в стихах". Покажу это на конкретном примере произведения одного из конкурсантов:

11. ОДНАЖДЫ… ВИТА ОСЕННЯЯ

Она влюбилась в приятный голос,
был разум против, а тело – за.
Не рассмотрела... «король-то голый» –
огонь обманный в его глазах.
Раскинул ловко паучьи сети,
опутал жертву шелками слов,
и мотылёк был на ужин съеден –
финал лав стори, увы, не нов.

Ошибка женщин – любить ушами,
готовы кушать горстями ложь,
любовь смывая потом слезами,
поняв в итоге – цена ей грош.
И постепенно черствеет сердце,
в глазах – не искра, блестит металл,
и рядом трудно теперь согреться,
пропала вера, ушла мечта....

Но вдруг однажды под дерзким взглядом
пытливых, умных, серьёзных глаз
промчалось в сердце опять торнадо
и в сорок бабьих, как в первый раз.
Сквозь прочность стали пробилась нежность,
и беззащитность пришлась к лицу.
Сомненья душу терзают реже –
почти готова идти к венцу.

Выразительные и умные стихи, но это рассуждения о любви, а не любовная лирика. По части качества стихов - отлично, все понравилось, кроме разве что «лав стори»: я не любитель иностранных заменителей того, что можно и родным языком нормально обозначить, даже если в разговорной речи это выражение хорошо прижилось и даже въелось в нашу речь... Принять этот факт можно, но поэзию все равно лучше избыточной иностранщиной не осквернять.

А теперь предлагаю почитать выборку произведений наших участников, которые мне больше всего понравились.

**************************************************

4. ИСКУС. ТАТЬЯНА ПОГРЕБИНСКАЯ 

Ах этот искус чёрных глаз
С каким-то дьявольским свеченьем!
Я против воли обожглась
Высоковольтным излученьем...

Ах этот искус нежных уст,
Надменно-аскетичных с виду!
Хочу попробовать на вкус
Их затаённую обиду...

Ах этот искус крепких рук!
С ума сойду, коль не придётся
Всей кожей ощутить, как вдруг
Их полукруг на мне замкнётся…

Классический прием рефрена начала  всех строф "Ах этот...", который делает акценты на физические черты возлюбленного - глаза, уста, руки. Они здесь не главные - главные то, что в душе ЛГ, обращая наше внимание на внешнее, ЛГ  приемом использования рефрена описывает свое внутреннее состояние: «Я против воли обожглась высоковольтным излученьем...». Отличная авторская метафора! И поскольку я все равно должна хоть к чему то придраться, придерусь только к надуманному объединению определений «Надменно-аскетичный». Они все же описывают разные по виду проявления и потому не стоит их объединять в одно слово, я бы написала их через запятую: «Надменных, аскетичных с виду!»

6. В НОЧНОМ КАФЕ. ЕВГЕНИЯ БЕЛТО

В ночном кафе за маленьким столом
Среди таких же грустных одиночек
Я заказала кофе с молоком
И сделала из прошлого глоточек:

В кофейне на десятой авеню
Сидели мы за дЕнь до расставанья,
Листала я взволнованно меню,
Официант ждал наших пожеланий,

Ругалась громко пара у окна,
Что юноша забыл о дне влюбленных,
Ты заказал два кофе и вина,
А я ждала признаний. Как ребенок

Обиделась, а ты не понимал,
Зачем нужны какие-то признанья.
От чувств к тебе сходила я с ума,
А ты держал меня на расстоянье.

С тех пор мне не пожать твоей руки,
До глаз родных не дотянуться взглядом.
Мы много лет с тобою далеки,
Но кофе пью, и кажется, ты - рядом.

А здесь история любви от первого лица, история, полная искренний чувств ЛГ: «От чувств к тебе сходила я с ума, а  ты держал меня на расстоянье». История, от которой щемит сердце и приходят на память собственные воспоминания - личные. Хорошие стихи.

10. НАЗОВИ ЭТО ЛЮБОВЬЮ. ЕКАТЕРИНА ПАДУКОВА

Если "Хорошо" и "Плохо" сложить -
получится жизнь,
такая, какая есть,
такая, какую несть
одной ли, с тобою -
назови это любовью.

А у меня другое:
комом слова в горле,
не складывается слово "счастье"...
Ты говоришь: сейчас я,
и исчезаешь надолго,
превращаясь в дни-слоги
болей моих, стонов,
улиц, трамвайных звонов...
 
Оглянусь - ну что за жизнь?..
Но позвонишь,
спросишь: скучала?
И всё хорошо.
Всё сначала.

Автор этих стихов  не умеет писать стандартно - в ее конкурсных стихах всегда либо тоническая система стихосложения, либо вольное построение строфы. Правда, это всегда - талантливо, со своим лицом. Здесь, если въедливо разбирать,  все сделано по классике, и рифмовка, и строфность, но звучит все равно небанально, в каждой полустроке - эмоция. Нет длинных рассуждений или  описания событий, все стихотворение - выплеск душевного состояния человека, которого коснулась любовь: «...и исчезаешь надолго, превращаясь в дни-слоги болей моих, стонов, улиц, трамвайных звонов...». Вся жизнь ЛГ состоит из двух частей - ожидания и частичного осуществления этого ожидания. Здорово написано!

12. БЕЗУДЕРЖНАЯ СИЛА. ВЛАДИМИР ДЕМИДОВ ПП   

Ночь была волшебно-бесконечной,
был шатёр из звёзд, постель из трав…
Ты была игривой и беспечной,
нежной, пылкой, страстной… Но, устав,

ты спала ребёнком в колыбели -
безмятежно, сладко. До утра
птицы или ангелы нам пели,
гасли в небе искры от костра…

Я смеялся яркому восходу
и играл на солнечных лучах,
сочинял торжественную оду,
в небо строки весело крича.

Всё перемешалось утром этим:
пчёл жужжанье, птичьи голоса
и лихой степной бродяга ветер,
солнце, воздух, травы, небеса…

Пью коктейль, что лето подарило,
в аромате августа плыву.
Красоты безудержная сила
предо мной танцует наяву.

Молодая, звонкая, шальная,
кружит юбок пёстрых хоровод…
Я иду за ней.
Куда?
Не знаю.
Важно, что она меня зовёт.

Мужские стихи, написанные в жанре любовной лирики, хорошо написано - не к чему придраться: красивый язык, радостное состояние души лирического героя. Есть очень удачные образы, такие как: «в небо строки весело крича», «в аромате августа плыву», «красоты безудержная сила предо мной танцует наяву». Но самая сильная по воздействию на читателя строка - последняя: «Я иду за ней. Куда? Не знаю. Важно, что она меня зовёт».

21. ОЖИДАНИЕ. МИННИАХМЕТОВА ЮЛИАНА

Я не знаю, когда и как именно
появилась тончайшая нить.
Я храню медальон с твоим именем –
обещание вечно любить.
Я зову тебя сердцем и памятью,
уповая на ясность мечты.
Помоги мне с отчаяньем справиться –
забери меня из темноты.
Искупай в чистом озере нежности,
напои лаской светлой души.
Я молюсь о тебе, милый, где же ты?
Верю истово – всё ещё жив…

Дочь с порога на кухню – стремительно:
разогреть, накормить и уйти.
Ей претит боль от нити невидимой,
ей меня бы на землю спустить –
рук дрожащих коснуться ладонями,
заглянуть в глубину блёклых глаз,
утомлённых ночами бессонными –
ободрить парой ласковых фраз.
Но во взгляде – печаль ожидания.
В волосах – мягкий снег седины.
Дочь на службу опять опоздает и
молча снимет портрет со стены.
И, наверное, раз уже в сотенный
будет слушать рассказы о Нём –
о пропавшем на битве за Родину,
о несбывшемся счастье моём…

Любовь может быть направлена и на погибшего человека, и тогда она принимает другую форму, она ни с кем не соперничает и не угасает. Вот как в этих стихах, описывающих чувство женщины («Я зову тебя сердцем и памятью...», «Я молюсь о тебе, милый, где же ты? Верю истово – всё ещё жив…»)  и дочери («ей меня бы на землю спустить – рук дрожащих коснуться ладонями, заглянуть в глубину блёклых глаз, утомлённых ночами бессонными – ободрить парой ласковых фраз»). Стихи с интересной композицией, написаны литературным  и правильным языком о трагически «несбывшемся счастье» ЛГ.

24. Я ТОБОЙ НЕ ЖИВУ... НАДЕЖДА КУЛЬЧИЦКАЯ 2   

Я  тобой  не  живу,
Но  и  жизнь  без  тебя
Мне  не  в  радость...
Я  тобой  не  дышу,
Но  и  вдох  без  тебя
Мне  не  мил...
Я  твой  взгляд  не  ловлю!
Только  сердце
Наполнила  сладость,
Как  увижу  тебя,
То  лишаюсь
И  слуха,  и  сил...

Я  тебе  не  скажу
Даже  краткого  слова.
Все,  чем   сердце  болит,
Я  доверю  и  сну,
И  перу...
Поброжу  под  дождем,
Успокоюсь...
Но  снова,  и  снова
Повторю  одну  фразу:
Умру!  Без  тебя
Я - умру!...

Всего два катрена, написанных от первого лица, но сколько в стихах эмоции! Возможно, эмоций чуть преувеличенных, но зато непосредственных и  искренних: «Как  увижу  тебя, то  лишаюсь и  слуха,  и  сил...» (точнее было бы "КАК увижу, ТАК лишаюсь"). «Я  тобой  не  дышу, но  и  вдох  без  тебя мне  не  мил...». Очень точно передано стихами состояние, в котором многие побывали в своей жизни, будучи совсем молодыми...

29. ТВОЙ ГОРОД. НИКА ГИР   

Я приеду в твой город. На нём от любви есть печать.
Вновь сольюсь со спешащей толпой, стану будто безликой.
Помню, при расставаньи нашла в себе силы молчать,
в тот момент, когда сердце моё разрывалось от крика.

Ты ведь тоже молчал, хоть надрывно кричали глаза.
Ты меня обнимал, так как солнце весь мир обнимает.
Мы прощались с тобою… И плакал дождями вокзал,
словно всё, что случилось меж мной и тобой, понимая.

Как насмешка судьбы – то, что встретились поздно с тобой.
Я де-факто с другим, да и ты не свободен де-юре.
Оба знаем, что это – любовь, неземная любовь.
Но несчастными делать других – не для нас процедура.

Этот город мне станет  прошедшим этапом в судьбе,
с ним прощаться приеду, чтоб больше сюда не вернуться.
Я найду в себе силы навеки забыть о тебе
и уйти, убежать, улететь так, чтоб не оглянуться.

Дам себе обещанье, что стану счастливой опять,
осознав, наконец, что не стоит «ходить по карнизу».
Я поеду на юг, чтоб покой для души отыскать –
с ароматом прибоя и вкусом пьянящего бриза.

Окунусь в безмятежность волны и небес благодать,
запивая коктейлями звёзд новой жизни начало.
Сердце болью кричит, но сама я умею молчать.
Я люблю эту жизнь... даже если тебя в ней так мало.

Стихи хорошо написаны, рукой мастера. И язык хорош, и образы: «хоть надрывно кричали глаза», «чтоб покой для души отыскать – с ароматом прибоя и вкусом пьянящего бриза», «запивая коктейлями звёзд новой жизни начало». Красиво написано, но все же немного рассудочно для любящей - мне почему-то не верится, что любовь действительно присутствует  и наполняет жизнь лирической героини этих стихов в момент их написания. «Оба знаем, что это – любовь, неземная любовь. но несчастными делать других – не для нас процедура». «Окунусь в безмятежность волны и небес благодать, запивая коктейлями звёзд новой жизни начало».

36. В МЯГКОСТИ ШЕЛКОВОЙ ШАЛИ. ТАТЬЯНА ШАДУЯ   

В мягкости шёлковой шали,
В кружеве платья – легка!
Словно плывёшь, и едва ли
Взгляд мой увидишь. Строка
Вслед за тобой, тороплива…

Юного мая кипень.
Вишня цветёт, вторит слива,
В белых одеждах твой день.
В зарослях райского сада
Солнечны блики травы.
Ты, моей жизни отрада,
Не повернёшь головы,
Не улыбнёшься... В мечтаньях –
Тихое счастье и впредь.
Скромных цветочков касанье,
К небу готовых лететь,
Вдаль от старинной усадьбы.
Пух одуванчиков бел...

Любишь ли ты меня, знать бы?
Раньше и думать не смел…

Тонко передающая чувства, красивая любовная лирика, где много внимания отведено пейзажу, но он в стихах дается не сам по себе, а отражает настроение ЛГ: «В белых одеждах твой день. В зарослях райского сада солнечны блики травы. Ты, моей жизни отрада, не повернёшь головы, не улыбнёшься...» - героине важна не столько красота весеннего дня, сколько то, что любимый этой красоты не видит «не повернет головы», а еще точнее, что он не замечает саму ЛГ - « едва ли взгляд мой увидишь...». Для героини стихов нет определенности в отношениях, у нее только «в мечтаньях – тихое счастье и впредь». В концовке стихов загадочная фраза: «Любишь ли ты меня, знать бы? Раньше и думать не смел…» Что значит это «не смел думать?» Сюжет стихов не раскрывает смысла этой многозначной фразы.

37. ПРИВЕТ, КАК ТЫ ТАМ? ДАРИНА ГУСАРОВА

Ты был прав, я на грани не сдаться тебе написать –
Пару строчек: «привет, как ты там?» или что там обычно пишут?..
Я не справилась, ты победил. Каково побеждать,
Когда знаешь, что побеждённый тобою дышит?

Я бы очень хоте....хотеть  не вредно.
Ты же тоже чего-то хочешь...
А по мне как всегда заметно,
Что мой план оказался не очень.

Знаю, лучше с тобой ни минуты,
А я -  вечность бы снова и снова.
Пореветь, а потом целый день рассекать надутой.
Хоть по правде сказать - задушить от любви готова.

Ну а ты – дай мне знать, когда заново будет можно:
Я тебе столько раз напишу, сколько выдержит ручку рука.
Ты меня извини – я привыкла быть осторожной.
Никогда не бываю уверенной наверняка.

А поэтому я попрошу тебя кое о чём:
Что бы я ни твердила, тебе досадно,
Сколько бы ни перечила сразу во всём –
Ты ругайся, кричи, только не отпускай меня, ладно?

Я ведь правда уже не смогу без тебя ни дня.
Мне противны другие, хотя ты ревнуешь часто.
А к тем ранам, что залечить уже будет нельзя,
Так и быть, приложу бирюзовый с зелёнкой пластырь.

Обещаю, я буду стараться тебя понимать.
Знаю, может казаться, что это сомнительный довод.
Но мне хочется быть с тобой, за руку крепко держать...
Я тебе напишу, обязательно, дай только повод.

Долго не решилась отобрать эти стихи в свой шорт лист - слишком непривычен стиль письма! Будь то пейзажная лирика, точно бы не пропустила, но здесь монолог - искренний, эмоциональный, от 1 лица... Использована форма вольного стиха, это когда в стихотворении есть ритм и рифмы, но нет четких строф, а число стоп в строках произвольное. Довольно редкая форма, которая чаще всего используется в классических баснях! Тем не менее, почему бы не рискнуть использовать вольный стих в любовном монологе? Содержание стихов мне понравилось. Я поверила автору - написано для себя, а не напоказ, и написано в состоянии влюбленности. Очень много точных - пронзительных мест: «я на грани не сдаться тебе написать», «Пореветь, а потом целый день рассекать надутой. Хоть по правде сказать - задушить от любви готова», «Сколько бы ни перечила сразу во всём – ты ругайся, кричи, только не отпускай меня, ладно?», «Я ведь правда уже не смогу без тебя ни дня. Мне противны другие, хотя ты ревнуешь часто». Сильные стихи, несмотря на их свободную форму строф. Но, может быть, благодаря именно своей непричесанности они вызывают  доверие и понимание читателя? К тому же мне очень хотелось познакомить Мастерскую  с еще одним новым для меня автором!

38. НАД ФЛАЖКАМИ. ЕКАТЕРИНА ЧАУСОВА 

А осень окружала нас флажками,
(не красными – не так она банальна!)
заглядывала в окна нашей спальни
и плакала от ревности… Шажками
по разноцветью улиц мельтешила
и липла к волосам листочком банным,
И раны бередила беспрестанно,
и ссадины считала, и ушибы.

Не станем осуждать её, не нужно –
ей без того (и без тебя) – так скверно;
Но серебро дождинок – мелкой зернью
с её души – узорами по лужам,
улыбкой ускользающей... Так странно:
как будто осень сорвала стоп-краны
и, каркая, кружила над флажками
погибших листьев… и прощалась с нами…

Почему-то судьи отнесли эти стихи к пейзажной лирике и не отобрали. Но разве стихи об осени? О состоянии погоды в осенний день? Природа одушевлена автором и превращена в действующее лицо, которое помогает выразить чувства ЛГ, рассказывающей нам свою историю любви с помощью образа осени, которая «шажками по разноцветью улиц мельтешила и липла к волосам листочком банным, и раны бередила беспрестанно, и ссадины считала, и ушибы». Разве это пейзажное? Нет, конечно. Это о конце любви, ибо «осень сорвала стоп-краны и, каркая, кружила над флажками погибших листьев… и прощалась с нами…». Язык поэзии вовсе не обязан быть только прямолинейным.

41. ПОТЕРЯЛА ТЕБЯ. АЛЯ ВОРОНКОВА

Потеряла тебя, хоть не шитая лыком,
засмотрелась, как дождь тяжелит повилику,
как роняют века пирамиды на землю,
как кузнечик припал к серебристому стеблю.
Я тебя потеряла на миг, на секунды,
а уже кем-то сшиты–изношены унты,
и Миры пережили подъёмы и спады,
и почиркала моль полотнище Эспады;
и «Свечу» дописал в темноте Пастернак,
и завяз в запредельных снегах товарняк...

…Я тебя не нашла в мифах старых и новых,
ни среди островов, ни в аллеях кленовых,
ни в пещерах глубоких, ни в небе высоком,
ни средь вешних берёз, истекающих соком.
Нет следа твоего и на ялтинском пляже.
...Можно долго ещё говорить о пропаже,
но тебя не вернуть ни посулом, ни криком!
Так и надо мне, дурочке, шитой не лыком.

Про эти стихи не скажешь, что это искренний выплеск непосредственных чувств, чувствуется профессиональная рука, умение о том, что есть, говорить эзоповским языком красивой поэзии. Этот язык не обманывает, он просто не выставляет напоказ душу и потому прячет реальное под поэтический флер - точный, выразительный, красивый - надевает маску из метафор и благодаря ей не пускает в душу любопытных читателей. «Я тебя потеряла на миг, на секунды, а уже кем-то сшиты – изношены унт...» «я тебя не нашла в мифах старых и новых, ни среди островов, ни в аллеях кленовых...» и т.д. И только в концовке мы находим суть случившегося: «Можно долго ещё говорить о пропаже, но тебя не вернуть ни посулом, ни криком! Так и надо мне, дурочке, шитой не лыком». Фразеологизм «не лыком шитая» автор очень удачно использовала в качестве охватывающего весь текст рефрена - именно в нем главная мысль стихов: «Потеряла тебя, хоть не шитая лыком».

42. ТЫ НЕ ЗНАЛ. МАРИНА БЫСТРОВА-ДОКС 

Лунного светила
Щурился овал,
Я тебя любила,
Ты не замечал.

Зимние белила
Разливал мороз,
Снова в сердце милом
Места не нашлось.

Серебрилась речка
Вешнею водой,
Ты тогда колечко
Подарил другой.

Где-то бродит осень,
Бьётся о причал,
Ты меня не бросил,
Просто ты не знал.

Иногда трагичное точнее  всего можно передать, намеренно используя максимально простые средства - простую форму строфы и простой незатейливый язык: «Где-то бродит осень, бьётся о причал, ты меня не бросил, просто ты не знал». Все главное здесь сказано, и оно достигает цели. Читатель сопереживает ЛГ. «Я тебя любила.  Ты не замечал». Что это, как не любовная лирика?

43. КАК ЖИВЕШЬ, МОЙ АНГЕЛ, ГДЕ ЛЕТАЕШЬ. ДАРЬЯ ВАРУЛЬ   

Как живешь, мой ангел, где летаешь?
И какие видел города?
Что о здешнем понял и о тайном?
Рассказать прибудешь ли сюда?

Может, на часок ночной порою
Разрешат тебе покинуть рай,
Чтобы мне шепнуть над головою:
"Милая моя, не унывай!

Будет день, когда ещё вернее,
Чем в безумной юности моей,
Мы - рука в руке - откроем двери
В дивный сад без боли и скорбей".

Ночь тускла в больничных коридорах.
Спят страдальцы в мокнущих бинтах.
Утром свет зажгут, а значит, скоро
Белые халаты запестрят,

Я ж домой - серьезная, большая...
Ничего не зная, кроме нот,
Я теперь кого-то утешаю -
Кружкой чая, чистой простынёй.

Для тебя не забываю сцену:
Залы, люстры, свежие цветы...
Ты ж, в мои взглянув ночные смены,
Улыбнёшься тихо с высоты.

Еще одно стихотворение в жанре любовной лирики, где ЛГ мысленно беседует с тем, кто ушел в иной мир (сравним с произведением на похожую тему автора №21). Разве оно не о любви, причем, той, которая не имеет соперников и уже не боится потерь? «Будет день, когда ещё вернее, чем в безумной юности моей, мы - рука в руке - откроем двери в  дивный сад без боли и скорбей». Мысленный диалог с любимым никогда не прекращается - об этом повествуют данные стихи.

45. НАРУШАЯ ГРАНИЦЫ ПОКОЯ. ГАЛА ГАЛКА 

Нарушая границы покоя,
Ты бесстыдно врываешься в сон.
Очень рада приходу, не скрою,
На пути не поставлю заслон.

С неба собранных звёзд многоточье
Мне с любовью приносишь в горсти,
И обиды разносятся в клочья
Под волнующий шёпот «прости».

Под звучанье мелодии нежной
В нереальность уносишь, в мечту,
Где закружит вишнёвая снежность
В зацелованном маем саду.

Как приятно со счастьем быть рядом!
Обнимаешь меня по-мужски,
И в душе под ласкающим  взглядом
Возгораются вновь угольки.

Сон исчез, утро ночь проглотило,
День поспешно встаёт на крыло,
И смеётся в окошке светило:
«Говоришь, отлюбилось давно?»

И здесь тоже любовная лирика, хотя и обращена она скорее к своим воспоминаниям, ко всему  не сбывшемуся, но все равно не ушедшему навсегда: «Нарушая границы покоя, ты бесстыдно врываешься в сон». И этот сон, эти воспоминания продолжают оставаться счастьем - любовь бывает иногда и  такой, не делаясь от этого слабее или мельче: «...Закружит вишнёвая снежность в зацелованном маем саду» и « в душе под ласкающим  взглядом возгораются вновь угольки». Хорошие стихи, хорошим - точным - языком сотворенные.

50. ПЕРВОЕ ПРИЗНАНИЕ. ВЯЧЕСЛАВ СОКОЛОВ 6   

С неба сплошное крошево
Белым, холодным, северным.
Волосы чуть взъерошены,
ВЕТРЕННЫ И РАСТЕРЯНЫ.

Из двух ладоней  лодочку...
Миг  - и наполнит горкою!
Чудо какое, оторопь,
Счастья откуда столько-то?!

Волосы припорошены,
Робость тая В ЗАТМЕНИИ.
Это не снег, хорошая, -
Первой любви знамение!

Первой любви признание, -
Тайная песнь весенняя,
Может, немного раннее,
Как в декабре цветение.

Чистая боль подснежника,
Крошечного, в зародыше,
Чувственной  дышит свежестью
В неге ладоней розовых.

Эхо любви дремотное
В белых чернилах, зимнее.
Первое.  Тает всё-таки.
Тает, теплом ранимое.

Эти стихи не дотягивают до того, чтобы быть отобранными в шорт лист: допущена ошибка неверного употребления слова по значению - «волосы чуть взъерошены, ВЕТРЕННЫ И РАСТЕРЯНЫ». Ветренным или растерянным может быть человек, но никак не волосы, автор, видимо, имел в виду «всклокочены ветром, разметались на ветру». Не совсем удачно использовано слово и в другой фразе: «Волосы припорошены,
Робость тая В ЗАТМЕНИИ» Что за затмение? У кого? Зато в остальном стихи очень хорошие. Последние три строфы удивительно красиво - нежно и точно - описывают состояние первой любви ЛГ: «Первой любви признание, - тайная песнь весенняя, может, немного раннее, как в декабре цветение». Замечательна вся концовка стихотворения!

54. МОЛЧАЛИВОЕ. ИРИНА РЕВЯКИНА 

Не пишешь, не снишься. Скучаю…
Не жду, не надеюсь. Живу!
А листья с деревьев слетают.
Так хочется встреч наяву!

Умом сознавая реальность,
Но, в сердце лелея мечту,
Как в омут, лечу в виртуальность,
Чтоб сбросить разлук пустоту.

Сквозь время и тени мгновений
Тебя, вспоминая, молчу.
Средь света любви, наваждений,
Прощая, молитву шепчу.

Очень женские стихи - на первый взгляд, не логичные, противоречивые: «Не жду, не надеюсь. Живу!» И здесь же : «Так хочется встреч наяву!». Между тем, это очень искренние и абсолютно правдивые стихи, написанные так, как ЛГ чувствует, а не вовсе для того, чтобы сотворить еще одно красивое стихотворение на заданную тему. Здесь все правдиво и очень точно: «Умом сознавая реальность, но, в сердце лелея мечту, как в омут, лечу в виртуальность, чтоб сбросить разлук пустоту». Разве никто из нас, стихирян, много часов живущих в виртуале, не ощущал ничего подобного? Разве никто из нас не жил «средь света любви, наваждений», не проходил «сквозь время и тени мгновений», когда любил? Хорошие стихи.

60. СОВПАЛИ. НАТАЛЬЯ ШАЛЛЕ
"Мы совпали с тобой, совпали в день, запомнившийся навсегда" /Р. Рождественский/

А в небе длинные росчерки чаек.
Пропахший порфирой прибрежный флёр.
И вновь совпало: море волну качает.
Лучи – позолотой на склонах гор.

Сегодня, как в самом-самом начале
приятен и лёгок сердечный сбой...
А знаешь, не важно, когда мы совпали,
мне важно то, что совпали с тобой.

Любовь... отдышаться смогу едва ли
в плену ощущений солнца и ласк...
Какое редчайшее слово: "совпали",
проросшее каждой буковкой в нас!

Июньскими днями лиловой вуалью –
в лугах колокольцы... Тонко звенят.
И слышится всюду совпали, совпали...
И рвущийся выдох мне не унять.

... Туманом растаяли краски печали,
казалось, ангел с небес прилетел.
Смотрю на рисунок: мы так же  совпали,
как чёрный и белый – в графике тел.

Меняют оттенки закатные дали,
цветных облаков плывёт череда.
Я снова читаю стихи, где совпали
два сердца однажды и навсегда.

Сегодня  живу, дыша и болея
любовью, тобой... И счастьем полна.
А наше СОВПАЛИ я нежно лелею,
как солнечным летом берег волна.

Очень красивые,  утонченные стихи, написанные вполне зрелым  автором, причем (что меня особенно удивило!) не когда-то в прошлом, а совсем недавно - во время приема заявок на конкурс! Если только это не умение входить в образ при написании стихов, то такому счастливому и безмятежному состоянию души ЛГ в настоящем времени можно только позавидовать: «Сегодня  живу, дыша и болея любовью, тобой... И счастьем полна...» А написано действительно великолепно, каждая строка дышит любовью и высокой поэзией: «А знаешь, не важно, когда мы совпали, мне важно то, что совпали с тобой. Любовь... отдышаться смогу едва ли в плену ощущений солнца и ласк... Какое редчайшее слово: "совпали", проросшее каждой буковкой в нас!»

65. НАМЕДНИ МЕДНЫЙ ПЛЫЛ ЗАКАТ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ 

Намедни медный плыл закат и плавил дали.
Он был пьянящим, как мускат в моём бокале.

Он был тревожным, как набат НАД колокольней,
Как знак - и не было его краеугольней.

Висел, ниспосланный судьбой, деталью быта,
Пока была ещё тобой недооткрыта –

Тобой, теперь уже моим до стона, вздоха.
Пока не стал он нам двоим огнём ВСПОЛОХА,   

Что в нас фонарики зажёг, включил магниты.
И – Небеса у наших ног, а судьбы свиты:

В одно –  и золото, и медь. Всего довольно.
Вдвоём идти, и жить как петь - надрывно, больно…

Намедни плавился закат на дне бокала,
И даль текла,  тревожа взгляд – проистекала...

Стихи, интересно выполненные по форме - подбору небанальных рифм, игре слов, звучании «намедни медный», «деталью быта - недооткрыта». и все это набатным ритмом 6-и стопного ямба с женской рифмой на конце, в котором везде, кроме второго двустишия есть еще и промежуточная рифма. Похоже именно форма и звучание  и побудило судей отобрать это стихотворение в шорт листы. С содержанием проблематичнее: у меня, например, есть ощущение, что оно не главное и здесь прогнулось под форму, потому что  не совсем понятно, что хотела сказать автор своими стихами. То ли о счастливой любви эта история, то ли о трагичной встрече двоих - не разберешь... «В одно – и золото, и медь. Всего довольно. Вдвоём идти, и жить как петь - надрывно, больно…» - интересная строка, но ее одной мало:  строки ни до, ни после нее не раскрывают сюжетной линии, а просто служат интересному звучанию рифм... Есть и лексическая неточность: «как набат НАД колокольней». Почему над? Набат бьют в колокольне и он разносится над землею, а вовсе не только над колокольней... И в целом в стихах много метафор, которые красивы, но на содержание не работают, они просто подвешены к тексту. Впрочем, я - в меньшинстве, остальным судьям здесь все понравилось.

************************************************

Напоследок - работы членов Жюри, которых в этот раз было много. И поскольку мы уже рассмотрели много работ участников - очень разных по стилю письма, то наверное будет правильно не публиковать здесь все внеконкурсные, а предложить вашему вниманию только два самых выразительных. Оба стихотворения очень сильные, оба - про то, что, казалось бы, «отболело...», но, оказывается, нет, и в жизни вновь появляется тот или та, которая «Пришла разворошить запрятанные внутрь от прошлого побеги»... Впрочем, не стоит пересказывать сюжеты - читайте ниже стихи наших мастеров из команды Жюри ТМА:

Я ДОЛГО НЕ КУРИЛ, А НЫНЧЕ ЗАКУРЮ... ГЕОРГИЙ БУЛЫЧЕВ. ВНЕ КОНКУРСА

Я долго не курил , а нынче закурю,
Хоть глупо вспоминать про то, что отболело...
...Топя мои снега, идёшь по январю,
Разбрасывая свет направо и налево.

Я всё давно забыл... Пришла разворошить
Запрятанные внутрь от прошлого побеги,
Почти промчалась жизнь, увы, промчалась жизнь,
Оставив, как рубцы,  от стрессов обереги...

Что ты - опять в Москве, сказал мне телефон,
Оставив в СМС какой-то странный номер,
И вот звучит во мне, как похоронный звон,
Что жил я лишь тогда, потом зачем-то помер.

Мне как-то всё равно, что ты давно с другим,
В заснеженной Москве, под жарким солнцем юга,
То, прошлое, ушло, растаяло, как дым,
Осталось лишь тепло, что мы несли друг другу.

И вот теперь звонок...Мне снова убеждать
Себя, что я  был прав, что я тебе не пара,
Опять начать курить, опять ночей не спать,
Опять начать терзать невинную гитару.

РОМАНС. МАРИНА ФОМИНА.  ВНЕ КОНКУРСА

Колокольчиком серебряным в груди
Позабытые мотивы зазвенели –
Этот мальчик ненароком разбудил
Поздней осенью весенние капели.

Говорили мне, что зелен виноград,
Что по возрасту все чувства надо мерить.
Но глаза его так искренно глядят,
Как тут в молодость вторую не поверить.

Крылья бабочек, ромашек лепестки
Закружились на пустующей аллее.
Пожалею, если перейду мостки,
Не решусь – ещё сильнее пожалею.

Вот и скрипнула калитка в тишине,
Сердце вздрогнуло испуганною птицей…
Не судите слишком строго обо мне,
Что посмела поздней осенью влюбиться.

******************************

Вот теперь всё: то, что запланировала, уже размещено в этой обзорной статье по конкурсу. Остались не у дел только мои черновые записи с пометками единичных ошибок и несуразиц, которые я обнаружила при чтении стихов конкурсантов. Мне кажется, они могут оказаться вам полезными, поэтому  предлагаю вашему вниманию фрагменты стихов еще нескольких участников, имен которых здесь по понятным причинам не называю, сохранив (для судей, которые захотят проанализировать свои шорт листы) номер участника, под которым он выступил в пакете:

2.

...О любви я почти не пишу —
Не даётся пока эта тема.
Если что-нибудь и сочиню,
Это значит, что с нею — ДИЛЕММА.*

Дилемма -  полемический довод с двумя противоположными положениями, исключающими друг друга и не допускающими возможность третьего. Специальный   термин  выглядит инородным в  любовной лирике.

И случилось, что в жизни не раз
Ошибались мы оба. Но всё же
Наказал, мне так кажется, нас
За нерешительность БОЖЕ.

Не месту употреблен   звательный падеж от Бог старославянского языка там , где по смыслу требуется  именительный падеж - кто наказал? Бог.

7.

...Я люблю, упиваясь чувством,
Легкокрыла и беззаветна,
Наши души сплела искусно
СудьбА  Исподволь, незаметно.   

Два подряд ударных слога в значащих словах

...Не мешают и расстоянья,
Эхом боль твоя отдаётся,
В ВЕЩИХ снах я тебя спасаю,   
Нить связующая не рвётся.

Почему "вещих"? в сюжете ни намека на это... Кроме того, смыкание согласных В

9.

...ГРЕЮСЬ НАДЕЖДОЙ, ЛЮБЯ,
ТОЙ, ЧТО РОДИВШИСЬ, СЫНОЧЕК               
Будет похож на тебя.

Путаная по управлению конструкция предложения

31.
 
...И думал, как стесненье побороть,
Мечтая с ней побыть наедине?
При всех ты вел себя, как тот герой,
Что гнал врага на СТРЕМЕННОМ коне!

Существительными «стремЯнный» и «стременнОй» называли конюхов-слуг, которые помогали  взобраться на коня.  Еще бывает стременнОй ремень, но никак не конь. 
 
....Но стоило остаться тет-а-тет,
Браваду ВРАЗ СМЕТАЛО, КАК РУКОЙ,             
Сведя потуги тщетные на нет.
И днём, и ночью ты терял покой.

Смешение двух разных фразеологизмов: "как рукой сняло" или "сдуло как ветром".
 
...Так проявлялась первая любовь,
Что Бог даёт всего лишь только раз.
О ней ты вспоминаешь, хмуря бровь,
И щиплет что-то В УГОЛКАХ У ГЛАЗ...             в уголках глаз

32.

...В транзисторе звучит
«АМУРСКИХ ВОЛН» МОТИВ.               инверсия
Соль на губах горчит.
Раздеты мы почти…

Ты вырос на Донце,
Среди речных ребят,
И РАДОСТЬ НА ЛИЦЕ
ОТ МОРЯ у тебя.

33.

...Вот отчего на сердце так тревожно,
В душе звучит навязчивый мотив,
В подлунном мире, милый, все возможно,
Закатный луч МЕРЦАЕТ для двоих.  ????   

34.

....И холод подступает
К душе твоей больной,
Сознанье угасает,
И В ДОМЕ ДУХ СПИРТНОЙ.           !!!

...Вдруг солнца ЛУЧ РАССВЕТНЫЙ
КАК БРЫЗНЕТ ПО СТЕНАМ,                !!!!
И злые все наветы
Уйдут к твоим врагам.

...И В ОКНА дух весенний
С лазоревых небес
РАЗВЕЕТ все сомненья –                строй предложения
И ты опять воскрес.

....Ты вновь НАЛИЛСЯ СИЛОЙ,
ОЖИЛИ ТЕЛЕСА,
И всё светло и мило,
И ветер в волосах.

39.

...Обнимая меня в сладком сне,
Ты иллюзии НЕТ, не нарушишь,
ЛИШЬ ИСТОМОЙ ВО ВСЕЙ КРАСОТЕ
ИСКРУ ЧУВСТВЕННОСТИ ВСЁ ЖЕ ВОРУЕШЬ.       измен. стих. размера;


Ах, как сильно тебя я люблю!
Нежно, страстно, до самозабвенья!
Сердцем, любящим ВЗГЛЯД уловлю,
Мимолётный, ДОСТОЙНЫЙ МГНОВЕНЬЯ.    ???

....Если нам суждено разойтись,
Потеряться случайно, забыться,
То любовь моя БРОСИТСЯ В ВЫСЬ,
ПО ПЯТАМ ЗА ТВОЕЮ ПОМЧИТСЯ.
Посулит Бог любви до конца,
Не назвав РОКОВОГО РАССВЕТА,   ?
...Упаду я к НОГАМ МУДРЕЦА              это о ком?
И молить его буду об этом.

...Я желаю СОРВАТЬ ТВОЙ ПОКОЙ
С губ, с задумчивых глаз твоих нежных.

44.

...И в институт ПО ЛУЖАМ, КАК АКУЛА,   ????
Несусь ПО ОТМЕЛИ наискосок.

Кроме того, в стихах - в их концовке, нарушилось единообразие вида  строф

56.

Ах, Лаура! Среди мирской юдоли
Случаен взгляд в церквушке Авиньона?
Могла ль ПРЕДСТАВИТЬ юная мадонна
Столь удивительной БЕССМЕРТНОЙ РОЛИ?      

Требуется  вин падеж (кого? Что?) - столь удивительную роль ("подумать о роли", но "представить себе роль")

58.

...ПРОСТЫЕ СЮЖЕТЫ,
РАЗМЫТЫ ЗАКАТЫ.
ЛЮБВИ БЕЗМЯТЕЖНОЙ,
НАДЁЖНОЙ И ВЕРНОЙ.

Плохое построение предложения или не та пунктуация.

...Зайдусь от печали,
Не слыша ответа.
Но взгляд твой так точен.
НЕ ВИЖУ ПОРТРЕТА...        ??

...Дожди всё размыли,
Скрывая секреты.
Как мы танцевали,
СТИРАЯ ЗАПРЕТЫ.              ??

....СМОТРЕЛИ ГЛАЗАМИ,             а чем еще можно смотреть?
Скучали и ждали.


*******************************************

На этом все. Спасибо всем, кто поучаствовал, независимо от достигнутого результата. Всем - больших творческих успехов впереди! С уважением, Ваша Алкора, 26.05.23.


Рецензии
Немного запоздала с ответом - простите, не видела раньше.
Спасибо за то, что заметили моё простое стихотворение. Вы попали в самую точку, раскрывая его суть.

С признательностью,

Марина Быстрова-Докс   07.06.2023 19:54     Заявить о нарушении
Лучше поздно, чем никогда. Наверное это я из графика выбиваюсь - слишком спешу с оформлением результатов.

Новых творческих удач!

Алкора   08.06.2023 12:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.