Семинар Б. А. Слуцкого 2-3
Вчера ровно в 12 ночи дочитал «Сто лет одиночества» Маркеса. Великий роман! По мощности, по насыщенности как-то сравним с «Мастером и Маргаритой», но «Мастер» ближе и понятнее нам, да и многое в переводе теряется, искажается.
Особенно меня захватило это нагнетание трагичности перед концом: в доме остаются двое, Аурелиано-подкидыш и Амаранта Урсула - освобождение от деталей, мощные аккорды – доминирует чувство безысходности. Заострение на теме одиночества и гибели.
Как у Маркеса всё собранно: героев очень много, но они не слипаются, как лежалые леденцы в жестяной банке, а воспринимаются дискретно и перекатываются, играют между собой, как стёклышки в калейдоскопе.
Этот роман – большое поле для исследователей, событие в мировой литературе.
17.12.75
Звонил Лёше Королёву: он готовит к печати книгу стихов – беготня, переделывание – одни стихи сократить, другие «сделать хуже», времени нет.
Игорь Селезнёв тоже готовит книгу к выпуску, закончил поэму «Третий Рим» в 800 строк.
Две книги из Студии. Игорь говорит, что Слуцкий очень ценит Королёва.
Семинар начнётся не раньше середины января – какое-то совещание там у них. А потом Слуцкий уедет.
29.02.76
Получил от Вадика письмо: на 5-е марта Галина Михайловна через Высоцкого заказала три контрамарки «на Таганку»...
Короче, помни всегда Винни-Пуха и Карлсона Который Живёт на Крыше: «Спокойствие, спокойствие – дело житейское… А не пора ли нам подкрепиться?»
Завтра придёт весна, за нею лето: велосипед, купание в Нерли; командировки – перестук колёс и ровный шум моторов; книги и стихи – не пропадём, не завянем. Работай, думай и учись.
Хорошее настроение сейчас – суровое, строгое. Чуть-чуть печально и то под музыку. Мишка на два месяца едет в Крым на спортивные сборы, остаюсь один – твори, выдумывай, пробуй.
Зигзаг Судьбы окончен – опять прямая линия. Ну, их, эти зигзаги.
6.03.76
Очень важная способность человека – умение жить чужим опытом, чужой мудростью. Только надо их правильно понять и правильно применить к себе. Свои ошибки учат лучше, но чужие экономят время и силы.
* * *
«Зори» на Таганке - великолепное зрелище. В театре я ничего подобного не видел. Два часа непрерывного внимания и напряжения. Смотрится на одном дыхании. Свет, звук! Немцы сверху падают.
Этот спектакль учит мыслить, даёт толчки, изменяет вИдение. Я знал сюжет, поэтому «комков в горле» не было, но восхищался самой постановкой, талантом актёров. Это событие!
8.04.76
Насыщенный день.
Фотографировался для Доски почёта, как «Лучший молодой специалист ЦКБ» – это кое-что.
После обеда сходил на агитпункт – списывал номера. Потом в редакцию районной газеты «Авангард» - познакомился с ответ. секретарём А.А. Медведевым: стихи хвалил и советовал оттачивать стиль.
Потом в библиотеку – почитал в энциклопедии «про амёб».
И в редакцию «Сов. патриота» на литобъединение. Ведёт его Лев Васильевич Смирнов. Интересно рассказывал разные вещи из истории литературы. Хотелось всё запомнить. Переизбыток информации, сразу очень много всего – отрывками запишу:
Ступени: символизм – декаданс – реализм…
Классицизм имеет истоки в механицизме: Ньютон, Лейбниц – полный детерминизм – всё внутри и извне объяснимо. Он примитивен, бесконфликтен.
Затем появляется романтизм – выходит на сцену «душа», которая вступает в конфликт с окружающим миром.
Романтизм приводит к реализму и символизму: реализм – конфликт в окружающем мире, символизм – внутренний конфликт человека.
Реализм, дошедший до крайности – натурализм.
Крайний символизм – декадентство.
Отец символизма Бодлер. Декаданса – Эдгар По, Бодлер же, «прорафаэлиты» в Англии – Генри Джеймс, Оскар Уайльд…
Декаданс – приятие зла, восхищение злом, смакование зла.
Символизм – показывает, вскрывает зло, но отрицает его.
Русский символизм: Бальмонт, Брюсов - истоки у Тютчева и Фета.
Молодые символисты: Белый, Блок, Вл. Соловьёв (сын крупного историка, умер около 30 лет от роду).
Интуитивисты идут в область подсознания. Подсознание индивидуальное и коллективное – подсознание всего человечества. Подсознательная связь с предками. Юнг, Бергсон.
Князевский – «мудрый ребёнок» (В. Брюсов).
Сюрреализм – Сальвадор Дали: «Горящие жирафы», «Текучее время»…
Кафка – записывал сны.
Минский – 4-ый том. Фёдор Сологуб – декаданс.
Сурдотерапия – лечение тишиной.
В театрах имеется на довольствии специальная кошка.
Ностальгия – чисто русская болезнь, у других народов это редкость.
В общем, много было интересного.
Один врач пожилой (Н.А. Троицкий) показывал слайды Карелии, куда он ездил в отпуск. Прекрасные пейзажи. Раки сожрали всю рыбу в сети - одни головы висят.
Мало запомнил. Надо будет походить туда – в основном, старички, молодёжи мало – она к другому тянется.
Уровень стихов сильно зависит от общей культуры.
* * *
Умер В.В. Шульгин. Тоже сны записывал. Так я с ним и не познакомился. На одной улице жили во Владимире – живая история ходила под окнами. Коля Коншин его хорошо знал, они были соседи.
10.04.76
Полюбил Батюшкова – и стихи сильные, нравятся, а больше того -проза. Умнейший человек. Какой слог, какое благородство мыслей и чувств! Да, были люди. Батюшков – человек от Бога.
Понял, за что Высоцкий Батюшкова полюбил – именно за прозу.
28.04.76
Был у Королёва на Калининском. Он всё прочитал, разобрал и резюме: - Пугает неровность ваших стихов. Нет вкуса. Всё есть – и талант, и это, от Бога, а вкуса нет. Хорошие строчки соседствуют с банальными, слабыми… Читать надо Пушкина – всё подряд. Надо жить им, пропитываться. Пушкин должен стать обязательным - как умывание, как чистка зубов.
Включаю в свой поэтический рацион Пушкина – уже взял 1-ый том. Ещё он советовал читать Тургенева, Лескова, Замятина и др. – чистый русский язык.
- Вы пишете понятно, но неправильно. Нет поэтической культуры, нет своего лица. Поэт должен гарантировать уровень стихов, то есть, давать уверенность, что ниже этого уровня не напишет.
Всё ясно. Как много дают мне встречи с Лёшей. Компас мой.
Завтра еду на семинар во дворец Горбунова в Филях. Может, будет Слуцкий, может, он в меня «ткнёт пальцем» и придётся почитать стихи. А, может, и нет. Надо быть готовым. Но в любом случае неплохо – посижу, послушаю, поучусь.
Отпуск в июне: никуда не поеду – попишу, почитаю, подумаю. Пусть ничего не выйдет, но работать буду.
7.05.76
Вчера сразу с электрички на семинар Слуцкого. Он меня не замечает. Правда, и я сижу тишком – в разговор не лезу. Состав очень сильный – я до большинства по уровню не дотягиваю – ни стихами, ни эрудицией, ни речью.
Читал стихи Равиль Бухараев – аспирант МГУ, математик.
Стихи о Павле Первом, о Сумарокове, о Шекспире, о Тукае…
«-Что слышно по Казани?
- Торгуют, экселенц.»
«Над Темзой красно-голубой туман…»
Очень неплохо. Однако, Слуцкий сказал, что его Лондон шекспировский похож на Бугуруслан 20-х годов и «вам ещё не хватает культуры для таких стихов».
Одну девицу, которая пришла по рекомендации Натана Злотникова, Слуцкий просто выгнал с семинара – настоял, чтобы вышла – потому что она не захотела читать своих стихов.
Лёша говорит, что на семинаре «полувоенная дисциплина». Зато чёткость, порядок и всё по делу.
Слуцкий просматривал черновики «Мёртвых душ» в архиве и нашёл вот что: Чичиков на балу в губернском городе – дамы сравниваются с цветником. Чичиков подсел к губернаторской дочке и дамы поняли, что «нюхать не будут».
Бердников читал отрывок из романа в стихах «Семь колодцев». На слух сложновато. Слуцкий пошутил: - Бердников, вы ещё не забыли какой-нибудь иностранный язык?
Он знает их четыре.
На следующей неделе обсуждение Погожевой – переводы с французского и свои стихи.
Ходят на семинар, кроме основного ядра, некий режиссёр с бородой, два прозаика из Литинститута, девушка-повар, старик Цетлин - переводчик, что ли.
Я доволен уже тем, что имею возможность приходить на семинар и набираться опыта. Пожалуй, это самый сильный поэтический семинар в Москве. Это хорошо, когда ты ниже остальных – есть стимул, приходится тянуться. Всего год прошёл, а я стал уже другим. Обтесался немного.
Свидетельство о публикации №123052601592
Сергей Владимирович Жуков 26.05.2023 18:21 Заявить о нарушении
Сергеев Павел Васильевич 26.05.2023 20:27 Заявить о нарушении