спасение от небытия
(написано намного раньше, примерно, в 2004 году)
П Р О Л О Г
Говорящий это шёл беспросветной ночью, ничего не видя, и, чувствуя боль царапин и ушибов, сетовал и на царапины и ушибы, и на колючки и камни, но как-то не думал сетовать на глаза свои и темноту.
Забрезжили сумерки, сразу же поднялся такой туман, что он не видел ни рук, ни ног своих, ни травы под ногами.
Он поразился перемене и среди странных звуков вдруг услышал совсем рядом – совсем далёкие. Будто голос мира, невнятный оттого, что мысли его были возмущены.
И он уже занёс ногу над пропастью, как вдруг увидел почти под собой сверкающие изливы реки, кудри деревьев по холмам и отрогам гор, ресницы елей, клетки лесополос и полей и линейки дорог, по которым ползли маленькие автомобили.
Прямо перед ним стояло огромное светило, ещё грузно касающееся окоёма, и тогда он увидел и ноги свои, и руки, и ему на мгновение показалось в зеркале-солнце собственное отражение – но это не было его лицо.
Как и ты, он был печален и одинок, он устал от сомнений и отчаялся искать, сам не понимая, что.
Он заглядывал в глаза, чтобы понять и сочувствовать, а не заискивать.
Он видел не понимание, а надменность.
Он протягивал руки для пожатия, но в ладонь бросили всего один лишь грош.
Он поднял руки к небу, а его взяли в плен.
Он порвал цепи, а свобода оказалась тьмой.
Узоры мира, впервые увиденные им, были загадочны и прекрасны, и хотелось прочесть их, и можно было прочесть их, чтобы найти ответы.
И именно тогда голос души его стал равным себе, и он на Горе услышал, наконец, собственный голос мира – этот голос звучал в сердце его.
Будто вся Книга мгновенно открылась перед ним, вовсе не отдаляя мир.
Но ты напрасно надеялся на него в своих сомнениях.
Кто поднимет за тебя твою руку? А если поднимет, кто сожмёт твои пальцы? А если и сожмёт, кто за тебя почувствует, что в руке твоей?
Кто полюбит за тебя и кто поверит за тебя?
И для того ли ты искал, чтобы утратить себя?
Но если ты пришёл к нему – слушай.
1. С О Т В О Р Е Н И Е Б Ы Т И Я
Господи, говорящий это спрашивает, а не проверяет.
Уверяется, а не испытывает.
Была ли нужда в сотворении мира?
Господи, Ты был единственным до сотворения, и не было ничего, кроме Тебя, но Ты не совпадал с этим Ничем и должен был его победить.
Одни из людей ропщут оттого, что в сотворённом мире так много осталось Небытия, которое касается каждого, называясь Смертью.
Но есть и другие, радующиеся сущему, они просто верят, что Ты побеждаешь Ничто.
Создав мир, Ты разрубил Ничто на прошлое и будущее, оставшись Единым, но для сотворённого мира – Настоящим и Будущим.
Если бы до сотворения был только Ты, и не было Небытия, до сотворения была бы совершенная чистота, и не было бы нужды ни в чём, кроме Тебя.
Однако, и эта чистота обладала бы абсолютным недостатком: она не отличалась бы от Небытия.
Поэтому мир до своего до сотворения был серым, и Ты нанёс смертельную рану Небытию, отделив свет от тьмы.
Осколки Небытия стали ранами Твоего мира. Не ангелы взбунтовались, но раненый Зверь восстал в тех ангелах, которые узнали страх – первый лик Небытия нашего мира.
Борьба с Ничем была не разрушением: только созидание могло победить Небытие.
Триумфом борьбы с Небытием до сотворения мира и стали шесть дней творения, шесть великих битв, шесть великих побед, шесть этажей, возводимых один над другим, шесть достижений, в честь которых чудо, начинающееся с восходом солнца и не завершающееся закатом, потому что бесконечно повторяется, называется днём.
До света Ты создал небо мира и землю мира, взрастил бутон мира, ещё безвидного и пустого, и Дух Твой мчался, открывая пространства, и сказал Ты:
да будет свет.
Небытие бежало, делая безжизненными воду и твердь, но Ты избавил их от Небытия, дав им семя.
В день четвёртый Ты дал семени солнечный луч, но Зверь обрёк семя оковами. Ты освободил семя, сказав: да будет душа живая.
Небытие поставило живой душе предел, явившись Смертию.
Ты, Бессмертный Дух, сотворил в шестой день бессмертную душу, восстановив Себя в образе Своём, подобии и сути в сотворённом Тобой мире.
Господи, мир стал совершенным Храмом, и теперь многие спрашивают: отчего же Твоё творение так несовершенно? Считающие себя мудрецами спрашивают: отчего же есть Зло и Смерть в Твоём мире?
Но этот вопрос значит: отчего есть Ничто в Твоём мире?
Не остался ли ещё один день творения? Ведь мы, люди, не читали следующих страниц и не ведаем грядущего.
2. Д О Б Р О И З Л О
Господи, Бог мой, почему Ты заповедал первочеловеку не брать от дерева познания добра и зла?
Многие, считающие себя мудрецами, говорят, что само ведание, знание есть зло, и что знать зло – значит быть со злом.
А не ведающий, что творит, не творит зла.
И хищник губит душу живую, без зла.
Но услышите вопль боли жертвы и узрите оскал Небытия над ней.
Ты дал человеку разум и надежду.
Первочеловек не знал веры, потому что знал Тебя.
Адам и Ева оставили каждому знание добра и зла, но кого спасло это знание само по себе?
Ты дал человеку разум не для неведения, а для преодоления Небытия.
Но одни плоды необходимо съесть, чтобы взять семя и посеять его.
Другие же плоды не даны в пищу: нужно ли знать вкус яда?
Мы до сих пор не понимаем, что же плохого в том, чтобы просто знать, что такое – плохо.
Мы не поняли самого главного.
Наш праотец пренебрёг более важным, или более первым, деревом –
деревом п о н и м а н и я добра и зла.
И мы можем видеть, что простое знание добра и зла оборачивается соблазном судить, что есть бОльшее зло, а это всегда в конечном счёте есть оправдание зла.
Спрашивал же Змей: сказал ли Бог: не ешьте ни от какого дерева? И говорил Змей: нет, не умрёте, различив добро и зло
Небытие стало ложью, а мы иногда снисходительны ко лжи, удивляясь горестям своим, но и не думая винить ложь свою.
Небытие обрушило всю свою силу на бессмертие, которое попрало его.
Змей явился в центре Эдема и бессмертие было поколеблено.
Человек выбрал и провёл черту, разделяющую плоть и душу.
Адам и Ева стояли посреди увядающего сада, дух которого возносился древом жизни и ангелом у врат с мечом огненным.
И тело было оставлено мукам и пустоте, но оставлена была надежда на воскрешение тем, кто сохранит свою бессмертную душу.
Адам и Ева смотрели, как открывается на месте сада целина со злой травой, среди которой им предстояло отыскать единственный колосок злака.
Спрашивают: отчего Ты, Господи, не призрел бедного дара Каина? Зачем сказал адамову первенцу: если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит, и он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним.
Ведь не оттого, что дар он нёс, и не оттого, что дар был беден?
Слова Твои – то, что узрел Ты в сердце его ещё до дел его.
В сердце Каина поселилась пустота.
Люди, знавшие Тебя, а от рождения Еноса, сына Сифа, начавшие призывать имя Твое, всё дальше уходили от рая.
И увидел Ты, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время.
Господи! Нам ли, несчастным, не знать этого и ныне?
Ты раскаялся, что воздвигнутая на куполе Храма бессмертная душа обременена пустотой.
Но что Ты мог создать иного в шестой день творения, чтобы остановить пустоту?
Человек оставил Тебя, а не Ты – человека, люди утонули в грехах своих, и лишь один спасся с именем Твоим, потому что в его душе осталась крупица бессмертия, и сказал Ты: помышления сердца человеческого – зло от юности его.
Небытие не исчезло в потопе – от Хама и Вавилона, от Содома и Гоморры – и далее.
3. С О М Н Е Н И Е И В Е Р А
Господи, узнали люди, что добро, а что зло, но запутались, и устыдились не пустоты, а наготы.
Сын Твой не тех гнал из Храма, кто продавал свечи, но тех, кто совестью своей торговал в Храме и душу продавал, меняя нетленное на прах пустоты.
Громче всех кричали имя Твое те, кому Ты мешал: быстрее росло их богатство, им казалось, что нет и выгоднее ничего, чем менять душу на драгоценности, да ещё уменьшая боли души.
Во все времена были люди, говорящие: не верю!
Но мы пережили времена, когда пустые души открыто пренебрегли именем Твоим, и воцарствовал Зверь.
И сегодня в чистых сердцах мы видим язвы пустоты, и есть страдающие и не знающие, как уверовать.
Лживые ненавидят разум, потому что разум видит ложь. Они уверяют, защищая будто бы веру, что разум враждебен вере.
Пренебрегают Духом Твоим и Словом Твоим!
Ибо сказал Ты, что не следует выдавать за веру глупость и безумие.
Чистое сердце! Произнеси слово «вера» и усмотри, что вера – одно из чувств человека, царица большой семьи чувств: уверенности, недоверчивости, достоверности, вероятности и других.
И отсутствие веры, если её в самом деле нет – это вид безумия. И не просто доказать тебе, чистое сердце, что в тебе на самом деле нет веры!
Веру не приобретают в лавке, не вживляют в больнице, и даже не обретают в Храме. Её находят в душе собственной, когда перестают слушать пустоту.
Даже отъявленный злодей, ещё посмеиваясь над чем-то в себе, и для забавы сделав доброе, может вновь обрести утраченную уже бессмертную душу, когда не приложит сил истребить хрупкий росток добра – ведь даже крупица сущего бесконечно весомее всей пустоты.
Чистое сердце ищет по ложному следу: сказав себе – хочу увидеть глазами то, что невидимо, услышать ушами то, что неслышимо, человек, увидя, говорит: да нет же, раз я вижу – это другое!
Представив себе глупость, он говорит себе: да ведь это же глупость!
Чистое сердце! Спроси себя: а что не глупость?
Сказка! В ней больше правды, чем в тысячах свидетельств.
Истина сказки – в том, что существенны для человека не те вещи, которые можно пощупать, а те, что нетленны – верность, улыбка, доброта. То, что нельзя продать, а при дарении только умножается в дарителе. Но продолжают спрашивать: где то место на земле, которого нет на земле? Где в нашем мире потустороннее?
Но чистым сердцем увидят мир нетленного в нашем мире.
Круг совести пересечён крестом, и центр его – Ты, Господи, и вольно скептику говорить: нет этого. В самом деле, Ты – не то, что можно потрогать, а после сказать: так это же просто вещь!
Но чья это совесть? Того человека? Всех людей?
А слово, произнесённое человеком – оно принадлежит ли ему?
Когда говорят, что душа летит, забывают, что у души нет ни вида, ни веса, ни пространства; она не форма плоти. Душа не размещается в теле, но соединяет его с нетленным миром.
***
© Copyright: Август Май, 2021
Свидетельство о публикации №121051805168
Свидетельство о публикации №123052500811