навоз

Гора навоза
Искусство современное
Вдруг изумруд.

Искусство от Maniera bizantia до la suspension   (крик души дилетанта)

     Искусство-это умение, которое способно вызвать восхищение.
      Искусство стимулирует чувства, представления и идеи через ощущения.
      Искусство присуще только особенностям человеческого разума.
Я часто задумывался, когда произошел слом и искусство покатилось по наклонной плоскости в сторону разрушения и растлевания человеческой души.
Хорошо сказал художник Валерий Рыбаков:  «Искусство  может разрушать и лечить человеческую душу, растлевать и воспитывать…….».
Попробуем проследить извилистый путь, который привел искусство в тупик, к бездне. (на примере изобразительного искусства).
Колыбель Западного искусства Италия дала миру сонм великих художников.
Начиная с Maniera bizantia (канонически выверенная икона) и великих художников, совершивших в то далекое время революцию в изобразительном искусстве. Таких как Чимабуэ, Джото ди Бондоне, и Дучо ди Буонисенья и их продолжателей. Основоположники живописной манеры Возрождения Фра Анджелико, Мазаччо наметили путь, по которому к величайшим вершинам изобразительного искусства пришли титаны эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи и Микеланджело. Леонардо и Микеланджело задали планку, выше которой подняться уже было не возможно. Но изобразительное искусство не умерло. С вершины, откуда созерцали мир титаны, выстроилось плато из имен не менее звучных. Рафаэль, Боттичелли, Тициан, Караваджо, Рембрандт, Вермеер, малые голландцы, Брейгель, с его веселой, озорной бытовой стилистикой, жуткий Босх, Дюрер и другие.
  В скульптуре гениальный Бернини, работающий с мрамором, как с воском. Подчинив мрамор своей воле, в скульптурах «Похищение Прозерпины» рис.1,
«Аполлон и Дафна» рис.2
передает нежность девичьей кожи, трепет молодого тела, страсть могучего Плутона и совершенство тела Аполлона.  Пожалуй, Бернини в работе над мрамором, превзошел великого Микеланджело. Восторг пронизывает душу при виде скульптуры «Экстаз блаженной Альбертони» рис.3.

 «Пьета» Микеланджело, «Экстаз….» Бернини, что поражает больше – не знаю.
Итальянские скульпторы Антонио Коррадини и Джузепе Санмартино, Рафаель Монти и  Джовани Страцца, Ченс Бредли Ивс создали серию скульптур, с неповторимыми мраморными вуалями, накидками, туниками.  Голова девушки, под мраморной вуалью рис.4 (Страцци).

 
Рис.4


 Кажется, подуй ветер, и вуаль начнет шевелиться. «Ундина, выходящая из воды» рис.5 (Ченс Бредли Ивс).
 
Рис.5
 
Очаровательное женское тело, просвечивающее сквозь мокрую тунику. Туника настолько реальна, что, кажется, тронь её и тело вздрогнет.
  «Целомудрие» Коррадини, «Христос под плащаницей» Саммартино, «Сон скорби и радость мечты» Монти. Все это неповторимые, подчеркиваю неповторимые шедевры, на которые хочется бесконечно смотреть, смотреть, замерев в душевном трепете. 

 И как антипод – Эрнст Неизвестный со своими рублеными скульптурами. Талантливо? Безусловно. Скульптуры итальянцев вызывают благоговейный трепет, скульптуры Неизвестного трепет, но другой природы. Тоска, уныние, страх. «ТЭФИ» рис.6,

 «Сердце Христа» рис.7, «Man througt the Wall» рис.8. Если рукой Бернини водил Бог, то резцом Неизвестного Дьявол. Впрочем, это не столь важно, как на все гениальное душа откликается.

Рис.6
Рис  7
 
Рис.8               


Живописцы, скульпторы продолжали писать, ваять, каждый внося что-то свое, частицу души, ума и божественной искры, присущей только гениям.
Так, что же произошло, где этот водораздел, после которого разрушение изобразительного искусства пошло с возрастающей скоростью.
Мне кажется, маленькая трещинка в монолите плато, образовалась, когда в архитектуре стал преобладать стиль Барокко. А еще более, когда на смену  пришло Рококо.  Рейнольдс, Ватто – тяготение к красивенькому, декоративному искусству с его расплывчатыми формами. Но надо отдать должное художникам эпохи Рококо. Картины очаровательные. «Амур развязывает пояс Венеры» рис.9
 
Рис.9
(Рейнольдс) - очарование? очарование.  «Портрет очаровательной миссис Грем» рис.10 (Гейнсборо) - глаз не оторвешь.
 
Рис.10

Интересен пример Фрагонара последователя Ватто. Тяготеющий к  с условно-поверхностным характерам образов, Фрагонар вырвался из сладостных объятий Рококо и создал великое полотно в классическом стиле- «Иеровоам приносит жертву идолам» рис.11.
   
Рис.11
Кстати, и получил за нее престижную премию.  Но условно-поверхностные характеры образов затягивают, затягивают художников.
 
Рис.12          
Мощная полноводная река реализма не заметила глубинных порогов (Барокко, Рококо). Поверхность её осталась безмятежной. Посмотрите на картины художников, проповедующих принцип – «Красота ради красоты». Гюстав Доре «Андромеда» рис.12,




Адольф Бугро «Рождение Венеры рис.13,
 
Рис.13



 Александр Кабанель «Рождение Венеры» рис.14- гимн чудесному неповторимому женскому телу.
 
Рис.14
 И, вдруг, вниз по течению забурлили пороги (импрессионизм). Река, образуя воронки, стоячие волны, начала разбиваться на мелкие течения.
На полотне начинает доминировать мазок. Толстый, самодовольный, друг на друга налезающий.  Нидерландский художник Франс Халс, писавший резкими мазками и любивший контраст ярких красок и черного цвета,

 

Уильям Тернер-британский живописец, с яркой живописью, с палитрой с преобладанием интенсивных основных цветов (любимый непревзойденный желтый). «Восход с морскими чудовищами» рис 15. «Пожар здания парламента» рис.16 и др. оказали решающее влияние на группу французских художников, так называемых «Отверженные».
 
Рис.15
 
Рис.16
 Впоследствии, когда им удалось выставиться, получивших ироничное, пренебрежительное название «Импрессионизм» по названию картины Моне «Впечатление. Восход солнца».
 

 Термин прижился, потеряв свой первоначальный, отрицательный смысл и вошел в активное употребление. О Делакруа в журнале «Ревю Бланш» писали « ….. в бесстрастном неистовстве романтизма не удовлетворялся быстрыми движениями и насыщенными красками, а клал вибрирующий мазок».
 

 На мой взгляд название «импрессионизм» - впечатление, несколько не подходит данному течению. Я пошел бы от основы, т.е. от мазка. Ведь назвали же стилистическое направление в живописи «неоимпрессионизма», в основе которого лежит манера письма раздельными мазками правильной формы, точечной и прямоугольной формы – «Пуантилизм». Буквально - точечность ( фр. Point-точка).  Итак, мазок, мазать, мазня. По-французски это звучит более благородно, а именно-daub.
  Париж. Выставка «Группа двадцати». В день открытия выставки бельгийский художник Анри де Гру – член «Группы двадцати» заявил, что он снимет свои картины, если из зала не уберут «отвратительную мазню» Ван-Гога. Тулуз - Лотрек кричал, что «это возмутительно - оскорблять такого великого художника». Дело чуть не дошло до дуэли. Так что, довольно задолго до нас, daub уже была озвучена. Очаровательная daub. Чудные картинки.
Время «импрессионизма нео, пост». Распад традиционных понятий, крушение старых гуманитарных идеалов, возвышающих человека и его разум. Отказ от линейной перспективы. Пространство как бы приходит в движение. Растет стремление к синтезу, к декоративности живописной плоскости. В. Ван-Гог, П. Сезан, П. Гоген, А. де Тулуз-Лотрек.
 Художник перестает работать до седьмого пота, становится неопрятен. Правда, нужно заметить, что Ван-Гог после очередного пребывания в сумасшедшем доме, работал, как одержимый.
 

Маленький штришок. Повесьте рядом картины –
«Спящая Венера» рис.17 Джорджоне,
 
Рис.17


 «Венера Урбинская» рис.18 Тициана
 рис.18
 и «Олимпия» рис.19 Мане
 
 и все станет ясно без слов.
Леонардо и его современники оставили довольно указаний, регулирующих поведение художника. Стиль жизни художника обязан соответствовать тому, что он изображает. Художники Возрождения выглядели за работой столь же торжественно, как священники и музыканты (Кантор)
Наука рисования имеет отношение только к созданию образов. Для того, чтобы уничтожать образы, учиться не надо. Напротив, воспитание и знание могут стать помехой. Чем распущеннее персонаж, тем более у него шансов произвести нечто шокирующее публику. (Кантор).
Учитель Поленова Чистяков передал своему ученику профессиональный подход к живописи - настоящее искусство может возникнуть только в результате тяжелой работы.  Леонардо писал Джоконду несколько лет, бедняжка не дождалась окончания работы, ушла из жизни. Брюллов перед написанием картины «Последний день Помпеи» изучил многочисленные литературные источники. Побывал на раскопках в Помпее и Геркулануме. Сделал на месте множество эскизов пейзажа, руин, окаменелых фигур. Суриков писал «Утро стрелецкой казни» 3 года, «Боярыня Морозова» - 3 года, «Меньшиков в Березове» - 2 года. И огромное количество эскизов, долгий, трудный поиск персонажей. Репин для своих «Бурлаков…» изъездил, изплавал всю Волгу, изучая быт, повадки бурлаков. И, наконец – Александр Иванов.  «Явление Христа народу» писал 20 лет, сделал более 600 эскизов.
Полноводная река реализма, взбурлившаяся после незначительных порогов, (импрессионизм) разбившаяся на течения, вновь вошла в основное русло и потекла дальше к океану мироздания. Но на пути безмятежной реки, встретится, встретится еще много препятствий.
Ужасно, когда талантливый живописец, не понятно с чего, вдруг начинает  сворачивать с пути классической живописи и ударяется в написание квадратиков, черточек, кружочков, располагая их на холсте  в произвольном порядке. Малевич, Кандинский. Считается родоначальником абстракционизма.
 
 Но, читайте Валерия Байдина, в частности «Оккультная мистерия русского авангарда» и свет в понимании происходившего забрезжит.
Вселенная, после большого взрыва стремилась к упорядочиванию и упорядочилась. На картинах абстракционистов – хаос, т.е. энтропия стремится к бесконечности. Правда, есть и плюс. Картины абстракционистов можно повесить, где угодно и как угодно. В холле, в ванной, в клозете, в бане, в избе и наконец, в хлеву. Причем можно вешать вдоль, поперек, вверх ногами, суть не изменится. Человек образованный, умный, при виде картины абстракционизма придет всего лишь в недоумение. Бездарность же в восторге. Он чувствует художник и он, одного поля ягоды. И в диком ажиотаже начинает подражать, имея в виду, что путь ему указал известный художник. Большего вреда живописи принести нельзя было.
И вот наша прекрасная, полноводная река реализма разбивается об утес – именуемый поп – арт. А на вершине утеса Энди Уорхол. Посредственность. По мнению самого художника, его лучшей работой была «банка супа «Кэмпбелл».
 
Свою страсть к рисованию обыденного, Энди объяснял очень просто: «Я работаю с тем, что мне нравится». А супы «Кэмпбелл» очень любил, поедал их прямо из банки.  Лучшие произведения: одна зеленая бутылка Кока - Колы, три зеленые бутылки Кока - Колы, разноцветная Мерлин Монро, красный Ленин и верх живописного мастерства банан. Дух захватывает. И покупают же. «Банка «Кэмпбелл» ушла за 24 миллиона долларов. Мерзавец – дотянулся своими, измазанными в фуа гра, ручонками до великих. Испохабил «Венеру» Боттичелли. Народ ликует, народ решает.  На этот счет есть замечательное высказывание Леонардо да Винчи. Работая во Флоренции на Республику, его очень мучил гонфалоньер  выборный правитель) Содерини. Требовал отчета о расходовании красок, кистей и всего того, что нужно художнику для творчества. Делал замечания, давал советы, будучи бездарной серой личностью. Человек, добравшись до власти, будучи гонфалоньером, либо министром культуры, начинает учить, как писать картины, учебники истории, влезает в литературу. Причем все это говорится и советуется безапелляционно.  О* Рурк : «Власть всегда притягивала и притягивает самый низкий человеческий материал. На протяжении всей истории человечеством играли подонки». Умнейший человек – Раневская говорила: «талант это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками. Чего я никогда не встречала у посредственности».  Так вот, Леонардо предложил Содерини, собрать народ и киданием белых и черных шаров в урну определять хорошая картина или плохая. Ибо «один умный человек может сомневаться, ошибаться, десять, сто, тысяча глупцов ошибаться не могут никогда. Потому что, глас народа, глас божий».
Хрущев на выставке авангарда. «Это педерастия в искусстве…», «Вызывает ли это какое-нибудь чувство. Хочется плюнуть. Вот эти чувства вызывает», «Безобразие, что это, осел хвостом писал или что». И ведь в этом крупицы правды есть.
Многострадальная река, измученная порогами, утесами, утыкается в плотину- современное искусство. Это конец. Теперь операторы на плотине, решают, когда дать свободу реке, когда её пустить по водоотводному каналу.  Причем: «что касается современного творца, то наличие грязного свитера, употребление наркотиков, пьянство, несимпатичное поведение стали столь же необходимы» (Кантор). Интересно высказался наш известный художник Эрик Булатов о на- писании картин. За точность высказывания не отвечаю. «При написании картин я душу в них не вкладываю. Фиксирую жанровую картинку, переношу на холст, раскрашиваю и обязательный элемент – вставка, либо речевка - «Слава КПСС», либо портрет советского вождя, либо еще что–ни будь из советского, как я считаю поганого, прошлого.
 
Затем говорю зрителю. Давай дружок поработай душой, теперь ты».  Смело? Очень. Это вам не на амбразуру бросаться. Здесь нужно особое мужество. И какой духовный человек, Эрик Булатов. Ни наночастицы души, как сейчас любят говорить, не отдал ни одной картине. Леонардо – бездуховный, потому что всю душу отдал своим произведениям. Даже Уорхол частично бездуховный. Так как рассовал свою мелкую душонку по бутылкам Кока- Колы, да в банки с супом «Кэмпбелл».
 И пошли галереи, перфомансы, биеннале, саммиты, конгрессы. И все о современном искусстве.    Перфоманс. Молодой талант из Гомеля, приехавший покорять Москву, совершил акт дефекации в музее, у картины Рембрандта. (Кантор). Музейщикам, на мой взгляд, надо серьезно отнестись к этому перфомансу. А то, ни дай Бог, найдется еще более ретивый молодой человек, из Мухосранска, подгонит к музею ассенизаторскую машину и зальет дерьмом не одну картину, а целый зал. Внимательно, внимательно надо следить, не едет ли ассенизаторская машина. Где–то на перфомансе выставляют унитаз. На биеннале – инсталляция - унитаз, набитый навозом, и им же вымазанный.  То то радости крестьянину, случайно забредшему на биеннале. Мама родная, да у меня такая инсталляция на заднем дворе, да поболее.  Известная всем Ёко Оно выставила в музее Гугенхайма баночки, с водой, с именами известных людей. Объясняя, что человек состоит из воды на 90%. Так вот они известности в баночках.  Повесила, правда на соседнюю стенку два презерватива, чем мотивировала, не помню. Ну, разве Джорджоне или Микеланджело додумались бы до такого, вряд ли. Правда, тогда и презервативов то не было. Милая дама, куратор выставок, в музее современного искусства Гугенхайма, с восторгом, граничащим с безумством, рассказывает о комиссаре от искусства, Кандинском. Причем показывает его абстрактные работы. С еще большим восторгом говорит о импрессионистах (daub) и договаривается до того, что импрессионизм – верх изобразительного искусства. Клиника.
Напрашивается название для современного искусства, по аналогии с пуантилизмом, импрессионизмом. Что в основе современного искусства – фекалии, дерьмо. По французски это звучит более благозвучно – merde. А  современных художников будем звать по русски – засранцы, говнюки.  И современное искусство это полное MERDE.
Вы, наверное, обращали внимание, у метро, у подземных переходов ходят дамочки с billboard* ами: рисую за один день. Каково? Не удивлюсь, если вдруг, увижу дамочек с billboard* ами: рожаю за четыре недели (три, пять и т.д.). Правда, это называется – аборт. И продукция аборта известна – la suspension. Производят её гинекологи. Гинекологи от искусства производят похожий продукт.  И галереи современного искусства, помимо дерьма, заполнены еще, после абортным продуктом. 
Перефразируя поэта Бездомного из «Мастер и Маргарита»: «…….а собрать всю эту сволочь, да на Соловки».
Но появились, повылазили из щелей   L* obscurantisme . Уж то они вам покажут. Уже успели обидеть милого, славного Сидура.  Какие такие их чувства он оскорбил. Ну, валялись всякие железки, где ни попадя. Подобрал, отчистил, упорядочил, превратил в произведения. Обозвал. «Железные пророки», «Человек взывающий» и много других произведений, получивших мировое признание.
 

Откуда столько злобы. Забыли, забыли Спасителя.
 Занавес. Реквием!


Рецензии
"Навоз-вдруг изумруд"
Воистину слово мудрое
Зелёный сад

Елена Хвоя   24.05.2023 12:32     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Вова.
Я застряла на первой же Мадонне Чимабуэ. Пока не посмотрю картины, не почитаю про мастера, про направление, вряд ли сдвинусь.
:-)

Елена Хвоя   29.05.2023 22:35   Заявить о нарушении

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →