Как работать с математическими гениями

Сейчас занимался с одним школьником-математиком, успешно выступающим на олимпиадах на уровне региона и всероса. Он еще пытается и физику затащить, хотя математический стиль мышления иногда помогает, но иногда и сильно мешает решению задач по физике. Взяли задачку из всероса каких то прошлых лет, где крокодил Гена купил утюг, который работает от 220В, а у него дома 127В, а рубашку надо гладить от 200 до 300 градусов, а теплообмен пропорционален разности температур, поэтому дома нагревается только до 121 градуса. А у Чебурашки дома как раз 220В. Сможет ли Гена погладить у Чебурашки рубашку? Если нет, почему? Если да, то как? После некоторого колдовства с законом Джоуля-Ленца он нашел, что у Чебурашки утюг будет иметь температуру 340 градусов и гладить рубашку нельзя и это была правда. Точнее, половина правды. Гладить то нужно. И прямо в таких условиях. Я спросил:
- Есть варианты?
Он подумал и сказал:
- Конечно. Надо изменить либо закон Джоуля-Ленца, либо закон теплообмена.
Это было реально круто: подстроить законы физики под свои нужды. Но в физике так не принято.
- Ммм... Это будет сложно. Давай законы физики будем менять в последнюю очередь. А еще есть варианты?
- Да. Надо понизить температуру комнаты градусов на 50, тогда за счет теплообмена температура утюга понизится.
- И как ты себе это представляешь?
- Ну, допустим, на улице мороз - 40, а в комнате +20.
- И что? Ты предлагаешь выйти на балкон и гладить на морозе?
- Ну да, а что?
- Мммм... Ну, как-то неудобно что ли. А покомфортнее вариант есть? И предположим, что на улице лето.
- Тогда нужно изменить поток тепла от утюга - от него зависит разность температур.
- Ну, обычно поток тепла считают следствием, а разность температур - причиной. Ну, допустим. И как изменить поток тепла?
- Надо облить утюг водой!
Мне пришлось напомнить ему про короткое замыкание и про то, что водопроводная вода - прекрасный проводник электричества и рассказать пару историй из жизни.
После этого он задумался, а потом родил еще несколько убойных вариантов решения этой проблемы: разобрать утюг и оторвать часть нагревательной обмотки, изменить напряжение в сети (за счет подключения чайника!), изменения климата, изменения физических свойств рубашки и т.д.
В конце концов, мне пришлось открыть ему страшную тайну: любой человек, не знающий физики и математики, легко справится с этой задачей просто выключая и включая утюг в нужной пропорции времени, легко уменьшая тем самым среднюю потребляемую мощность. Мне понравилась его реакция:
- НУ Я ЖЕ ЭТО И ГОВОРИЛ!
Потом он добавил:
- Просто я никогда не гладил утюгом и не знал, что у него есть выключатель!
Да, с математическими гениями работать непросто!


Рецензии