Залы града Петра. Тронный!

  Великолепие залов  не просто особая грациозная красота,
Великолепие залов дарит величие замыслов всегда
И грандиозность желаний для создания будущего
И желания для Родины Великой - великое творить, желать себе - Великого труда!
       Георгиевский (Большой тронный) зал Зимнего дворца.
Георгиевский (Большой тронный) зал создан в 1787—1795 годах по проекту Джакомо Кваренги. Огромное двухсветное помещение зала было выполнено в классическом стиле. Освящён 23 ноября 1795 года в день Святого Георгия Победоносца, откуда и получил своё название.
  В связи с тем, что Тронный зал Растрелли не был завершён, в 1774 году принимается решение коренным образом переделать под представительские функции находящуюся рядом с апартаментами Екатерины II Светлую галерею, на месте которой появляется Белая галерея, созданная по проекту архитектора Фельтена. Однако вид нового зала по каким-то причинам не удовлетворил императрицу и уже в 1776 году принимается решение отделать галерею цветным камнем. Идею использовать цветной натуральный мрамор в парадных интерьерах Фельтен высказывал ещё в 1764 году, но одобрение последовало лишь спустя двенадцать лет. Беспримерная в отечественном строительстве отделка грандиозного зала «российским камнем» совпадала с идеей прославления могущества империи. В 1776 году был заключён контракт на изготовление мраморных деталей: 52 колонны, 48 пилястр и 165 аршин антаблемента с балюстрадой. Однако реализовать задуманное довелось уже Джакомо Кваренги, который построил для Тронного зала отдельный корпус, примыкающий к восточному фасаду Зимнего дворца Растрелли.
    Грандиозный по площади (около 800 кв. м.) двусветный зал выглядел чрезвычайно торжественно: расположенные вдоль стен парные колонны делали его похожим на античный храм. В оформлении был использован только натуральный мрамор белого, серого, розового и голубоватого оттенков, позолоченые детали и яркий живописный плафон. Вблизи трона в полукруглых нишах продольных стен стояли аллегорические статуи «Вера» и «Закон», символизирующие основы, на которых зиждется российская государственность. Расположенный за ним Аполлонов зал стал переходом в Картинную галерею, которая находилась в здании Малого Эрмитажа.
    Монументальность архитектурного решения была подчёркнута разбивкой металлического потолка на глубокие кессоны, внутренние поверхности которых декорированы орнаментальными композициями из выбивной позолоченной меди. По распоряжению Николая I рисунок паркета повторил разбивку и орнаментальные мотивы потолка. Уникальный паркет зала содержит набранный из 16 пород рисунок, который ярко выделяется на фоне красного дерева (для Тронного зала сделали исключение, применив столь мягкую быстро изнашивающуюся породу). Рисунок позолоченных орнаментов потолка зала повторяет узор паркета из 16 пород цветного дерева. При повторном восстановлении откорректировали развеску люстр, раскрыв центральный вид на барельеф: над тронным местом разместился огромный мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона».
    Под Георгиевским залом располагались кухни с подсобными помещениями. В западном углу был устроен подъёмник для доставки пищи из главного буфета, разместившегося в антресольном этаже под залом. Это место и сейчас легко обнаружить по характерным конструкциям паркета. В подвале был устроен главный ледник дворца. Но из-за находившихся рядом пневматических печей лёд преждевременно таял, создавая сырость, поэтому в 1855 году ледник был упразднён.
   Большой императорский трон был исполнен в Лондоне 1731—1732 гг. Н. Клаузеном по заказу императрицы Анны Иоанновны.
    В 1997—2000 годах тронное место было восстановлено.
    В 2013 году Государственный Эрмитаж возродил традицию празднования Дня святого Георгия, которое проходит ежегодно 9 декабря в Георгиевском зале. Во время церемонии выносят подлинные знамёна и штандарты Российской императорской армии.


Рецензии