Курочка Ряба - детская сказка?
Но что уж такое волшебное скрывается в этой маленькой сказочке? Пожалуй, только сама курочка Ряба и её ЗОЛОТОЕ яйцо. Появление такого яйца – это уже волшебство. Но ведь есть варианты и без золотого яйца! Есть варианты только с ПРОСТЫМ яйцом, есть с ПРОСТЫМ и ЗОЛОТЫМ яйцом, а есть варианты и с волшебной курицей, которая несёт ТОЛЬКО ЗОЛОТЫЕ яйца. Причём в массе сказочно-мифологического материала на эту тему речь может идти не только о «курице», но и о других птицах – «утке», «гусе»...
Как не заблудиться во всём этом разнообразии сюжетов, какой вариант следует взять за основу и дать детям в первую очередь, не вызывая путаницы в их сознании?
Не приблизившись к ИСТОКАМ этой сказки, трудно понять её смысл. И чем дальше мы уходим в прошлое по её следам, тем больше отдаляемся от знакомых нам сказок и всё глубже погружаемся в космогонию древних эпосов – в тайны индийских «Вед», карело-финской «Калевалы», древнеегипетской «Книги Мёртвых» и многих других священных книг. Хотя, некоторые исследователи считают такое погружение излишним. Мол, весь смысл этой сказочки понятен даже ребёнку: не плачь, если что-то разбилось, будет тебе новое! Не устраивай трагедии, не делай «из мухи слона» по мелочам! Вот и всё. И не надо больше ничего искать, куда-то там «погружаться». Зачем? Всё просто!
Но не будем забывать, что перед нами не простая, а ВОЛШЕБНАЯ сказка, хоть и весьма упрощённая, «обкусанная» поколениями рассказчиков, всё более и более теряющих связь с духовным миром. К сожалению, со временем волшебные сказки превращаются в обычные прозаические рассказы с элементами фантастики, абсурда, «чудачества», а то и вовсе в грубые народные анекдоты. Уходит понимание того, что слова в сказках живут ДВОЙНОЙ жизнью: с одной стороны – это обычные, знакомые каждому герои, явления и предметы, а с другой – глубокие символы.
Известный сказковед В.Я. Пропп справедливо замечает:
«Сказочная композиция в значительной степени построена на наличии двух миров: одного реального, здешнего, другого волшебного, сказочного, то есть нереального мира, в котором сняты все земные и царят иные законы».
Но эти «иные законы», к познанию которых и призывает волшебная сказка, в наше время уже мало кого интересуют…
По мнению филолога и лингвиста В.Н. Топорова, сказки о курочке, снесшей яйцо и мышке, разбившей его, можно рассматривать как «крайне вырожденный вариант» космогонических представлений. В чём же проявляется это вырождение? В смешном, комическом! А главное – всё просто: ПРОСТЫЕ дед и баба, ПРОСТАЯ курочка, ПРОСТОЕ яичко. В.Я. Пропп относит эти варианты к области именно комического: «само событие ничтожно… и находится в комическом контрасте с чудовищным нарастанием вытекающих из него последствий (разбилось яичко – сгорела вся деревня)». Но так ли всё просто?
Вот как выглядит «комический» вариант сказки (сб. А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки», №70 «Курочка»):
«Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идёт просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать…»
Далее идёт пересказ всех событий, от которого просвирня «все просвиры изломала и побросала». От этого же пересказа дьячок «перебил все колокола», а поп «все книги изорвал».
В том же сборнике Афанасьева (№71) говорится о «курочке-рябушечке», которая «посадила яичушко», а мышка «бежала, хвостом вернула – яичко приломала! Об этом яичке строй (нищий) стал плакать, баба рыдать, вереи (столбы) хохотать, курицы летать… Поповы дочери ушат приломали, попадья тесто по полу разметала, поп стал книгу рвать…»
Характерно, что в обоих вариантах сказка заканчивается порванной книгой, видимо, Библией, т. е. рвётся основа всего бытия, всего духовного миропонимания. Мы становимся свидетелями катастрофы от… одного разбитого яичка!
В сходной по сюжету сказке «Курочка Ряба» (Саратовская обл.) тоже говорится о простом яичке, снесённом курочкой, которое «мышка расколола». Это событие вызывает одни несчастья – «деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался…»
И всё опять заканчивается на семье священника – попова дочь «вёдра разбила, коромыс разбила», попадья «выкинула пироги за окошко», поп с горя «как ударится об косяк!»
Эти персонажи есть и в вологодском варианте сказки – «поповы девки вёдра изломали с горя», попадья «под печку пироги посадила без памяти», поп стал «в набат звонить», а миряне «стали драться с досады».
Если ограничится только этими сюжетами, то можно сделать вывод, что сказка о Курочке Рябе – вовсе не волшебная, это просто забавная народная байка, и больше ничего. Тут же всё предельно ясно – не делай бурю в стакане воды, трагедию из-за ерунды, «включай» голову, не торопись паниковать, рвать и метать по пустякам… Так?
Так! Для ЭТИХ вариантов такой вывод вполне логичен. Вопросов нет. Все эти поздние варианты – свидетельство разложения и деградации волшебной сказки в сторону байки, анекдота. Время на всё накладывает свой отпечаток. Здесь нет ничего удивительного. Единственное, что удивляет в первом варианте – это выражение не «курочка ряба», а «курочка-татарушка». Почему? Причём здесь татары? Может, это намёк на давние времена? Среди русских пословиц можно встретить такую:
«Умерла та курица, что несла золотые яйца». И ещё более конкретную: «Умерла та курица, которая несла татарам золотые яйца».
Видимо, это намёк на дань, которую когда-то платила Русь татарам, а теперь этот процесс прекратился, дань «умерла». Теперь золотой прибыли от «курицы» нет, но есть какое-то странное яйцо – «пестро, востро, костяно, мудрено!» Попробуем расшифровать эти намёки:
ПЕСТРО – т. е. «в крапинку», не однотонное, а пёстрое, цветистое, разукрашенное.
ВОСТРО – т. е. «умно», с вострым (острым), особенным умом, смыслом.
КОСТЯНО – т. е. в твёрдой оболочке, но всё же способной расколоться.
МУДРЕНО – т. е. то, что не каждому дано понять, о чём ведают только мудрецы.
И вот такое странное не золотое, но и не простое яйцо разбивает «мышка». Ни дед, ни баба в этих сказках его НЕ БЬЮТ.
Многие варианты делают акцент на мышином хвостике: она им «тряхнула», «крутанула», «задела», «зачепила», «вильнула». Хвост непосредственно входит в контакт с яйцом… Почему именно хвост? О чём это говорит? Видимо, сказка намекает на самое малое движение, самый лёгкий толчок… Но его достаточно, чтобы началось необратимое разрушение всего мироздания! Дед и баба видят разбитое мышиным хвостиком яйцо – оно на полу, его уже не съешь, т. е. не вкусишь новой жизни, скрытой в нём… Это «мудрёное» яйцо могло бы принести пользу, энергию новых жизненных сил, но… Поздно! Яйцо разбито, жизнь подошла к концу и нет надежды на продолжение рода: «девочка-внучка с горя удавилась».
Вместе с ЧЕЛОВЕКОМ (дед и баба, как одно целое) плачет, сокрушается, теряет разум, сходит с ума всё живое и не живое вокруг… Эта всеобщая земная катастрофа гиперболизируется и наполняется каким-то жутким бесовским смехом – вереи стали «хохотать». Всё, что было раньше, теперь погибло! Но почему именно теперь? Неужели раньше дед и баба не разбивали яиц, не роняли их на пол?
Выходит, всё дело в МЫШКЕ! Именно с неё начинается вся цепочка несчастий. К тому же мышиный ХВОСТИК – виновник разбитого яйца – очень напоминает змейку, а она – библейского змея-искусителя, в образе которого является Еве сам дьявол: «Змей был хитрее всех зверей полевых…» (Бытие, гл.3:1). Неужели сказка действительно намекает на конец света и победу зла над добром? Ведь в этих сказочных вариантах «мышка» не обещает «золотого яйца», да и как она может его обещать, если сама олицетворяет зло?
Однако, в «Апокалипсисе» (Откровение св. Иоанна Богослова, гл.20:2) говорится: «Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет…» Далее его участь решена окончательно: «А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное…» (гл.20:10). То есть гибель зла предопределена и НАДЕЖДА на спасение есть! Почему же ничего не говорится о «золотом» яйце? Видимо, для поздних рассказчиков важнее поведать о «простом», земном, житейском и – просто посмеяться…
Но есть и вторая часть сказочных сюжетов о курочке Рябе. В них, наряду с простым, сообщается и о ЗОЛОТОМ яйце. Это волшебное яйцо появляется то вначале, то лишь в конце сказки (как обещание):
«Не плачь, дед, не плачь, бабушка! Снесёт вам курочка рябушечка другое золотое яичко, лучше прежнего!» (Воронежская обл.)
«Снесу вам ещё яичко… не простое – золотое» (обр. А. Толстого).
В белорусском варианте Курочка говорит: «Не плачьте!» и сносит золотое яичко. «Дед яго продав и купив печь… к печи – трубу, к трубе – избу, а в избу – лавцы. Завели ребят – все по лавкам сидят…»
В этом варианте так же, как и в «Сказке про утку с золотыми яйцами» (Афанасьев, №78), «яйцо» понимается как товар, как кусок золота, который можно продать и обогатиться:
«Стала утка нести яички – один день золотое, другой день серебряное; стал он (бедный брат) продавать их купцам да боярам и куда как разбогател скоро!»
Здесь роль «курочки» играет «утка», что не меняет сути происходящего, но отсылает нас в далёкое прошлое, к карело-финскому эпосу «Калевала». В нём Бог Всевышний Унко в образе «утки» сносит шесть золотых яиц и одно железное. Из них возникает Вселенная:
«Из яйца, из нижней части вышла мать-земля сырая,
Из яйца из верхней части стал высокий свод небесный…»
Текст «Калевалы» во многом совпадает и с древнеиндийскими мифами (сотворение мира из хаоса Брахмой с помощью золотого яйца), и с древнеегипетской космогонией (яйцо, из которого родился Бог Солнца, рассеяв тьму и хаос). Изначальное космическое ЯЙЦО было невидимым, оно возникло во тьме до сотворения мира. Из него в образе ПТИЦЫ появилось Солнечное Божество… Затем этот духовный процесс творения идёт дальше, возникают всё более и более плотные миры, вплоть до физического.
В легендах и мифах древнего Востока говорится о хаосе, который находился в огромном ЯЙЦЕ, в нём были скрыты все формы жизни. Так индийские «Веды» сообщают нам о том, что бог Брахма долгое время спал в ЗОЛОТОМ яйце. Пробудившись, он создал землю, небо, духов, людей…
Всё это совпадает с представлениями о сотворении мира и наших далёких предков. Яйцо было для славян символом первоосновы всего сущего. Академик Б.А. Рыбаков в своей книге «Язычество древней Руси» (с.321), пишет:
«…яйцо, предназначенное для ритуала, должно было изображать мир в целом, со всеми его земными и небесными разделами… в широкой части яйца нарисованы пиктограммы земли, засеянного поля; далее идут волны океана, омывающего землю, а на самом верху изображены две небесных хозяйки мира – рожаницы…»
Не об этом ли яйце идёт речь в сказке: «пестро, востро, костяно, мудрено»? Если это так, то разбив ТАКОЕ яйцо, «мышка» действительно губит всё мироздание!
Что же приходит ему на смену? В некоторых вариантах – только обещание «золотого» яйца – «золотого века» – в БУДУЩЕМ. Обработку этого сказочного сюжета мы находим у А. Толстого: «Снесу вам ещё яичко… не простое – золотое».
Если подразумевать под «золотым яйцом» не кусок золота, не сумму денег и телесных удовольствий, а «золотое», светлое, солнечное (духовное) БУДУЩЕЕ, то финал сказки утверждает идею новой жизни! Тогда такое ЗОЛОТОЕ яйцо несёт в себе зародыш нового жизненного цикла, солнечного, духовного по своей сути.
Вспомним слова Христа, сказанные Никодиму: «Должно вам родиться свыше» (Ев. от Иоанна, 3:7). Для этого нового жизненного цикла необходимо духовное перерождение. Но оно не доступно старому (ветхому) ЧЕЛОВЕКУ в лице «деда» и «бабы». Отсюда – их безутешный плач… Придёт ли утешение? Когда? В Ветхом Завете говорится об этом только в будущем времени:
«И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное…» (Иезекииль, 36:26). Мы видим, что этот новый (золотой) век ещё впереди.
Но удивительно, что в некоторых сказочных сюжетах ЗОЛОТОЕ ЯЙЦО даётся СРАЗУ, как чудесный дар!
В сказке «Курочка рябушечка» (Воронежская обл.) «курочка была не простая, значит, и несла яички золотые. Вот снесла рябушка золотое яичко, крупное такое, любо смотреть».
Дед и баба НЕ БЬЮТ яичко, а «любуются» им… Какая радость! Но, к несчастью, ночью мышка его задевает, яичко падает на пол и разбивается… Дед и бабушка заголосили, а курочка им говорит:
«Не плачь, дед, не плачь, бабушка! Снесёт вам курочка рябушка другое золотое яичко, лучше прежнего».
То, что яичко разбилось, – случайность. Не горюйте! Главное – есть «не простая», а «золотая» КУРОЧКА! Мир уже другой, плакать не о чем! Здесь нет и намёка на «мировую катастрофу», нет семейства священнослужителя, всё происходит внутри своего «дома», т. е. внутри одного человека… Что же это за человек? Неужели человек БУДУЩЕГО?
Наконец, есть варианты, в которых дед и баба яичко БЬЮТ.
В сказке «Про курочку рябу» (Харьковская обл.) курочка «знесла яечко не простее, а золотее. Дид бив – не разбив, баба била – не разбила». Яичко разбивает (как и в других вариантах) мышка – «хвостыком зачепила». Возникает всеобщий хаос, даже река становится «кривяною» (кровавой), а поп отрезает себе косу.
Похожий сюжет встречается во многих областях. ЗОЛОТОЕ яичко дед и баба разбить не в силах, это удаётся только мышке. Дед и баба плачут… Курочка обещает им снести яичко «не золотое – простое!» (Черниговская обл.) Этот вариант пересказал К.Д. Ушинский. Но с ним не согласен А.Н. Толстой. Он считает, что последняя фраза должна звучать наоборот: «не простое – золотое».
Какой же вариант лучше и точнее остальных отражает идею всей сказки? Но прежде всего – а сказка ли это? Волшебная, или нет? Если «да», то все поздние дополнения, всё комическое, анекдотическое и нарочито «ужасно-катастрофическое» следует оставить в стороне. Тогда остаются главные «действующие лица» – ДЕД, БАБА, КУРОЧКА, ЯЙЦО и МЫШКА. Причём ДЕД и БАБА (как и других сказках) скорее всего понимаются как единое целое, как ЧЕЛОВЕК, проживший долгую земную жизнь. Если считать эту сказку волшебной, уходящей своими корнями вглубь тысячелетий, то без ЗОЛОТОГО яйца в ней никак не обойтись. Но в какой момент оно должно появиться? В начале, или в конце?
Всё говорит нам о том, что это не столько сказка, сколько ПРИТЧА о сотворении МИРА и эволюции ЧЕЛОВЕКА. Золотое яйцо – начало всему, отправная точка всего творения.
А весь дальнейший сюжет в предельно лаконичной, образной форме раскрывает нам содержание не только древних космогонических мифов, но в том числе и Священного Писания (Библии). Не случайно К.Д. Ушинский взял именно «черниговский» вариант сказки о Курочке Рябе и включил его в свою книгу «Родное слово» (Собр. соч., т.6) для обучения крестьянских детей. В ней можно найти множество сказок на библейские сюжеты. С какой целью давались такие сказки?
Цель – дать детям яркие, запоминающиеся ОБРАЗЫ, которые не погаснут в их сознании, а будут жить и готовить дух к восприятию СВЯЩЕННЫХ КНИГ.
К.Д. Ушинский дал детям ту картину мироздания, которая в будущем раскроется перед ними во всей своей духовной глубине при чтении Ветхого и Нового Завета.
Это не просто сказка, а СКАЗКА-ПЕРЕСКАЗ древнего повествования о сотворении ВСЕГО СУЩЕГО – РАЯ (золотое яйцо), ЧЕЛОВЕКА и ЗМЕЯ (мышь) – в тех образах, которые были когда-то найдены и остались в народной памяти на века.
Человек не дорожил ЗОЛОТЫМ ЯЙЦОМ (РАЕМ), бил-колотил БОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЕНИЕ и в итоге получил то, что заслужил – ПРОСТОЕ яйцо.
Конечно, это далеко не полная картина ВСЕГО нашего земного бытия, а лишь её малая часть, «капелька», взятая из огромного и необъятного духовного «океана». Но в ней скрыта вся основная суть. И выглядит она так:
«Жили-были дед и баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое – золотое! Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком вильнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу я вам яичко не золотое – простое».
Свидетельство о публикации №123052007300