Жизненные наблюдения - 23. Отличники и двоечники

                Жизненные наблюдения - 23

                Отличники и двоечники

    Разговоры о совершенствовании общего образования ведутся у нас не то, что
   десятки лет, - сотни.
    Достаточно почитать рассказы классиков,чтобы убедиться в этом.Если вспомнить
   Фонвизина(1745-1792)-кстати, немца по происхождению, род которого вёлся от
   барона Питера фон Визина, то можно убедиться, что уже тогда в этом деле был
   полный швах. Недоросль-Митрофанушка - заурядное явление в зажиточных семьях.
   Так было и так есть. Помнится, в прессе времён Ельцина(газета "АиФ")писали о
   его внучке Борисе (было это в 1996 году):   
      "Пятнадцатилетний Борис, любимый внук Ельцина, которого Борис Николаевич
   считает продолжателем рода,будет посещать школу Мильфильд в местечке
   Сомерсет.Причем плата за обучение в год составляет 15 тыс. фунтов, или около
   23 тыс. долл. Вполне возможно, что в этой школе он встретится с 12-летним
   приемным внуком Дэн Сяопина, который является неофициальным лидером Китая.
   История школы - это история обучения детей богатых и могущественных
   представителей мира сего. Как пишет "Таймс",эту школу посещали сыновья короля
   Фахда из Саудовской Аравии, а также дочь короля Хусейна из Иордании."
     В эту суперпрестижную школу его пристроили, правда, всё оказалось бестолку-
   внучок очень быстро вылетел из неё, не выдержав строжайшей дисциплины и
   очень серьёзного подхода к обучению. Там "по блату" дипломы не выдают.
     У нас, к сожалению, подход к обучению не менялся и не меняется:
   "Зачем учить географию? - Ямщик и так довезёт."
   Нынче "ямщики" возят некоторых деток на "Майбахах" и "Роллс-Ройсах" с охраной,
   результаты учёбы, правда, всё те же - "по Фонвизину".
     Когда в РСФСР ввели обязательное общее образование? - Вот когда:
     Постановлением Совета Народных Комиссаров от 18 декабря 1923 года была
   создана единая трудовая школа,в которой обучаются совместно дети обоих полов.
   Школа состояла из двух ступеней: школа первой ступени для детей 8—11 лет
   (первые начальные 4 года обучения);
   школа второй ступени для детей 12—17 лет (обучение с 5-го по 9 классы).
   С 1929 года в школе появляются 10-е классы. Реорганизована позднее в среднюю
   общеобразовательную школу.
   В 1930 году введено всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте
   8—10 лет, а в городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках —
   всеобщее обязательное 7-летнее обучение.
   В 1933 году устанавливаются единые обязательные учебники по каждому предмету.
   В 1934 году Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и
   средней школы в СССР» закрепляется структура советской начальной и средней
   школы:
   начальная школа (с 1 по 4 классы);
   неполная средняя школа (с 5 по 7 классы);
   средняя школа (с 8 по 10 классы).
    Может, пора сворачивать эту лавочку? - Копать землю лопатой или драить полы
   в магазине можно безо всякого образования-вместо подписи, как было когда-то,
   (не так уж давно)ставить крестик.Лишь бы разговаривать не разучились.Впрочем,
   "молчание-золото", как известно. Главное - слушать и исполнять!
    Интересно, как учат русскому языку, если 2/3 страны(может и больше) употреб-
   ляет слова, несуществующие в русском языке - самый прелестный образец этого-
   отсутствующий в любом словаре русского языка глагол "ложить". Может, сами
   учителя так говорили на уроках?Видимо, именно так.Вспомните прекрасный фильм
   "Доживём до понедельника", в котором учительница начальных классов говорит в
   учительской:
    "Ой, Наташенька, у вас все-таки большие, а у меня вот такусенькие крохо -
   тульки, а хоть плач. Приносят зеркало, и все время на себя любуются. Я им
   говорю: Не ложьте зеркало в парту - ложат!"
    А "Дневник директора школы" с Олегом Борисовым? -
   Директор проводил собеседование с новой учительницей начальных классов:
   "Простите, а Вы на чём сюда добирались?" - "На транвае" - "А-а,на транвае...
   Знаете, Вы нам не походите." - "А почему?"
   Хорошо, что это увидели зрители, правда, многие ничего не поняли или забыли.
   Действительно - "Подумаешь, грамотеи!Всё же понятно и без их(!) правил!"
   Много чего придумали наши люди(причём,говорят это сплошь и рядом):"средствА",
   "моё день рождения", "квАртал", "дОговор", "будуЮщие", "хоЧим", "вряТли",и
   очень распространено, в первую очередь среди тех, кто пользуются
   каталогами постоянно - "катАлог").
   Про "одень" и "надень" лучше вообще не говорить -
   это уже "высшая математика".
    Меня и моих коллег-юристов раздражает безграмотность всяких-разных блогеров,
   телеведущих, актёров в многочисленных криминальных сериалах, употребляющих
   сплошь и рядом словосочетания "открыли уголовное дело" и "закрыли уголовное
   дело" - словно это не дело, а окно или дверь - нет таких терминов в юрис -
   пруденции: уголовное дело могут возбудить или прекратить, можно ещё
   приостановить. В популярном телесериале "Хроника разбитых фонарей" сотрудники
   милиции-полиции всё время что-то "открывают" или "закрывают" - и это несмотря
   на то, что в титрах этих фильмов или других значится:"консультант - генерал-
   майор Пупкин." Ясное дело, что гонорар за "консультативную работу" он получил
   но, видимо, фильм-то и не смотрел, иначе этого безобразия не было бы.
    Согласитесь, что мы слышим такую белиберду каждый день. Я когда-то пытался
   поправлять, хотя бы "ложить", иногда получалось, а нынче и говорить об этом
   опасно - или в лицо плюнут или матом обругают! "дОжили!" - Кстати, по нынеш-
   ним правилам произношения можно говорить и "Дожили" и "ДожИли".
    А ещё я несколько раз слышал,как говорили и вовсе какую-то бредятину,и кто
   только её изобрёл: "поклади". Во как!Сильны доморощенные русоведы!
   Я не учился на филфаке и не могу сказать, всегда ли так было. Мне часто
   вспоминается фильм Данелии "33", в котором главный герой - товарищ
   Травкин(Евгений Леонов), став всесоюзной знаменитостью вынужден был отвечать   
   на любые вопросы граждан(знаменитость же - всё должен знать!).
   В то время(1965 год) в стране разгорелась жаркая дискуссия о том, нужно ли
   заняться обновлением правил русского языка. Часть учёных-русистов(профессоров
   и академиков!) предлагала полную чушь:правописание и ударение производить по
   принципу "как слышим,так и пишем"(к чему мы, в общем-то, и пришли!).Можно себе
   представить, как бы начали учить детей в школе!Да сейчас этому, как видно,
   не придают никакого значения - "как хотите, так и говорите!"
   Так вот, - Травкину приснилось, что раздался телефонный звонок:
    "Это товарищ Травкин?" - "Ну!" - "Скажите, товарищ Травкин, как правильно
   писать - "заеЕц" или "заИц?" - "А как раньше писали?" - "ЗаЯц" - "А-а, пишите
   как хотите!"
    Не знаю, то ли мне тоже что-то приснилось, то ли действительно первый вариант
   этого эпизода был малость другим, но в моей голове отложилось иначе:"А как при
   царе писали?" - "ЗаЯц" - "Вот так и пишите!" - и бросил трубку.
     Эта реформа могла состояться в 1964 г. Суффикс "-ец" инициаторы реформы
   посчитали орфографически оправданным. Ведь он присутствует в словах "братец",
   "кормилец", "молодец", "красавец", "алтаец", "данаец".
   Однако, реформа не состоялась, и "заяц" с суффиксом "-яц-" осталось
   исключением. Понимал бы несчастный заяц, какие бури витали над ним!
     Обучение и дисциплина в школе до 80-х годов были вполне нормальными. Потом
   началось. Вышли на пенсию или умерли наши учителя, а новые стали жить и учить
   по-новому. Не все конечно, но многие. Школы превратились в некие филиалы заве-
   дений для умственно отсталых,дефективных,как их называли раньше,и хулиганов.
   Достаточно вспомнить прекрасную книгу "Республика ШКИД" и блестящий фильм,
   снятый по ней в далёком (увы!) 1966 году Геннадием Полокой. Мне было всего
   10 лет. Фильм в разные годы я смотрел раз десять, не меньше. Шедевр!
    Именно так,как в фильме,мне рассказывают учителя,сейчас обстоят дела:
   "милые детки" доводят учителей своими выходками до полного морального исто-
   щения; учителя,не выдерживая издевательств,срываются на ответную ругань,даже
   бьют их(в Англии,кстати,и сейчас принято нерадивых бить линейкой по рукам -
   и ничего -  все всё понимают правильно). Результаты плачевны - в большинстве
   случаев виноватыми считают учителей. Детки - "ангелы". По крайней мере, так
   говорят их родители. Если так дальше пойдёт, то учителей придётся каждый год
   направлять на лечение в какие-нибудь психиатрические профилактории.
   Я знаю детей,которые на уроках посылают учителей "на три буквы",разговаривают
   матом.
     Под окнами моего офиса кучкуются "девочки-припевочки" из соседнего
   юридического колледжа.Засадно курят и поливают матом через слово.Мне надоело
   это,я пошёл к декану,которая запретила им болтаться у меня под окном. А толку?
   Теперь другие слушают их "могучий русский язык".
     Можно ли с этим бороться? Думаю,бестолку.Это не лечится.Уродились уродами,
   уродами и помрут. Тем более - уродами не в первом поколении. Всё ведь идёт из
   семьи.
     Бунин говорил: "От осины яблоки не родятся".Знал бы он,куда всё прикатится.
   Многие родители давно перевели своих детей на учёбу в режиме "on-line".
   Учиться в филиале дурдома стало невозможно.
     Мне вспомнилась печальная история, которую я услышал в Москве на Вагань-
   ковском кладбище много лет назад. Я шёл по главной аллее, изучая памятники
   разных знаменитостей и увидел удивительную могилу: оградка выглядела так,
   будто сделана из золота, а внутри стоял такой же "золотой" Ангел. Конечно,
   это была начищенная бронза, но ярко светило солнце и казалось, что всё это
   золото!
    У могилки стояли две бабушки и разговаривали.Я стоял рядом и невольно слушал.
   "А ты знаешь,как она умерла?" - "Нет,а как?" - "Она училась в 10-м классе и
   на перемене какой-то мальчишки ударил её локтем в грудь. От удара развилась
   саркома и всё!" Это была дочь знаменитого художника Шилова Машенька, - ей
   было всего 16 лет! Шилов написал массу портретов дочери - они есть в Сети.
   А ведь умерла она давно, в 1996 году, - так ли это было,как говорила старушка,
   не знаю, но очень похоже на правду.
    Образование не всегда было впрок, в том числе и людям, ставшим великими.
   Вспомним русских людей-знаменитостей, учившихся в школе строго на "2":
    Гоголь:Двоечник. Успевал в Нежинской гимназии только по литературе и рисо-
   ванию. Через несколько лет стал всемирно известным писателем. 
   Его влияние  испытали в своём творчестве  Михаил Булгаков, Фёдор Достоевский,
   Рюноскэ Акутагава, Фланнери О’Коннор, Франц Кафка и многие другие.
   Гений рода человеческого. Первый Писатель России!Прожил всего 42 года.
    Менделеев:в детстве хотели исключить его из гимназии за плохую учёбу.
   После основательной взбучки от родителей взялся за ум, стал хорошо учиться.
   Стал величайшим учёным. Химик Номер Один.
    Лев Толстой: учился плохо. Не смог сам поступить в университет. Лишь помощь
   друзей его родителей привела туда. "Запихнули". Но на втором курсе он бросил
   учёбу(полное собрание сочинений и писем - 90 томов).
    Пушкин: в лицее по математике ему ставили не "2", а "0". Он ненавидел её
   всеми фибрами души. Со скрипом закончил лицей.   
    Маяковский: в 5-м классе уже бросил учёбу. После несуразностей, связанных с
   "хождением в революцию" в юном возрасте, арестов, занялся самообразованием,
   увлёкся поэзией. Результат всем известен - один из лучших поэтов последних
   ста лет.
    Андрей Тарковский:учился очень плохо.Успевал только по литературе и русскому.
   По праву входит в пятёрку лучших режиссёров 20-го века.
    Бродский:родившись в 1940-м году, пережил ленинградскую блокаду, был вывезен
   родителями в эвакуацию. Остался в 7-м классе на второй год. В 16 лет бросил
   школу.Всегда много читал,сам изучил польский и английский.Самоучка во всём.
   В возрасте 21-го года о нём уже говорили в Ленинграде как о гениальном поэте.
   Так и было - Нобелевка по литературе 1987 года.
    Не блистали в школе и зарубежные школьники.
    А.-М. Ампер: вообще не учился в школе.Абсолютный самоучка.Лионская академия
   изучала его труды, когда ему было лишь 13 лет. Гений.
    Томас Эдисон: великий изобретатель; более ста патентов на изобретения по
   оптике,электричеству и в других сферах.В школе считался самым слабым учеником.
   Не окончил ни школы, ни университета.
    Эйнштейн: аттестата не получил. Учился на "отлично" только по математике.
    Карл Линней:игнорировал всю школьную программу, кроме ботаники.  Впервые
   предложил систематизировать растения и животных на классы, отряды, роды, виды.
   Ввел в биологию свыше 1000 терминов. Предложил принцип двойных латинских
   названий: рода и вида в систематике растений и животных (бинарную
   номенклатуру).Линней открыл и описал около 1500 видов растений и свыше 400
   видов животных. Его труд "Система природы" переиздавался 12 раз.
   Великий Наполеон,чья фамилия стала нарицательной,когда говорят о гениальности.
   Отвратительно учился в школе. Успевал только по математике.
    Черчилль: был двоечником, последним учеником в классе - тринадцатым из
   тринадцати.Величайший политик всех времён и народов.Блестящий оратор.Умница
   Нобелевский лауреат по литературе в 1953 году.
   Ему принадлежит фраза: "У школы нет ничего общего с образованием".
    Трудно с ним не согласиться. Особенно сейчас.
   Есть и другие методы обучения - из-под палки. В "приличных семьях" в России
   это можно сказать об обучении детей музыке - мало кто хотел учиться играть
   на каком-нибудь инструменте. Мой старший брат и я не являемся исключением.
   Я хоть изредко играл свои любимые пьесы, а брат, получив диплом, ни разу не
   сел за пианино - так он его ненавидел.
    Самый яркий пример "учения из-под палки" - Паганини.Отец буквально измывался
   над ним, заставлял часами пиликать на скрипке, лишал еды за ошибки и лень,
   запирал на ключ. Он играл и тоскливо смотрел в окно на друзей, гоняющих на
   улице мяч. Он стал величайшим скрипачом в мире,а мог и не стать,если бы отец
   дал слабину. Скажем отцу "спасибо"!
    Когда-то я думал об этом,пересмотрев наш сериал "Никколо Паганини",снятый в
   1982 году и прочитав в переводе Галины Иззьер, автора нашего сайта, стихо -
   творение поляка Галчинского,написал своё. Вот оно:

                ЕВРЕЙСКИЙ МАЛЬЧИК
             
                Жил среди нас еврейский мальчик,
                С утра на скрипочке играл.
                Глядишь - опять в окне маячит,
                Мы думали - как он страдал!

                Не плакал он и не ругался.
                Умел терпеть любую боль.
                Подольше с нами быть старался.
                Любил, как мы, играть в футбол.

                Но тётя Клара говорила:
                "Григорий! - Быстро - марш домой"!
                И снова скрипочка грустила,-
                Что летом, что глухой зимой.

                Мы всяким пакостям учились,
                А он с суровой мамой жил.
                Мы по двору весь день носились,
                А Гриша всё пилил, пилил...

                Нас всех как листья разбросало, -
                Стал близким даже Сахалин.
                Убила многих водка с салом, -
                Мы и сейчас его едим.

                Я телевизор не включаю,
                Чтоб от тоски не умереть.
                Лишь иногда, за крепким чаем,
                "Культуру" можно посмотреть.

                И, как-то раз, я вдруг увидел,
                И поперхнулся леденцом:
                На весь огромный телевизор
                Сияло Гришино лицо.

                Он стал хорошим дирижёром
                И знаменитым скрипачом.
                Его сосед дворовый, - вором, -
                Известным в МУРе щипачом.

                Уж многие поумирали
                А мы кой-как ещё живём:
                Мы получили то, что ждали,
                И в том, что жизнь полна печали,
                Евреи вовсе ни при чём...

                25.09.2012    

   Перечень великих учеников-двоечников можно продолжать долго.
   Какие же выводы можно сделать из этого? - Придётся поставить во главе угла
   афоризм Черчилля.
    В чём же дело? Думается, вот в чём: известно,что все люди по своим склоннос-
   тям делятся на гуманитариев и технарей. Как говорили в период "хрущёвской
   оттепели" - на физиков и лириков.
    Школьное образование расширяет кругозор молодых людей, но и мучает их.
   Базовое образование,конечно,обязательно, но видимо в дальнейшем, в старших
   классах,нужно разделять детей на гуманитариев и технарей - кто к чему склонен.
    Если ребёнок ненавидит математику(как Пушкин), химию, физику и другие
   естественные науки,то не нужно делать так,чтобы он страдал - пусть учителя и
   родители выберут специализацию - расширенный курс обучения, исключив из него
   то, что впрок не пойдёт. Пользы от этого будет гораздо больше.
    Буквально вчера мне сказали, что в бывшей нашей школе ОГЭ по математике
   из тридцати учеников 22 написали на "2". "Блестящий результат!" - И кому это
   нужно?
    Пора что-то делать.Печально то, что тем, от кого зависит реорганизация
   обучения, это триста лет не нужно!Вот такой очередной рукотворный тупичок.
   Нечего умничать! - И так сойдёт!
   Наверное, именно это кому-то и нужно!
 
   
                19.05.23
   
   

   
    
   
       
   
    

   
   
   
            
               


Рецензии
Блестящее эссе, Юрий! Увы, да, сейчас специально отупляют детей, чтоб было общество потребления, чтоб не читали, а значит тушили в себе критическое мышление, что и видим уже, чтоб принимали безоговорочно политику правящей партии. А школа, как мне представляется, должна что-то закладывать в ребенка, какие-то основы, моральные в том числе, что-то воспитывать в человеке и указывать дальнейший путь, раскрывать потенциал, но мы видим совершенно противоположное, видим те мерзости, которые там творятся, и которые ученики потом выкладывают в сеть, не говоря уже о маньяках с оружием, которые, закончив школу, по прошествии времени, возвращаются туда, чтобы убить там всех и каждого. У государства сейчас рак, и соответственно страдает весь его организм. Спасибо, Юрий! С добром.

Денис Созинов   21.05.2023 22:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Денис!Произошло самое страшное: школа сложила с себя все полномочия по воспитанию детей, она капитулировала перед хамством, учителя стали жертвами своих "воспитанников", а это приводит к непоправимым последствиям, - когда-то Мережковский написал статью "Грядущий хам", вот он и пришёл во всей красе!Это уже не тупик - это пропасть! С уважением, Юра.

Юрий Иванов 11   22.05.2023 08:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.