Жизненные наблюдения - 23. Отличники и двоечники
Отличники и двоечники
Разговоры о совершенствовании общего образования ведутся у нас не то, что
десятки лет, - сотни.
Достаточно почитать рассказы классиков,чтобы убедиться в этом.Если вспомнить
Фонвизина(1745-1792)-кстати, немца по происхождению, род которого вёлся от
барона Питера фон Визина, то можно убедиться, что уже тогда в этом деле был
полный швах. Недоросль-Митрофанушка - заурядное явление в зажиточных семьях.
Так было и так есть. Помнится, в прессе времён Ельцина(газета "АиФ")писали о
его внучке Борисе (было это в 1996 году):
"Пятнадцатилетний Борис, любимый внук Ельцина, которого Борис Николаевич
считает продолжателем рода,будет посещать школу Мильфильд в местечке
Сомерсет.Причем плата за обучение в год составляет 15 тыс. фунтов, или около
23 тыс. долл. Вполне возможно, что в этой школе он встретится с 12-летним
приемным внуком Дэн Сяопина, который является неофициальным лидером Китая.
История школы - это история обучения детей богатых и могущественных
представителей мира сего. Как пишет "Таймс",эту школу посещали сыновья короля
Фахда из Саудовской Аравии, а также дочь короля Хусейна из Иордании."
В эту суперпрестижную школу его пристроили, правда, всё оказалось бестолку-
внучок очень быстро вылетел из неё, не выдержав строжайшей дисциплины и
очень серьёзного подхода к обучению. Там "по блату" дипломы не выдают.
У нас, к сожалению, подход к обучению не менялся и не меняется:
"Зачем учить географию? - Ямщик и так довезёт."
Нынче "ямщики" возят некоторых деток на "Майбахах" и "Роллс-Ройсах" с охраной,
результаты учёбы, правда, всё те же - "по Фонвизину".
Когда в РСФСР ввели обязательное общее образование? - Вот когда:
Постановлением Совета Народных Комиссаров от 18 декабря 1923 года была
создана единая трудовая школа,в которой обучаются совместно дети обоих полов.
Школа состояла из двух ступеней: школа первой ступени для детей 8—11 лет
(первые начальные 4 года обучения);
школа второй ступени для детей 12—17 лет (обучение с 5-го по 9 классы).
С 1929 года в школе появляются 10-е классы. Реорганизована позднее в среднюю
общеобразовательную школу.
В 1930 году введено всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте
8—10 лет, а в городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках —
всеобщее обязательное 7-летнее обучение.
В 1933 году устанавливаются единые обязательные учебники по каждому предмету.
В 1934 году Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и
средней школы в СССР» закрепляется структура советской начальной и средней
школы:
начальная школа (с 1 по 4 классы);
неполная средняя школа (с 5 по 7 классы);
средняя школа (с 8 по 10 классы).
Может, пора сворачивать эту лавочку? - Копать землю лопатой или драить полы
в магазине можно безо всякого образования-вместо подписи, как было когда-то,
(не так уж давно)ставить крестик.Лишь бы разговаривать не разучились.Впрочем,
"молчание-золото", как известно. Главное - слушать и исполнять!
Интересно, как учат русскому языку, если 2/3 страны(может и больше) употреб-
ляет слова, несуществующие в русском языке - самый прелестный образец этого-
отсутствующий в любом словаре русского языка глагол "ложить". Может, сами
учителя так говорили на уроках?Видимо, именно так.Вспомните прекрасный фильм
"Доживём до понедельника", в котором учительница начальных классов говорит в
учительской:
"Ой, Наташенька, у вас все-таки большие, а у меня вот такусенькие крохо -
тульки, а хоть плач. Приносят зеркало, и все время на себя любуются. Я им
говорю: Не ложьте зеркало в парту - ложат!"
А "Дневник директора школы" с Олегом Борисовым? -
Директор проводил собеседование с новой учительницей начальных классов:
"Простите, а Вы на чём сюда добирались?" - "На транвае" - "А-а,на транвае...
Знаете, Вы нам не походите." - "А почему?"
Хорошо, что это увидели зрители, правда, многие ничего не поняли или забыли.
Действительно - "Подумаешь, грамотеи!Всё же понятно и без их(!) правил!"
Много чего придумали наши люди(причём,говорят это сплошь и рядом):"средствА",
"моё день рождения", "квАртал", "дОговор", "будуЮщие", "хоЧим", "вряТли",и
очень распространено, в первую очередь среди тех, кто пользуются
каталогами постоянно - "катАлог").
Про "одень" и "надень" лучше вообще не говорить -
это уже "высшая математика".
Меня и моих коллег-юристов раздражает безграмотность всяких-разных блогеров,
телеведущих, актёров в многочисленных криминальных сериалах, употребляющих
сплошь и рядом словосочетания "открыли уголовное дело" и "закрыли уголовное
дело" - словно это не дело, а окно или дверь - нет таких терминов в юрис -
пруденции: уголовное дело могут возбудить или прекратить, можно ещё
приостановить. В популярном телесериале "Хроника разбитых фонарей" сотрудники
милиции-полиции всё время что-то "открывают" или "закрывают" - и это несмотря
на то, что в титрах этих фильмов или других значится:"консультант - генерал-
майор Пупкин." Ясное дело, что гонорар за "консультативную работу" он получил
но, видимо, фильм-то и не смотрел, иначе этого безобразия не было бы.
Согласитесь, что мы слышим такую белиберду каждый день. Я когда-то пытался
поправлять, хотя бы "ложить", иногда получалось, а нынче и говорить об этом
опасно - или в лицо плюнут или матом обругают! "дОжили!" - Кстати, по нынеш-
ним правилам произношения можно говорить и "Дожили" и "ДожИли".
А ещё я несколько раз слышал,как говорили и вовсе какую-то бредятину,и кто
только её изобрёл: "поклади". Во как!Сильны доморощенные русоведы!
Я не учился на филфаке и не могу сказать, всегда ли так было. Мне часто
вспоминается фильм Данелии "33", в котором главный герой - товарищ
Травкин(Евгений Леонов), став всесоюзной знаменитостью вынужден был отвечать
на любые вопросы граждан(знаменитость же - всё должен знать!).
В то время(1965 год) в стране разгорелась жаркая дискуссия о том, нужно ли
заняться обновлением правил русского языка. Часть учёных-русистов(профессоров
и академиков!) предлагала полную чушь:правописание и ударение производить по
принципу "как слышим,так и пишем"(к чему мы, в общем-то, и пришли!).Можно себе
представить, как бы начали учить детей в школе!Да сейчас этому, как видно,
не придают никакого значения - "как хотите, так и говорите!"
Так вот, - Травкину приснилось, что раздался телефонный звонок:
"Это товарищ Травкин?" - "Ну!" - "Скажите, товарищ Травкин, как правильно
писать - "заеЕц" или "заИц?" - "А как раньше писали?" - "ЗаЯц" - "А-а, пишите
как хотите!"
Не знаю, то ли мне тоже что-то приснилось, то ли действительно первый вариант
этого эпизода был малость другим, но в моей голове отложилось иначе:"А как при
царе писали?" - "ЗаЯц" - "Вот так и пишите!" - и бросил трубку.
Эта реформа могла состояться в 1964 г. Суффикс "-ец" инициаторы реформы
посчитали орфографически оправданным. Ведь он присутствует в словах "братец",
"кормилец", "молодец", "красавец", "алтаец", "данаец".
Однако, реформа не состоялась, и "заяц" с суффиксом "-яц-" осталось
исключением. Понимал бы несчастный заяц, какие бури витали над ним!
Обучение и дисциплина в школе до 80-х годов были вполне нормальными. Потом
началось. Вышли на пенсию или умерли наши учителя, а новые стали жить и учить
по-новому. Не все конечно, но многие. Школы превратились в некие филиалы заве-
дений для умственно отсталых,дефективных,как их называли раньше,и хулиганов.
Достаточно вспомнить прекрасную книгу "Республика ШКИД" и блестящий фильм,
снятый по ней в далёком (увы!) 1966 году Геннадием Полокой. Мне было всего
10 лет. Фильм в разные годы я смотрел раз десять, не меньше. Шедевр!
Именно так,как в фильме,мне рассказывают учителя,сейчас обстоят дела:
"милые детки" доводят учителей своими выходками до полного морального исто-
щения; учителя,не выдерживая издевательств,срываются на ответную ругань,даже
бьют их(в Англии,кстати,и сейчас принято нерадивых бить линейкой по рукам -
и ничего - все всё понимают правильно). Результаты плачевны - в большинстве
случаев виноватыми считают учителей. Детки - "ангелы". По крайней мере, так
говорят их родители. Если так дальше пойдёт, то учителей придётся каждый год
направлять на лечение в какие-нибудь психиатрические профилактории.
Я знаю детей,которые на уроках посылают учителей "на три буквы",разговаривают
матом.
Под окнами моего офиса кучкуются "девочки-припевочки" из соседнего
юридического колледжа.Засадно курят и поливают матом через слово.Мне надоело
это,я пошёл к декану,которая запретила им болтаться у меня под окном. А толку?
Теперь другие слушают их "могучий русский язык".
Можно ли с этим бороться? Думаю,бестолку.Это не лечится.Уродились уродами,
уродами и помрут. Тем более - уродами не в первом поколении. Всё ведь идёт из
семьи.
Бунин говорил: "От осины яблоки не родятся".Знал бы он,куда всё прикатится.
Многие родители давно перевели своих детей на учёбу в режиме "on-line".
Учиться в филиале дурдома стало невозможно.
Мне вспомнилась печальная история, которую я услышал в Москве на Вагань-
ковском кладбище много лет назад. Я шёл по главной аллее, изучая памятники
разных знаменитостей и увидел удивительную могилу: оградка выглядела так,
будто сделана из золота, а внутри стоял такой же "золотой" Ангел. Конечно,
это была начищенная бронза, но ярко светило солнце и казалось, что всё это
золото!
У могилки стояли две бабушки и разговаривали.Я стоял рядом и невольно слушал.
"А ты знаешь,как она умерла?" - "Нет,а как?" - "Она училась в 10-м классе и
на перемене какой-то мальчишки ударил её локтем в грудь. От удара развилась
саркома и всё!" Это была дочь знаменитого художника Шилова Машенька, - ей
было всего 16 лет! Шилов написал массу портретов дочери - они есть в Сети.
А ведь умерла она давно, в 1996 году, - так ли это было,как говорила старушка,
не знаю, но очень похоже на правду.
Образование не всегда было впрок, в том числе и людям, ставшим великими.
Вспомним русских людей-знаменитостей, учившихся в школе строго на "2":
Гоголь:Двоечник. Успевал в Нежинской гимназии только по литературе и рисо-
ванию. Через несколько лет стал всемирно известным писателем.
Его влияние испытали в своём творчестве Михаил Булгаков, Фёдор Достоевский,
Рюноскэ Акутагава, Фланнери О’Коннор, Франц Кафка и многие другие.
Гений рода человеческого. Первый Писатель России!Прожил всего 42 года.
Менделеев:в детстве хотели исключить его из гимназии за плохую учёбу.
После основательной взбучки от родителей взялся за ум, стал хорошо учиться.
Стал величайшим учёным. Химик Номер Один.
Лев Толстой: учился плохо. Не смог сам поступить в университет. Лишь помощь
друзей его родителей привела туда. "Запихнули". Но на втором курсе он бросил
учёбу(полное собрание сочинений и писем - 90 томов).
Пушкин: в лицее по математике ему ставили не "2", а "0". Он ненавидел её
всеми фибрами души. Со скрипом закончил лицей.
Маяковский: в 5-м классе уже бросил учёбу. После несуразностей, связанных с
"хождением в революцию" в юном возрасте, арестов, занялся самообразованием,
увлёкся поэзией. Результат всем известен - один из лучших поэтов последних
ста лет.
Андрей Тарковский:учился очень плохо.Успевал только по литературе и русскому.
По праву входит в пятёрку лучших режиссёров 20-го века.
Бродский:родившись в 1940-м году, пережил ленинградскую блокаду, был вывезен
родителями в эвакуацию. Остался в 7-м классе на второй год. В 16 лет бросил
школу.Всегда много читал,сам изучил польский и английский.Самоучка во всём.
В возрасте 21-го года о нём уже говорили в Ленинграде как о гениальном поэте.
Так и было - Нобелевка по литературе 1987 года.
Не блистали в школе и зарубежные школьники.
А.-М. Ампер: вообще не учился в школе.Абсолютный самоучка.Лионская академия
изучала его труды, когда ему было лишь 13 лет. Гений.
Томас Эдисон: великий изобретатель; более ста патентов на изобретения по
оптике,электричеству и в других сферах.В школе считался самым слабым учеником.
Не окончил ни школы, ни университета.
Эйнштейн: аттестата не получил. Учился на "отлично" только по математике.
Карл Линней:игнорировал всю школьную программу, кроме ботаники. Впервые
предложил систематизировать растения и животных на классы, отряды, роды, виды.
Ввел в биологию свыше 1000 терминов. Предложил принцип двойных латинских
названий: рода и вида в систематике растений и животных (бинарную
номенклатуру).Линней открыл и описал около 1500 видов растений и свыше 400
видов животных. Его труд "Система природы" переиздавался 12 раз.
Великий Наполеон,чья фамилия стала нарицательной,когда говорят о гениальности.
Отвратительно учился в школе. Успевал только по математике.
Черчилль: был двоечником, последним учеником в классе - тринадцатым из
тринадцати.Величайший политик всех времён и народов.Блестящий оратор.Умница
Нобелевский лауреат по литературе в 1953 году.
Ему принадлежит фраза: "У школы нет ничего общего с образованием".
Трудно с ним не согласиться. Особенно сейчас.
Есть и другие методы обучения - из-под палки. В "приличных семьях" в России
это можно сказать об обучении детей музыке - мало кто хотел учиться играть
на каком-нибудь инструменте. Мой старший брат и я не являемся исключением.
Я хоть изредко играл свои любимые пьесы, а брат, получив диплом, ни разу не
сел за пианино - так он его ненавидел.
Самый яркий пример "учения из-под палки" - Паганини.Отец буквально измывался
над ним, заставлял часами пиликать на скрипке, лишал еды за ошибки и лень,
запирал на ключ. Он играл и тоскливо смотрел в окно на друзей, гоняющих на
улице мяч. Он стал величайшим скрипачом в мире,а мог и не стать,если бы отец
дал слабину. Скажем отцу "спасибо"!
Когда-то я думал об этом,пересмотрев наш сериал "Никколо Паганини",снятый в
1982 году и прочитав в переводе Галины Иззьер, автора нашего сайта, стихо -
творение поляка Галчинского,написал своё. Вот оно:
ЕВРЕЙСКИЙ МАЛЬЧИК
Жил среди нас еврейский мальчик,
С утра на скрипочке играл.
Глядишь - опять в окне маячит,
Мы думали - как он страдал!
Не плакал он и не ругался.
Умел терпеть любую боль.
Подольше с нами быть старался.
Любил, как мы, играть в футбол.
Но тётя Клара говорила:
"Григорий! - Быстро - марш домой"!
И снова скрипочка грустила,-
Что летом, что глухой зимой.
Мы всяким пакостям учились,
А он с суровой мамой жил.
Мы по двору весь день носились,
А Гриша всё пилил, пилил...
Нас всех как листья разбросало, -
Стал близким даже Сахалин.
Убила многих водка с салом, -
Мы и сейчас его едим.
Я телевизор не включаю,
Чтоб от тоски не умереть.
Лишь иногда, за крепким чаем,
"Культуру" можно посмотреть.
И, как-то раз, я вдруг увидел,
И поперхнулся леденцом:
На весь огромный телевизор
Сияло Гришино лицо.
Он стал хорошим дирижёром
И знаменитым скрипачом.
Его сосед дворовый, - вором, -
Известным в МУРе щипачом.
Уж многие поумирали
А мы кой-как ещё живём:
Мы получили то, что ждали,
И в том, что жизнь полна печали,
Евреи вовсе ни при чём...
25.09.2012
Перечень великих учеников-двоечников можно продолжать долго.
Какие же выводы можно сделать из этого? - Придётся поставить во главе угла
афоризм Черчилля.
В чём же дело? Думается, вот в чём: известно,что все люди по своим склоннос-
тям делятся на гуманитариев и технарей. Как говорили в период "хрущёвской
оттепели" - на физиков и лириков.
Школьное образование расширяет кругозор молодых людей, но и мучает их.
Базовое образование,конечно,обязательно, но видимо в дальнейшем, в старших
классах,нужно разделять детей на гуманитариев и технарей - кто к чему склонен.
Если ребёнок ненавидит математику(как Пушкин), химию, физику и другие
естественные науки,то не нужно делать так,чтобы он страдал - пусть учителя и
родители выберут специализацию - расширенный курс обучения, исключив из него
то, что впрок не пойдёт. Пользы от этого будет гораздо больше.
Буквально вчера мне сказали, что в бывшей нашей школе ОГЭ по математике
из тридцати учеников 22 написали на "2". "Блестящий результат!" - И кому это
нужно?
Пора что-то делать.Печально то, что тем, от кого зависит реорганизация
обучения, это триста лет не нужно!Вот такой очередной рукотворный тупичок.
Нечего умничать! - И так сойдёт!
Наверное, именно это кому-то и нужно!
19.05.23
Свидетельство о публикации №123051906888
Денис Созинов 21.05.2023 22:35 Заявить о нарушении
Юрий Иванов 11 22.05.2023 08:15 Заявить о нарушении