Конкурс на досуге - 151. Задание!
Те, кто имеет представление об учебном процессе, знают, как одно и то же произведение может излагаться по-разному в зависимости от возраста читателя. Аналогично и музыкальная пьеса имеет разные переложения для начальных классов и старших. В современном мире давно принято кратко знакомиться с крупными классическими произведениями. Представляете некое краткое изложение романа "Война и мир"? Все, кто имеет детей, внуков, рады таким красочным кратким переложениям сюжета. Но могут ли они действительно донести суть? Упрощённый вариант многие находят подходящим и для досуга в качестве лёгкого не затруднительного чтения. Впрочем, чтение по диагонали тоже весьма сомнительно. Ведь для настоящего чтения требуется размышление и сопереживание - не так ли? Попробуйте опровергнуть это, если сможете! В любом случае, сегодняшняя тема весьма любопытна с любой стороны, - убедитесь сами...
Итак объявляется тема 151 конкурса На досуге:
Ad usum Delphini
ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОФИНОМ
_____________________
Ad usum Delphini (на латинском языке — «для использования дофином») — «для дофина». Название издания латинских классиков, сделанного для французского дофина (наследника престола), сына Людовика XIV, с значительными выпусками и урезками «неудобных» почему-либо мест. Отсюда, в ироническом смысле, название всякого рода литературных изданий «подчищенных» или сокращенных с теми или иными целями.
Особенностью издания, руководителем которого был герцог Монтозье, а одними из главных цензоров — знаменитый проповедник Боссюэ и епископ-филолог Пьер-Даниэль Юэ — стало исключение и «исправление» пассажей, которые могли быть сочтены излишне нескромными для ребёнка и юноши. Классические тексты также сопровождались параллельными комментариями и explicationes (объяснениями) трудных пассажей (таким образом, чтение одних explicationes было гораздо менее обременительным ознакомлением с классической литературой). Среди представленных в издании авторов были Гомер, Плавт, Теренций, Овидий, Ювенал и Марциал.
Собрание содержит 64 тома, начало выходить в 1670 году, когда дофину было 9 лет, и завершено лишь в 1698 году, когда Людовик был 37-летним мужчиной и уже подросли его сыновья.
В ПЕРЕНОСНОМ СМЫСЛЕ выражение «ad usum Delphini» используется в нескольких значениях. С одной стороны, оно означает «очищенные» и адаптированные издания классики, предназначенные для детей и юношества, откуда устраняются сцены жестокости, секса, чёрный юмор и т. п. Такой тип изданий называется также латинским выражением «editio purificata» («очищенное издание»). С другой стороны, ad usum Delphini может означать краткое, занимательное и необременительное, но содержательное изложение учебных дисциплин.
В парафразе к этому выражению также рассматривается и такое:
Ad usum populi /Для употребления народа/
Да, то что для народа, широких масс - не может быть перегружено сложной для понимания информацией. А скорее наоборот, ради донесения точного неискажённого смысла. А вот насчёт последнего возникает большой вопрос. И тому подтверждение искажение многих фактов при упрощении изложения. Ведь не всегда доступно разобраться в сложных хитросплетениях исторических событий. Кто успел первым донести до широких масс - тот и прав! И в этом есть огромная опасность, подчёркивающая ответственность за каждое слово... Поэтому не такое это уж и простое понятие - упрощать что-либо.
С другой стороны, можно достичь желаемого, донося суть, если не пересказывать громоздкие сюжеты или витиеватые сложные автобиографические подробности, а использовать язык символов, знакомый для широкого круга читателя. Так возникает символизм. А в поэзии Серебряного века он стал просто необходимостью. Но считывает ли современный читатель эти упрощения-условности донесения смысла? Знаком ли он с мифологическими сюжетами и характерами героев древности так хорошо, как 100 лет назад? К мифопоэтическим традициям того времени относился звук. К примеру, звук фдейты. Мотив флейты, который являл собой один из обертонов русской поэзии рассматриваемого периода, вписывался в общеэстетическую концепцию искусства как борьбы дионисийского и аполлонического начал и проецировался на историко-культурный (мифологический), индивидуально-личностный и философский планы (например, "Флейта Марсия" Б.Лифшица, "Флейта-позвоночник" В.Маяковского, "Ночная флейта" Н.Асеева, лирика О.Мандельштама и т. п.). В поэме М. Цветаевой "Крысолов" темы ночи, безумия, искусства рождаются из страданий дудочника-флейтиста. И всё отчего... Музыка флейты - звуки космоса.
Получается, тонкие сложные темы мироздания и царящего хаоса передаются через символы и построение звукоряда, таким образом, идёт передача важных ценностей на определённом уровне.
Подчеркнём важное, упрощение требует ответственного отношения к передаваемому кратко, чтобы не исказить суть. И второе, саму суть не обязательно передавать через многословие, возможно и построение звукоряда, и использование заведомо знакомых символов. Кому знакомых? Читателю, как целевой аудитории, кому предназначено само произведение. Ведь с каждой возрастной, и не только, категорией мы говорим на её языке. Не так ли?
Поэтому некоторые помечают под названием своего произведения "Для детей и их родителей", к примеру. Или само название уже должно привлекать внимание одних, и отсеивать других. Обратите внимание, как смело пишут для молодёжи, стараясь завоёвывать её внимание - эпатаж, современный сленг, отказ от классического стихосложения и т.д.
Давайте посмотрим, как поэты выбирали свою целевую аудиторию и как менялся их поэтический слог при этом:
Юному поэту
/Валерий Брюсов/
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
1896 г.
Кому-то
/Валерий Брюсов/
Фарман, иль Райт, иль кто б ты ни был!
Спеши! настал последний час!
Корабль исканий в гавань прибыл,
Просторы неба манят нас!
Над поколением пропела
Свой вызов пламенная медь,
Давая знак, что косность тела
Нам должно волей одолеть.
Наш век вновь в Дедала поверил,
Его суровый лик вознес
И мертвым циркулем измерил
Возможность невозможных грез.
Осуществители, мы смеем
Ловить пророчества в былом,
Мы зерна древние лелеем,
Мы урожай столетий жнем.
Так! мы исполним завещанье
Великих предков. Шар земной
Мы полно примем в обладанье,
Гордясь короной четверной.
Пусть, торжествуя, вихрь могучий
Взрезают крылья корабля,
А там, внизу, в прорывах тучи,
Синеет и скользит земля!
1908 г.
Труд
/Валерий Брюсов/
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «труд»!
Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг труда.
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный, —
Все — наследие трудов!
Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!
Но когда заря смеется,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льется
Всех, кто бодро встал к труду!
И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершен!
1919 г.
Генералам двенадцатого года
/Марина Цветаева/
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, —
Очаровательные франты
Минувших лет!
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера!
Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
_________
Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…
О, как, мне кажется, могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало — трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы всё могли.
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие —
И весело переходили
В небытие.
1913 г.
Книги в красном переплете
/Марина Цветаева/
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном переплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тот час же к вам, бывало,
— Уж поздно! — Мама, десять строк!.. —
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки…
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет, в воздухе свежо…
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры…
Кладбище… Вещий крик совы…
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком — корона…
Вдруг — нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»
Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы…
— О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
1908 г.
Используя свой накопленный опыт, вам тоже будет что сказать, если вы выберите своего читателя сами. Каков он будет, таковыми будут И ВАШИ СТИХИ!
Но помните - стихи-посвящения с упоминанием имён не будут приняты на конкурс. Всё остальное - без ограничения! Стихи пересказ классических произведений - для напоминания и подчёркивания сути сюжета. Или стихи о самой поднятой теме и связанных с ней проблемах, включая ответственность за искажение смысла. А может быть, стихи вот так просто говорящие о научных открытиях! Почему нет? Попробуйте пояснить что такое свет! Или сколько в мире галактик! С использования телескопа Хаббл, их обнаружено уже несколько... триллионов. А одна только наша галактика Млечный Путь имеет диаметр примерно 100 тысяч световых лет. А продолжительность жизни человека в среднем? Подсчитайте... Средний возраст 70 лет, а это чуть больше 2 миллиардов секунд. А сколько вы их уже потратили на чтение этой статьи?
***
Итак, дерзайте, друзья! Пишите! Не теряйте времени! Вы находитесь среди тех, кто по достоинству способен оценить всё, что напишут! А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов, если, конечно, попросите о них.
***
Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
И ещё... помните, что работа над текстом с помощью подсказок друзей - это творческий процесс! Сегодня пусть много исправлений, а завтра кому-то будет легче написать сразу хорошо и ярко! Поможем друг другу без осуждения.
_________________________________
Итак, стихи принимаются согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894
ВНИМАНИЕ НОВОЕ!!!
Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ расширен (временно до отмены): от 8 до 36 строк!!!
6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ!
ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ дополнительные ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:
1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, согласно правилам по сноске выше! Уточняем: никаких призывов к насилию и ненависти по политическим соображениям. И ещё... не будут приняты на конкурс стихи, где иносказание и образный язык символов не скрывает всё, перечисленное в этом пункте, особенно злобную критику существующей власти. Ведущая самостоятельно выносит решение по этому вопросу без лишних пояснений, но постарается предупредить до начала голосования, если текст не отвечает требованиям по этому вопросу (ради сохранения взаимопонимания в нашем проекте)
2. Не принимаем на конкурс прямые посвящения конкретным лицам с указанием имён
3. Не принимаем стихи с упоминанием сайта Стихи.ру и с намёком на получение конкурсного задания в нашем проекте.(Стихи-однодневки не наша цель)
4. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.
Любители верлибра и стихов в прозе! Выбирая сложнейшие формы стихосложения, помните, что к ним гораздо больше требований, чем это кажется на первый взгляд. Ни в коем случае частичное отсутствие формы и рифмы не может быть оправданием элементарного отсутствия работы над текстом.
5. Ограничение на объём эпиграфа - не более одной цитаты из 4 строк, плюс сноска на авторство!!!
Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!
Напоминаем, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса - вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!
Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!
Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!
Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!
ВНИМАНИЕ! Приём работ до 24.00 субботы!!! Но по просьбе можем продлить. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение!
Иллюстрация: Zanikanie Czasu сюрреализм Jaroslaw Jasnikowski.
Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова
Свидетельство о публикации №123051900410