Крестины в Старом Изборске. Мозаика воспоминаний

редкая фотография отца Николая Гурьянова (в молодости)

 Крестины в Старом Изборске   и старец Николай               

Дело было ранней весной, в Печорах. Знакомая позвала меня в крестные к сыну, мальчику четырех лет, сообщив при этом, что хочет ехать в Старый Изборск, где договорилась о крестинах с батюшкой. С радостью я согласилась. (Также как и я,  она много лет была знакома с отцом Николаем, только редко ей удавалось к нему выбираться). Крестины проходили в большом и холодном храме, где со многих потемневших икон на нас строго взирали святые угодники. Как-то так получилось (к испытанию нашей веры), что воду в купели то ли едва нагрели, то ли она слишком быстро остыла и была чуть теплой. Батюшка спросил в связи с этим, может, не погружать ребенка, а просто облить?  Всех порадовало и удивило желание мальчика встать в купель, и малыш совсем не замерз, а был очень доволен и ликовал.   Но после окончания таинства мы невольно оказались перед неожиданной проблемой: не было автобуса, чтобы вернуться домой. Пошли пешком вдоль трассы, надеясь остановить попутку. Но машины шли на бешеной скорости, и никто не притормаживал. К этому остается добавить, что было холодно, дул пронизывающий ветер, лицо кололи иголочки замерзшего снега, а ведь с нами были двое малышей  хрупкого здоровья. Мы прошли уже большой отрезок пути и теперь стояли на повороте к Печорам, молитвенно прося святых угодников послать нам поскорее машину, но, казалось, они нас не слышат. Наконец, я не выдержала, и, повернувшись лицом в сторону Пскова, в направлении батюшкиного острова отчасти с возмущением, отчасти с отчаянием громко обратилась: «Батюшка Николай! Пришли нам поскорее машину, чтобы дети не простудились!» И о чудо! Прошло совсем немного времени, может быть, 5-10 минут, и вдруг затормозила красивая иномарка. На нас пахнуло теплом и чистотой ее салона, невольно мы ощутили неловкость: мокрые, заснеженные, бедно одетые. Когда попытались, прежде чем сесть, отряхнуть хотя бы грязную обувь, то к удивлению водитель сказал: «Не надо! Полезайте скорее, чтобы дети не простудились!» Водитель дословно повторил слова моей молитвы к старцу! Это чтобы мы не усомнились. Надо ли говорить, какое ликование и теплота заполнили наши души? Остается только дополнить, что нас довезли до места и денег не взяли! «Слава Богу за все!» - только и хотелось повторять любимую батюшкину молитву.
Кто-то, узнавший от меня об этом удивительном случае, спросил: «А почему он прислал именно «красивую иномарку»? Как могла я ответила по своему разумению: «Разве не Сам Господь был с нами в лице крещенного младенца, неужели Он не достоин хорошего автомобиля?»

                О несовпадении тайного и явного
   
Келейница батюшкина – мать Николая открыла нам сокровенную тайну, что отец Николай был в тайном постриге, в схиме, с именем Нектарий.Кроме того, в годы гонений он был тайно рукоположен в епископа, так как долгое время сохранялась опасность уничтожения почти всех церковных иерархов, что было, конечно, недопустимо. * Открылось это незадолго до его ухода от нас, да и как могло быть иначе, ведь постриг- то тайный! Однако не все поверили этому и стали активно доказывать, что такого быть просто не могло. Мне кажется, что даже если их одолевают эти помыслы, то лучше бы промолчать о том (из осторожности), чем утверждать подобное и, тем самым претендовать на большую близость к батюшке, чем самые близкие, оказавшиеся такими по его выбору, по его благословению. Невольно хочется спросить их Евангельским словом «не горело ли в них сердце», когда они читали книгу схимонахини Николаи «Ангел Небесный»? Зачем же тогда сомневаться, если само сердце подтверждает истинность сказанного? Разве у них есть основание сомневаться в том, что старец знал, что делает, выбирая себе келейниц? А если не знал, что тогда заставляет считать его старцем? Понятно, что ничто не предпринималось без его святого благословения, и матушка неоднократно об этом свидетельствовала. Все отмечают удивительную прозорливость старца, зачем же они теперь сомневаются в этом? Неужели батюшка мог сделать что-либо «случайно»? Мне думается, что вопрос о тайном постриге Старца - это в первую очередь вопрос веры. И свидетельство схимонахини Николаи не всех удивило, наоборот, как бы дополнило недостающие звенья в том, что сердце и так знало о нем. Батюшкин мирный дух не любил смущения и споров, поэтому представляется, что он нисколько «не обижается» на тех, кто хочет поминать его протоиереем. Его великое смирение, как и высота духовной жизни, остаются и там такими же, нисколько не умаляются, напротив, возрастают. И при жизни батюшки многие-многие относились к нему как к святому Старцу, неужели теперь они станут полагать иное? Посему думается, что нет греха и тем, кто знает его сердечно как схиепископа, не сомневаясь в свидетельстве той, что удостоена была Господом видеть смерть великого праведника. И хочется поблагодарить ее за то мужество, с которым она поделилась с нами своим сокровенным знанием. Достойны ли мы ее щедрого дара?

          О рабе Божией Екатерине – монахине Елизавете

Однажды при мне батюшка помазал иерусалимским маслицем пожилую женщину – Екатерину, и прикровенно нарек ее иерусалимской монахиней. Достойно изумления, что при этом он назвал ее будущее иноческое имя – Елизавета. По прошествии некоторого времени, я спросила старца архимандрита Иеронима(Шурыгина), как понимать слова отца Николая, полагая поначалу, что Елизавета поедет в Иерусалим, но батюшка мне ответил: «Он сказал об этом в духовном смысле».
К тому времени как мы с Екатериной побывали у отца Николая, она уже не первый год подвизалась (на послушании) в Печерском монастыре, работая там безвозмездно. Через полгода после того, как батюшка ее помазал на монашество, она оказалась инокиней женской Снетогорской обители, во Пскове, а еще через полгода уже отошла ко Господу. И хотя умерла она инокиней, но Старец, зная духом ее подвиг, ее устроение, нарек монахиней, что позволяет полагать усопшую именно в этом чине в селениях праведных Иерусалима Небесного, где, верю, предстоит она Господу. Когда мать Елизавета преставилась, мне стали понятны слова отца Иеронима, что значит – « в духовном смысле».
Из святоотеческих писаний известно, что не всегда совпадает видимое состояние и то, что ожидает человека за гробом. Бывает, что и монашества человек лишается, а бывает и наоборот. Не случайно Антоний Великий был послан к мирянину, чтобы увидеть, что достойные стяжают славу Божию независимо от звания и состояния.


примечания:*При тайном постриге человек никому не говорит о нем и не ходит в монашеской одежде, выглядя как мирянин, но тайно исполняет все обеты и правила монашествующих, живя в миру как в монастыре. Всегда есть особые причины для этого сугубого подвига, который подходит не всякому.Кстати, известно, что в годы Хрущевских гонений старец Амвросий Балабановский совершил много тайных постригов. Например, в числе его пострижениц в схиму была даже старица схимонахиня Ольга (Ложкина). Такое было его послушание от Господа, неоднакратно Лаврские старцы отправляли к нему за этим своих чад. Побробнее можно прочесть в кн."Преподобный старец Амвросий Балабановский".


Рецензии