Расцвела под окошком...
Как проникновенно мама пела эту песню! И как самозабвенно цвела вишня под окнами нашего домика! Впрочем, в маминой интерпретации эта песня была совсем не о том, о чём она была.
Я усаживалась где-нибудь поблизости и смотрела на мамино лицо.
Мне было известно, над какими песнями она плачет. И почему.
Когда у мамы выкатывалась слезинка, я очень пугалась, мир вокруг рушился и в любой момент мог меня придавить. Это был детский страх остаться без любви и защиты.
Этот страх рано поселился в моей душе: мама часто рассказывала, как в колхозных санях её затемно привезли в город под двери детдома, велели дожидаться, пока кто-нибудь выйдет, и... уехали.
Шуроньке было 12 лет, когда с Ленинградского фронта пришла похоронка на её отца. Красивый и кудрявый Иван Яковлевич, бравый пожарный, взятый на фронт из Кинешмы, что на Волге, мученически умер от ран в Ленинградском госпитале. Прекрасный город на Неве с петлёй блокады на шее, оформил отцу пятерых детей вечную прописку на Пискарёвском кладбище.
Матери своей Шуронька не помнила: та умерла вскоре после её рождения. Отец часто целовал Шуроньку в макушку, приговаривая, что она очень похожа на маму, Поленьку. Поленька-то и двадцати годков не прожила. К 1942 году в новой семье Ивана, помимо Шуроньки, было ещё трое детей, четвёртый — на подходе.
Осталась Шуронька круглой сиротой. Семья сильно бедствовала без кормильца. Шуронька часто рассказывала, как её маленькая сестричка, которая уже не ходила от недоедания и болезни, сидела на травке и просила: "Боженька, дай мне ножки..."
...В разгар страшной зимы 1942- го Шуронька совсем ослабела от горя и голода, почти потеряла зрение. Говорили – куриная слепота: питание нужно полноценное, витамины разные. А
положение и на фронте, и в тылу было плачевнее некуда. Опасались: не выживет девонька.
Вот и "подкинули" Шуроньку под двери казённого учреждения.
Надеялись: там-то, наверняка, больше шансов выжить: и вылечат, и выучат сироту. Ведь как-никак, дочь бойца, погибшего за Родину,
Пока Шуронька мёрзла под дверью, сознание её уплывало, а падающий снег казался ей лепестками вишни. Из белесого марева являлся отец, улыбался и махал ей рукой, мол, здесь я, здесь, с тобой... Шуронька силилась рассмотреть его, пыталась бежать за размытым силуэтом, но ноги не слушались; вот фигура отца вынырнула из клочьев тумана, ветром разметало по лицу его густые тёмнве кудри, а вот уже и снова нет его. Только призывный жест руки проступает сквозь морок узнаваемо и успокаивающе...
До свету простояла девочка на морозе. Наконец, вышла сотрудница и объявила окоченевшему ребёнку, что взять её не могут, пусть, мол, предоставят справку, что здорова да не заразна, а без такой справки — "не положено".
Она почти не помнила, как колхозные сани вернулись за ней, как кто-то плакал в санях. Зато навсегда запомнила ледяное одиночество под дверью детдома и согревающую улыбку убитого отца.
Эту страшную зиму Шуронька чудом пережила. Летом она уже работала на сенокосе, молотилке, заготовке дров. Детства ей больше не полагалось. "Труженик тыла" - вот кто она теперь была.
..."Только я в этот вечер оставалась одна", - пела мама про вишню. В песне поётся "засиделась", а не "оставалась", но мама переделала строчку. Я догадывалась, почему. Я представляла, как маленькая девочка, коченея в утлой одёжке, ждала, когда отопрут двери, и добрая няня с тёплыми руками отведёт её к умному доктору. Доктор, конечно же, её исцелит и Шуронька снова станет видеть. Отца в вишнёвом саду она рассмотрит полностью, а не только улыбку. Шуронька побежит за ним, возьмёт за руку, он поцелует её в макушку и больше они уже никогда не расстанутся.
...Мамино лицо было под прицелом моих глаз. Лишь только голос мамы начинал дрожать на слове "одна", я реально чувствовала, как душа мамы отдаляется от меня, растворяясь в вишнёвом дыму, устремляясь на призыв из иного мира. Губы мои тут же некрасиво распускались, глаза зажмуривались, и я начинала отчаянно рыдать, напоминая что Шуронька уже не одна, и что она не имеет права далеко улетать от меня.
Я выдёргивала её, как умела, из того страшного состояния, когда она, полуслепой несчастный ребёнок, пыталась ухватить за руку мёртвого отца, чтобы оказаться там, где уже нет боли, войны, сиротства, предательства и смерти.
Мама отворачивалась, вытирала слёзы и говорила с досадой:
— Ну тогда сама пой!
...Как щедро цветёт вишня этой весной! Даже в городе, придушенном бездарным и бездумным строительством, во двориках, в тени балконов и лоджий многоэтажек невестятся эти кустики гипнотизируя душу своей неброской северной милотой...
— Ничего, дочка, это всё ничего, — слышу я голос мамы. Мы эту песню как-нибудь с тобой вместе допоём.
И добавляла сдавленно:
—Только бы не было войны...
#наталья_малинина_новеллы
Свидетельство о публикации №123051800930
Очень трепетно и по-настоящему красиво. А, самое главное, -эта миниатюра о всех нас, о каждом, сумевшем выстоять в
своё личное, нелёгкое время.
Спасибо, что сумели принять и передать эстафету жизни.
Удачи!
Нина Баландина 20.06.2023 17:05 Заявить о нарушении
Прочла ваш отзыв и вспомнила
Викторию Токареву, её повесть "Муля, кого ты привёз".
Потрясающая вещь с точки зрения "принять и передать эстафету жизни".
Сейчас модно искать причины своих несчастий в прошлом. А я так скажу: обвинять и дурак сможет. А вот понять-почувствовать через толщу времени, изнутри ситуации, принять и передать — большой труд душевный надо проделать.
Наталья Малинина 21.06.2023 11:08 Заявить о нарушении