Об отце Константине. Мозаика воспоминаний
продолжение
О священномученике Константине Киржеманском
В дополнение ко всему мне представляется необходимым рассказать, как Господь привел меня в этот храм. Каждое лето я отдыхала на даче, в деревне, которая почти граничит с Мордовией, и однажды мы совершили паломничество по соседству – в Большое Игнатово, поскольку выяснилось, что там находятся мощи иерея Константина, нетленными пролежавшие в земле с 1918 года до 2001года, когда, наконец, обрелись настоятелем храма архистратига Божия Михаила.
Иерей Константин (или лучше сказать – священно-мученик) * был убит в 1918 году, распят на дверях храма, в котором служил, в деревне Киржеманы. Старец отказался хулить Царственных исповедников и служил о них панихиды. За что был мучим советскими властями, а затем предан медленной смерти.
Первое, что поразило нас при посещении этой церкви – неизъяснимый аромат мирра, волнами исходящий от алтаря, (где они пребывали) и до самых дверей храма. Впоследствии (в местной газете «Борьба») я прочитала статью о том, как обретались святые останки. Оказалось, что когда их откапывали, священник первым ощутил благоухание, очень напоминающее аромат мирра, но он промолчал об этом из осторожности. Однако, вскоре те, кто был с ним, в один голос заговорили о необыкновенном запахе, исходящем из-под земли. В то же время забили три источника: один – в изголовье, другой – в ногах, а третий – посредине. Копавшие вынуждены были их присыпать, так как побоялись, что останки могут пострадать. Почва сама по себе была сырой. Думается, что это не случайное явление, а некий знак. Вспоминаются при этом Евангельские слова: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании из чрева потекут реки воды живой» (Ин.7,38). И мы видим, что здесь это исполнилось почти буквально. Или: «…а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). Велико же было их изумление, когда взору предстали совершенно целые мощи, не пострадало даже облачение, а Евангелие под рукой Старца можно было все перелистать!
Чудеса и исцеления сразу же стали происходить по молитвам обретенного священно-мученика. Это укрепляет надежду тех, кто обращается к нему, и уже здесь вкушают они вечного источника веры и любви к Богу. Например, один из тех, кто участвовал в обретении, получил исцеление от мучавшего его радикулита, причем произошло это немедленно. Больной был вознагражден за то, что болезнь и немощь не помешали ему участвовать в таком богоугодном деле.
Другой случай произошел при облачении мощей в новые ризы. Оказалось, что бархатные тапочки немного малы и настоятель, надевая их, сказал: «Ничего, ведь ему в них не ходить!» Однако когда утром он поправлял что-то, вдруг заметил, что к бархатным подошвам пристала земля и даже травинки.
Надо ли говорить о том, что в эту церковь нас тянуло как магнитом? И вот, когда в третий раз там оказались, отец настоятель поделился радостью: в храме появилась еще одна святыня – скуфья старца Амвросия Балабановского.
Где-то неподалеку хранилась она у чад покойного отца Филарета, (монаха высокой духовной жизни), которого в схиму постригал старец Амвросий. Настоятель Игнатовского храма, отец Александр, показал мне справку о постриге, выписанную без сомнения рукой старца много лет назад. Почерк его я без труда узнала, к тому же подтверждалась справка печатью его церкви, (в честь Преображения Господня). Что-то побудило послушников отца Филарета передать эту святыню в храм, где она теперь находится в алтаре. (Вот о ней и шла речь выше, со слов второго священника – иерея Андрея).
Краткая история скуфьи такова. Она была подарена отцу Амвросию кем-то из Глинских старцев (кажется, архимандритом Серафимом Романцевым). Батюшка надевал ее несколько раз, хотя шапочка была ему маловата, и в свое время передал отцу Филарету, сберегавшему ее как святыню. Уже после смерти последнего она хранилась его чадами. На вид скуфья почти как новая.
Мне кажется довольно прозрачным духовный смысл этой истории. После разгрома Глинской пустыни (в конце 60-ых) скуфья как символ духовной власти, преемственности по духу, оказывается у отца Амвросия, а от него, незадолго до кончины, переходит к прозорливому схимонаху Филарету, батюшкиному постриженику.
О святителе Спиридоние Тримифунтском чудотворце
В заключение необходимо дополнить, что недалеко от храма святого архистратига Божия Михаила, (в котором она теперь хранится), находится, так называемый, Старцев угол. Это необыкновенной красоты святое место, где во времена государя Иоанна Васильевича Грозного было явление святителя Спиридония Тримифунтского чудотворца, единственное в России. Сейчас там установлен крест. А до революции здесь была церковь и скит. По преданию церковь ушла под землю, скит был разорен, но под землей, под спудом, находятся и по сей день, святые мощи старцев. В этом месте три святых источника. Настоятелем храма устроена часовня и купальня, выложены гравием дорожки. Место такое дивное, благоухающее святостью. В одно из посещений мы обнаружили под сводом купальни крупные соты, сделанные дикими пчелами. Сначала нам было страшно смотреть на них, но затем, решившись, первыми пошли купаться мужчины и мальчики. Мы не без тревоги ждали, что будет, и невольно прислушивались к голосам. Наконец, с радостными возгласами показались мальчишки и, перебивая друг друга, стали рассказывать, что пчелы не кусаются и «никакого внимания не обращают».
В тот день по нашей просьбе иерей Андрей отслужил молебен с акафистом святителю Спиридонию на святом источнике, было это в конце лета, в августе. А зимою святитель «напомнил» нам о себе.
Случилось это в Москве. Причащалась я, по милости Божией, на именины отца Амвросия (20 декабря н.ст.) и была озабочена тем, чтобы договориться о соборовании своих близких на дому. Наконец, мне удалось переговорить об этом со служащим иереем. Он пришел к нам вскоре, неожиданно, в день празднования иконы Матери Божией «Нечаянная Радость». Нас собралось несколько человек, молились легко, с подъёмом. Когда позже сели пить чай, разговорились с батюшкой, и тут выяснилось, что у него сугубый праздник – третья годовщина рукоположения. Кто-то спросил: «Ну и как вам служится, батюшка, не жалеете, что стали иереем»? Мне очень понравилось, как отец Михаил ответил. Он сказал, что это как жену выбирать – один раз на всю жизнь – так и священник обручается Церкви, если любит молиться, если не может жить без храма Божия, если хочется служить – значит, он не ошибся в своем выборе.** Все были весьма довольны, а я уже думала о том, как бы теперь помочь причаститься тем, кто соборовался. И вот так сложилось, что мы все, не договариваясь, выбрались в храм в один день, и, повстречавшись там, были радостно удивлены. Когда же я подошла к праздничной храмовой иконе, то увидела на аналое образ святого Спиридония Тримифундского чудотворца, о дне памяти которого, к сожалению, не вспомнила раньше! Но не забыл меня тот, кому летом я молилась об укреплении нашей веры. Я нисколько не сомневалась, что именно он и помог «организовать» все эти благодатные события. Во время всего происходящего у меня было такое чувство как будто меня и моих близких заботливо передавали одни добрые руки – другим: от старца Амвросия – к Божией Матери, а от нее – к святителю Спиридонию…
Здесь я позволю себе сделать маленькое дополнение. Лично для меня нет никакого сомнения в духовной связи событий, далеко отстоящих во времени. Однако рада возможности подтвердить это мнение великим старческим авторитетом архимандрита Софрония Сахарова. Вот, что он говорил (со слов его келейника): «В молитве, приносимой в подобающем духе, старец видел акт вечной ценности, и поэтому он переживал каждое молитвенное действие как новое событие. Мы можем забыть, что мы молились и о чем молились, но энергия молитвы пребывает в Боге и совосстанет с нами в день воскресения. Он также говорил, «что молитва действует медленно и благородно». Ее действие может быть моментальным, но оно также может произойти через пять, десять или двадцать лет после того как помолился человек, ведь ни один молитвенный вздох не пропадает перед Богом» .***
Борьба с хладом неверия побуждает к тому, чтобы открывать людям чудеса Божии, ведь Господь и ныне и прежде все Тот же. Однажды перечитывая книгу митрополита Вениамина Федченкова «Из того мира», я с радостью задержалась на строках: «Здесь мы записали лишь отдельные, особенные факты проявления сверхъестественного мира и более выдающиеся случаи Промысла Божия о нас». Именно в этом смысле я и понимаю, что покойный батюшка отец Амвросий благословил меня встретиться с живущим на острове Залит старцем Николаем Гурьяновым. Быть может, оттого я и подарила ему фотографию Амвросия Балабановского, при встрече, о чем уже упоминалось выше, хотя не один год пробежал между этими событиями?
Когда писала эти строки, то видела себя рядом с отцом Николаем. А теперь, когда батюшка уже «дома» (по его словам), т.е. в Царствии Небесном, хочу добавить, что и там он не изменился, о чем свидетельствует хотя бы такой случай...
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
примечания:
*готовится канонизация старца
**Мне и самой давно казалось, что существует некая тайная связь между церковью и душой того священнослужителя, который является настоятелем данного храма. Что в каждом случае есть какие-то духовные особенности у каждой церкви и определяются они тем, кто в ней служит. Многое зависит от личности , от усердия того, кто в ней трудится, подвизается, это как особый духовный организм, живущий и дышащий по - своему. Ведь во Христе индивидуальность не утрачивается , а расцветает. Мне кажется, что всегда заметна главенствующая роль настоятеля храма, когда, скажем, е го заменяют, то служба как-то неуловимо отличается и словно чего-то не хватает, что-то теряется, хотя служить может замечательный иерей.
***из кн. Старец Софроний, авт-сосот. Ильюнина С.Петербург «Искусство России» 2011с.112
Свидетельство о публикации №123051802913