Посвящение Проклу

ПРОКЛ 410—485 гг.

Человек - Галактика!

Ему посвящена книга "СКАЗЫ УМА"

Биограф Прокла Марин приводит его гороскоп, по астрономическим данным которого дата рождения Прокла определяется как 8 февраля 412 г.
Прокла отличает не столько оригинальность, сколько систематичность и детальная аналитичность. Философия Прокла оценивается как «завершение» античного неоплатонизма, доведение его до последней «логической зрелости». А. Ф. Лосев называл Прокла «гением рассудка»; с рассудочностью, доведённой «до музыки, до пафоса, до экстаза». Лосев ставил Прокла даже выше основателя школы Плотина, «в отношении огромной аналитической силы его ума, большого разнообразия его интересов в отношении мастерства микроскопических исследований отвлеченнейшего логического предмета, а также в отношении тончайшего философско-филологического вникания в текст Платона»




Ниже две версии Гимна Музам


ПРОКЛ - к Музам:

Свет воспеваем, подъемлющий смертных к Олимпу!
Мы воспеваем Исток* предначального мира.
Дщери великого Зевса, откликнитесь Гимну
Вы, коих девять, прекрасноголосых Эфира.
Вы избавляете души от скорби и смерти,
Ум пробуждаете таинством и чистотою
Знания Силы, что игры ведёт в круговерти,
И возвращает забывших лететь за звездою…

Тех, кто себя землеродным увидел созданьем,
Сбились с пути и упали на берег рождений
В жажде безумной испробовать тайны сознанья
Да испытать путь незнания перерождений.

Музы, Богини, молю, мой порыв вы уймите
И увлеките скиталицу душу ко свету,
Полными мудрости сказами ум опьяните,
И научите живым перебраться чрез Лету.

Да не собьёт меня ныне образ безбожный,
С дивной, священной стези, полной плодами!
Музы, молю — из толпы многогрешно-тревожной
Вечно влеките к священному свету, за вами!

Пусть тяжелит душу мёд ваших сот осиянных,
И укрепляющих разум людей благоречьем.
Свет воспеваем звезды соимённо-желанной!
В путь направляемся к вам - силою встречной.

О Прокле в теме СКАЗЫ УМА
https://kovcheg.ucoz.ru/forum/213-2854-4



***

Эхо гимна Прокла, обращённого к Музам:



Дщери зевесовы,
Музы младые!
Свет воскрешающий ваш воспеваем,
Свет, подымающий души людские
Ввысь, от смертельных глубин,
призываем!

Сладкоголосые, силой природной,
Силой мудрейших миров, заклинаний
Вы избавляете всех землеродных
От наваждений и скорбных влияний…

Музы прекрасные,
таинством Книги
Вы пробуждаете ум человечий,
Учите, как одолеть ад Эриний*,
Мрачную Лету, тяжесть увечья…
Стон соимённой звезды непреложной,
С коей явились на берег рождений
В жажде испробовать жребий безбожный
Жизни под небом земных убеждений.


Музы, молю,
из толпы многогрешной
Вечно влеките скиталицу душу
К дивной стезе, называемой млечной,
Сказами высветив бренную сушу.

Волны божественных сил укрепляют
Веру людскую, мёд же сказаний
Славу дарует и вовлекает
Душу в единство,
цельность деяний.

** Эринии (от др.-греч. «гневные») — в древнегреческой мифологии богини мести и ненависти.


Прокл родился в столице Римской империи — Константинополе.
В возрасте 20 лет Прокл переезжает в Афины, где Платоновскую Академию в то время возглавлял Плутарх Афинский. Плутарх, несмотря на свой преклонный возраст, стал заниматься с Проклом лично, изучая с ним трактат Аристотеля «О душе» и диалог Платона «Федон». Через два года Плутарх скончался, передав руководство школой своему ученику Сириану, у которого Прокл продолжил своё обучение.

Марин сообщает, что уже к 28-летнему возрасту Прокл написал одну из своих главнейших работ, комментарий на платоновского «Тимея». Около 450 г., после смерти Сириана, Прокл становится схолархом Платоновской Академии.
Далее поинтересуйтесь в Википедии судьбой и трудами галактической Личности.

*  В трактате "Первоосновы теологии" фиксируется следующая «каноническая» последовательность:

- Единое и многое (в их статике, в их взаимопереходе, в их органическом сращении, результат которого есть актуальная бесконечность);
-  Числа, или боги (даётся определение числа и классификация богов, то есть учение Прокла о сверхмыслительных числах является одновременно и учением о богах; каждое число Прокл называет богом);
-  Ум (даётся определение Ума и его ограничение «сверху и снизу»; устанавливается тождественное себе различие Ума и рассматривается иерархия Ума в отношении его универсальности);
-  Душа (даётся определение души, её свойства, её типов; описывается круговращение и иерархия душ; определяется носитель души);
-  Космос (даётся определение Космоса как материйного осуществления трёх основных ипостасей неоплатонизма).

Единое рассматривается Проклом как 1) бытие само-по-себе, без всякого множества и до [всякого] множества; затем как 2) Единое, в котором уже зародилось множество, но само по себе оно остаётся простым и неделимым смыслом этого множества; и, наконец, как 3) собственно объединённость Единого и многого, в которой есть не только смысл, но и перечислимость всех входящих в неё моментов.

Сохранилось ряд трактатов и семь гимнов к богам: к Гелиосу, к Афродите, к Музам, ко всем богам, к Ликийской Афродите, к Гекате и Янусу, к премудрой Афине. Эти гимны, написанные гомеровским гекзаметром, обращают на себя внимание пифагорейско-орфическим содержанием.


Рецензии