Вся жизнь - балет

ВСЯ  ЖИЗНЬ – БАЛЕТ
                I
Когда нет денег выходить из дома,
И в закромах закончилась крупа,
А хочется, чтоб было по-другому,
Мы делаем очередное па –

И деньги появляются в карманах.
Но вот не появляется людей,
Способных залечить нам наши раны…
Жизнь – прямо как балет про лебедей:

Душа отрешена, как балерина,
А на неё стеной идёт толпа…
Но чтоб она не умерла безвинно,
Мир делает очередное па –

И что-то отвлекает эти толпы,
Их заставляя душу обогнуть.
…Душе бы очень пригодились стопы,
Но на пуантах души держат путь.

Лишь разум может грохать сапогами,
А тело – семенить на каблуках,
Но вот душа, когда идёт ногами,
Сама себя качает на руках…

Таков закон – душа всегда воздушна,
Легка и на подъём, и на отъём.
И только балетмейстеру послушна,
Которого мы в Боге узнаём.

Таков закон – в судьбе всегда всё зыбко:
Мы – на пуантах, а тропа – слепа…
Как только что-то вызовет улыбку,
Жизнь делает очередное па –

И мы летим в тартарары со сцены.
…Устали на пуантах столько лет,
Но с горечью глядим на нашу смену…
Вся жизнь – академический балет!

 14.03.10

                II
Балет – такое странное искусство…
Продумайте всё это головой:
Ромео МОЛЧА признаётся в чувствах,
А Гамлет – монолог ТАНЦУЕТ свой,

Влюблённые всю жизнь проводят молча
(Наверное, поэтому без ссор),
А каждый лебедь пообщаться хочет,
Но если слово скажет – то позор.

Но, может, балерины просто немы?
Как лебеди, кричат на птиц иных?
Иль, может быть, их недостойны темы,
Которые волнуют нас, земных?

А если скажут слово без опаски,
Звук обернётся благом или злом? –
Как связаны голосовые связки:
Ажурной вязью или же узлом?

А может, языков они не знают?
А танец их – какой-то тайный код,
Который только рыбы понимают?
А в горле лишь пульс космоса живёт?

А может быть, они на самом деле
Мистическая стая лебедей,
На время превращённая злодеем
В изысканно танцующих людей?

Так семенят в своих смешных ботинках,
Как будто стоп у них и вовсе нет,
Цветы, танцующие на тычинках,
Пришелицы с неведомых планет…

Их почему-то жалко до отчаянья,
Их хочется на волю отпустить…
Невольницы, кричащие молчанием,
Должны Искусство за себя простить.

Ведь знают ноги под балетным платьем,
Несчастные от боли и труда,
Что дар порой бывает и проклятьем,
Бывает и темницей иногда…

     03.04.10

           III
                От имени мужчины
                (рассказ в стихах)

Мне всё равно, во что она одета,
И сколько ей на самом деле лет,
Когда она проходит, как Одетта –
И мир весь превращается в балет.

Она идёт как будто на пуантах,
Носком ища сухие островки,
И, словно от костюма бриллианты,
Дождинки в лужи падают с руки.

Как будто балетмейстером ведома…
Но тяжело на сердце ей свинцом,
Раз смотрит вниз и в сторону, как в омут,
С балетно-драматическим лицом.

Когда я эту женщину заметил,
Я сразу будто в мир другой попал!
Но так любовь кончается в балете,
Что лучше просто не смотреть финал.

И вряд ли для знакомств она открыта –
Они ей вряд ли счастье принесли,
Давно прошла её кармен-сюита,
И дети, если были, подросли.

Но мне не важно, как её по отчеству –
Я всё равно его не крикну вслед…
Кино – ничто! Такое одиночество
Способен передать вам лишь балет.

    02.04.10

           IV
                От имени мужчины
                (рассказ в стихах)

Да что вы знаете об одиночестве?
Такого даже у Шекспира нет.
Вся жизнь – театр? Ну, это если в обществе.
А вот жизнь в одиночестве – балет!

Как я давно не слышал слов звучанье,
Людей по именам не называл…
В балете практикуется молчанье.
Молчание практичней, чем слова.

И я как будто партию танцую,
Когда весь день работаю без слов.
И не осилить партию другую,
И каждый элемент уже не нов.

Вся жизнь – балет? Но мне общаться важно,
Мне мало только собственных ролей!
…День провести без слов, конечно, страшно,
Но ночь без слов – намного тяжелей.

Как хорошо я помню разговоры…
Наверно, так никто не помнит их.
Сейчас теоретические споры
Один я продолжаю за двоих.

И звёзды мне цветы лучей кидают…
И можно так красиво умереть…
И музыки, конечно, не хватает,
Чтоб легче было мне себя жалеть.

Но вот жалеть, пожалуйста, не надо.
Молчанье – не сума и не тюрьма.
Хотя оно – печальная эстрада,
И, может, я почти сошёл с ума,

Но танец мой когда-нибудь зачтётся,
Меня откроют через много лет,
И голос мой над миром разнесётся:
«Я был! Я жил! И это был балет».

    20.04.10


Рецензии