Слово благодарности старцам. Мозаика воспоминаний

на фото старец архимандрит Адриан (Кирсанов)

 Слово  благодарности  старцам. Чудо святителя Николая

Договариваясь о переиздании книги об отце Амвросии, сказала, что, возможно, дополню ее или немного изменю. Однако когда попыталась это сделать,  заметила, что плохо получается, и самое главное – совершенно не лежит к тому душа. Со временем поняла и причину. Дело в том, что старец Николай, прочитав компьютерную верстку,  благословил ее так и печатать: «ничего не меняя!» Что и было исполнено. Следовательно, относились эти слова не только к издателям, но и ко мне самой. (Так что книга вышла без всяких дополнений).
Надеялась, что она станет словом благодарности старцам,  в ней опираюсь на личный опыт общения с ними. Как объяснить, то ощущение легкости и радости на сердце, когда,  проснувшись среди ночи,  почувствовала: батюшка прочитал мою книгу?! На следующее утро Валя-келейница подтвердила и сказала с радостью: «Батюшка сам читал, я видела!» - и добавила,  чтобы  привезла «побольше» экземпляров, как только она выйдет.            
Один из ныне живущих старцев, (он на фотографии)** знавший отца Амвросия при его жизни, сказал, что «старчество – это дар видеть человеческое сердце, человеческую душу».  Рядом со старцем попадаешь в атмосферу любви, покоя истины, когда все мелкое, житейское, мирское (то есть не бессмертное), что обычно так тяготит душу, покрывает ее бременем повседневной суеты, охладелости, забывчивости, иными словами – удаленности от Бога – все это ненужное и ничтожное отлетает как шелуха от благодатного ветра; весь сор, все тягостное или скорбное отступает перед одной главной и единственной истиной – что душа бессмертна, что жив Господь, и у Него все живы, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22,32). И те, кто пьет эту «воду живую», «у того из чрева потекут реки воды живой». Именно рядом со старцем и напитывается этой благодатной «водой» бедная, усталая, замученная и слабая от неосознанного маловерия душа. Она распрямляется и, освобожденная, радуется, ощущая сбывшимися все ее тайные упования и предчувствия. Она греется в лучах любви Божией, источником которой на земле и являются те, что стяжали «мирный дух» и уже здесь вступили в иную область бытия, стали «небесными человеками», оставаясь «земными ангелами», вокруг которых «спасаются тысячи». Нет на свете ничего удивительнее и лучше старчества, нет и ничего важнее этого. И невольно думается о том, как важно поблагодарить Господа за главную встречу, определившую нить всей моей жизни. Я говорю о покойном старце – схиархимандрите Амвросии, о ком по духу сказал другой старец нашего времени отец Иероним: * «Он заповедовал тебе каждый год приезжать на его могилку». Конечно, эти посещения –  духовно, молитвенно – общение с батюшкой. Однако, к большому сожалению, так складывались обстоятельства, что не всегда получалось. Правда, по милости Божией, иногда эти утешающие встречи происходили иным образом.
Однажды в Москву в церковь Иоанна Богослова, что на Новой площади, привезли часть Покрова Пресвятой Богородицы (из Шартра и Рима). Узнала я об этом «случайно», через знакомую. И, разумеется, отправилась   поклониться святыне. Со мной была Тамара, жена моего крестного, которая сообщила, что на проповеди один батюшка рассказал о встрече со святителем Николаем (все это происходило вскоре после Николы-зимнего). Заинтересовавшись, я попросила узнать, не разрешит ли он мне описать этот удивительный случай. И вскоре получила через нее благословение прийти познакомиться с ним. Каково же было мое изумление, когда оказалось, что батюшка знал схимонахиню Серафиму (Шошину), бывшую  правой рукой отца Амвросия, а его тетя окормлялась у старца много лет, а затем у матушки Серафимы. Он-то и унаследовал параман и параманный крест старца, которым меня благословил (о чем я раньше уже упоминала). Этот крест хорошо виден на фото, помещенном на обложку книги "Преподобный старец Амвросий Балабановский".(1) Ну как тут ни вспомнить предсмертные слова батюшки на вопрос, кому он оставляет чад своих: «Под Покров Царицы Небесной»? Если Господу будет угодно, то надеюсь дополнить свое повествование о старце Амвросии по его свидетельству. Однако сейчас хочу продолжить о святителе Николае чудотворце, хотя бы в нескольких словах. Это произошло в бытность отца Филарета священником в Можайском Рождества Богородицы и преподобного Ферапонта Белоезерского и Лужецкого чудотворца монастыре.Это было для него время очень непростых испытаний и искушений. В тот момент он оказался несправедливо оклеветанным и подвергшимся гонениям со стороны людей, начальства. Дошло до того, что ему и покушать было нечего, можно сказать, что он голодал. И вот однажды, погруженный в скорбные думы, брел он по дороге, ощущая как сосет под ложечкой, как вдруг увидел в авоське бутылку молока и белый хлеб, что-то еще - некто шел ему навстречу и нес эту снедь. Перед ним оказался пожилой человек, пояснивший, что это все для него и чтобы он не скорбел! Никогда в жизни не ел он таких вкусных продуктов, которые буквально вызволили его из мрачного состояния и возродили в нем славословие Богу! Сердце его озарилось радостью и теплом, довольно быстро он догадался, что на пути ему явился сам святитель Николай чудотворц...
 
 А сейчас хочу поведать еще об одной удивительной встрече с отцом Амвросием через
 рассказы других лиц.

О скуфье отца Амвросия
             
Это были воспоминания о молитвенной сердечной теплоте, которая понятна верующему. Как сказал некий старец-отшельник:«Божий ответ мы чувствуем сердцем». (2) Но также важно, мне кажется, упомянуть и о чувстве «похолодания» на сердце.  Примером поясняющим, что я имею в виду, наверное, может послужить рассказ моего знакомого – протоирея Андрея о событии из его жизни.
Одно время отец Андрей работал вторым священником в приходском храме села Большое Игнатово (в Мордовии). В алтаре этого храма находится зимняя скуфья (подбитая мехом) старца Амвросия Иванова (Балабановского). По обычаю священники выносили ее из алтаря и возлагали на головы верующих. Порою случалось, что кто-либо из одержимых начинал кричать при этом. Однажды, собираясь служить Всенощную, и несколько запаздывая, он вспомнил (почти с досадой), что обещал вынести скуфью приехавшим издалека монахиням. Боясь опоздать с началом службы, батюшка довольно торопливо возлагал ее на их головы. Когда же отнес скуфью в алтарь, то сам приложился к ней и покаялся, что в суете, без должного благоговения, прикасался к святыне. И вдруг ощутил медовый запах, исходящий от шапочки. Тогда он вернулся к матушкам и дал им приложиться к ней, затем спросил, есть ли ощущение аромата? Они подтвердили, что обоняли мед.
Отец Андрей поблагодарил Господа. Но вот прошло некоторое время, и  тайный холод сомнения проник в сердце. Вдруг подумалось: а не почудилось ли им всем медовое благоухание, исходящее от шапочки? Быть может, кто-то просто пользовался пахучим шампунем? Но недоумение не осталось без ответа. Однажды входя в алтарь, вдруг ощутил настолько сильное благоухание, «словно его погрузили в бочку меда», ну какие сомнения могли еще оставаться? «Вот тебе, маловере, чтобы утвердился», - завершил свой рассказ батюшка.
В пояснение происшествия хочу напомнить, что покровителем отца Амвросия был святой митрополит Амвросий Медиоланский, (празднуется вслед за Николой зимним). Когда родился будущий святитель, Господь послал пчел как своих вестников, и они облепили лицо ребенка, его уста, нимало не повредив ему при этом и не испугав. Это было прообразом, символом медоточивой речи, не скверных уст, «божественного глагола», ведь впоследствии он стал знаменитым церковным проповедником. Когда же умирал его соименник - старец Амвросий, то последними словами старца были - «пчелы, пчелы, мед»… Видимо, святой покровитель пришел встретить его безгрешную душу, окруженный своими верными спутниками - пчелами.
 Еще отца Андрея весьма удивило то, что запах меда менял свои оттенки. Когда он это заметил, то вынес скуфью одной женщине с обостренным обонянием, и она подтвердила, что «вчера был запах гречишного меда, а сегодня – липового». Мне представляется особенно важным здесь отметить, что впервые запах меда он ощутил в ответ на свое покаянное чувство, обращенное к старцу.

примечание:**на фото изображен, и здесь имеется в виду архимандрит Псково-Печерского манастыря отец Адриан Кирсанов, который был жив в момент написания книги, а теперь уже отошел ко Господу - 28 апреля 2018 г
* архмандрит Иероним Шурыгин настоятель мужского м-ря в г. Алатырь, отошел ко Господу 28 августа 2013 (60 лет)
(1)Преподобный старец Амвросий Балабановский смотри в Прозе.ру, а также на сайте
"Азбука веры", где кстати есть и аудио-вариант (2)«Беседа о молитве», монах Константин стр. 19
 


Рецензии