Три этюда о шахматах
2. РЕЛЯТИВИСТСКИЕ ШАХМАТЫ (на картинке простая позиция: у белых - La1, Ld2, Крe1, у черных Крg1). Позиция, изображенная на рисунке - заведомо выигрышная для белых, несмотря на то, что ход черных. Речь может идти лишь о минимальном числе ходов, за которое белые поставят черному королю неизбежный мат. Перейдем, однако, в субсветовую систему отсчета, движущуюся навстречу доске со скоростью, достаточно близкой к скорости света. Как известно, в этой системе отсчета все фигуры (а мы помним, что в реальности они не плоские картинки, как на рисунке, а объемные столбики) испытают существенное сокращение своих вертикальных размеров. Попросту говоря, они сплющатся и превратятся... в русские шашки. А тогда ситуация меняется достаточно кардинально: черная дамка против трех белых обычных шашек. У черных есть все шансы на уверенную победу... :)
Примечание: скорость выигрышной системы отсчета должна быть достаточно большой, чтобы фигуры сплющились до размера шашечных, но недостаточно близкой к скорости света, чтобы из-за релятивистского эффекта Доплера цвет шашечных клеток не ушел в дальний ультрафиолет - клетки доски и сами шашки станут невидимыми в нем, то есть попросту говоря вся позиция при скоростях очень близких к скорости света превратится в черный квадрат Малевича. В связи с этим, гипотеза, проливающая новый свет на загадку квадрата Малевича: возможно Малевич и рисовал шахматную партию, но изобразил ее в субсветовой системе отсчета!
3. ВНУТРЕННЕЕ ШАХМАТНОЕ ВРЕМЯ. Любопытно, что в шахматах есть свои внутренние часы. Стандартные шахматные часы не имеют к ним никакого отношения - это просто человеческий фактор. Настоящими часами в шахматах являются... пешки! Именно они и только они одни привносят в игру принципиальную необратимость (а необратимость - основной атрибут времени): ход любых других фигур можно в принципе отыграть обратно, а обратные ходы пешек запрещены правилами. Пешки со своими необратимыми ходами создают вариант чисто шахматного времени. Внутреннее шахматное время для каждого из цветов начинается только с первого хода пешки этого цвета и заканчивается с потерей последней. В некоторых (редких!) дебютах игра начинается конями (дебют Дёркина или "натриевый" дебют, дебют Амара или "аммиачный" дебют), то есть в таких дебютах партия начинается до "запуска" шахматного времени. По этой же причине в эндшпиле без пешек игра происходит уже после "конца" шахматного времени. Кроме того, для всех фигур и пешек (пешки не считаются фигурами) существует аналог смерти (фигура или пешка бьется фигурой соперника и выбывает из игры), но для пешки существует дополнительная опция "вечности", которая включается для нее, когда она достигает первой горизонтальной линии противника. При этом в "вечности" пешка становится одной из фигур и воплощается в шахматном времени (если оно еще не кончилось), приобретая шахматную силу, но теряя свою способность задавать течение шахматного времени. Чем больше ходов было сделано пешками, тем больше шахматного времени прошло, тем больше энтропия партии, тем сложнее и запутанее игра. Чем меньше пешек на поле, тем слабее поток шахматного времени, тем меньше потоки шахматной энтропии, тем проще и предсказуемее партия. В свете этих наблюдений-аналогий открывается новая сторона шахматной теории выдающегося шахматиста 18 века Франсуа Филидора, в которой он особую роль (в отличие от большинства сильных шахматистов своего времени) уделял пешкам: "Пешки - душа шахмат, только они создают атаку и защиту, от их хорошего или плохого расположения целиком зависит победа или поражение в партии." Теперь для меня это звучит как шахматное пророчество!)
Свидетельство о публикации №123051404100